Ракетный крейсер адмирал зозуля. Энергетическая установка и ходовые качества

«Адмирал Зозуля»

Включен в списки кораблей ВМФ СССР 11 июня 1964 года. Крестной матерью корабля при спуске его на воду стала Лариса Владимировна Игнатьева - секретарь комитета ВЛКСМ военной приемки. 15.01.1967 года командир ЛенВМБ контр-адмирал Бойков вручил первому командиру капитану 2 ранга С.П. Теглеву (заместитель командира по политической части А.Д. Жорняк) флаг корабля. 12 февраля 1967 года, в условиях сложной ледовой обстановки, корабль перешел в г. Балтийск и 15 февраля приступил к выполнению программы ходовых испытаний. Перед началом государственных испытаний ВПК посетили член политбюро ЦК КПСС Д.Ф.Устинов, заместители председателя Совмина СССР С.А.Новиков и А.В.Смирнов, ГК ВМФ С.Г.Горшков. 7 ноября 1967 года корабль принял участие в военно-морском параде на Неве в честь 50-летия Октябрьской революции. 23.11.1967 года (по другим данным 25.11) корабль начал переход в главную базу СФ - Североморск, куда прибыл 3 декабря 1967 года. 18 января 1968 года ВПК «Адмирал Зозуля» был включен в состав 120 БрРК КСФ. Весной 1968 года корабль посетил член политбюро ЦК КПСС К.Т. Мазуров. В июне-июле 1968 года ВПК «Адмирал Зозуля» принял участие в ЗКШУ «Север» и КШУ «Арктика» под руководством ГК ВМФ, а в сентябре-октябре на полигонах боевой подготовки в Белом море впервые на соединении отработал и успешно провел опытовые стрельбы главным комплексом П-35. С 12 по 15 августа 1969 года во время учения «Кольский берег» под руководством ГК ВМФ с оценкой «отлично» выполнил стрельбу ЗРК «Волна» по крылатой ракете. С 22 августа по 14 октября 1969 года БПК участвует в учении «Заря-2» (осуществил переход по маршруту Североморск - о.Крит и обратно). С 01.12.1969 года находился в Средиземном море с целью выполнения боевой задачи по оказанию помощи вооруженным силам Египта. По итогам года корабль добился лучших результатов на соединении. В апреле 1970 года принял участие в учениях «Океан», ставшими самыми крупномасштабными за послевоенный период, а с 30 апреля 1970 года БПК выполнил задачи БС в Северо-Восточной Атлантике. С 3 по 17 июля участвует в походе по Средиземному морю. С 5 августа по 8 сентября 1970 года кораблем были выполнены стрельбы комплексом П-35 в Баренцевом и Белом морях. Все ракеты попали в цель и по итогам года БПК «Адмирал Зозуля» был награжден почетной грамотой ЦК КПСС, Президиума ВС и СМ СССР, а личный состав корабля Ленинскими юбилейными медалями «За воинскую доблесть». 23 марта 1971 года БПК «Адмирал Зозуля» приказом командующего КСФ объявлен отличным кораблем.
С мая 1972 года по июнь 1974 года на ССЗ им. А.А.Жданова прошел средний ремонт и 7.11.1974 года введен в состав кораблей постоянной боевой готовности.
С 1 июня по 1 декабря 1975 года (по другим данным по 20.09) КУГ под командованием начальника штаба 7 ОПЭСК капитана 1 ранга П.П.Гусева в составе БПК «Адмирал Зозуля» и «Адмирал Исаков» несла БС в Центральной Атлантике и в Средиземном море. С 31.07 по 04.08.1975 года с деловым заходом корабль посетил п. Аннаба (Алжир). 11 сентября произошла катастрофа вертолета Ка-25, в результате которой погиб штурман вертолета капитан Р.С. Суринт, а вертолет затонул на большой глубине. За период похода пройдено около 29000 миль, все задачи были выполнены с хорошими оценками. По итогам 1976 года в составе КУГ 120 БрРК (БПК «Маршал Тимошенко», БПК «Смышленый») завоевал приз ГК ВМФ по ПВО, приказом ГК ВМФ объявлен лучшим надводным кораблем по огневой и тактической подготовке в ВМФ СССР, экипаж награжден Почетной грамотой ГК ВМФ. На СФ корабль был объявлен лучшим ракетным кораблем флота и награжден переходящим призом военного совета. Следует отметить, что командир корабля капитан 2 ранга А.С.Ковальчук был избран делегатом 25-го съезда КПСС, а это, по тем временам, говорит о многом.
С 10.04 по 2.11.1977 года корабль выполнил задачи БС в районах Северной Атлантики и Средиземного моря. С 11 по 18 октября 1977 года с официальным визитом посетил п.Дубровник (СФРЮ). По итогам БС БПК занял 1-е место на 5 ОПЭСК, награжден памятным красным знаменем Министерства водного и мелиоративного хозяйства СССР и объявлен лучшим надводным кораблем СФ.
В конце лета 1977 года корабль в соответствии с директивой ГШ ВМФ переклас-сифицирован в ракетный крейсер.
В сентябре 1978 года РКР «Адмирал Зозуля» (совместно с БПК «Адмирал Макаров» и БПК «Смышленый») успешно выполнил задачи разведки и слежения за ОВМС НАТО на учении «Nоthегn Wedding-78». По итогам 1978 года занял 2-е место на соединении и был награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ «За воинскую доблесть».
С 31.03 по 08.04.1984 года принял участие в оперативном КШУ «Атлантика-84» под руководством ГК ВМФ.
24.04.1985 года РКР «Адмирал Зозуля» убыл для капитального ремонта и модернизации на КОЛМЗ (г. Кронштадт) и на период ремонта вошел в состав 95 ОДнСРК ЛенВМБ. С 9 октября 1986 года переподчинен в состав ДКБФ. На корабль установили четыре АУ АК-630М и систему «Шлюз». При ремонте использовались механизмы с находящегося в заводе и ожидающего начала среднего ремонта и модернизации БПК «Маршал Тимошенко». В мае 1992 года корабль был принят после ремонта и модернизации от промышленности и включен в состав 12-й ДиРК БФ. Практически сразу же после выхода из завода по вине личного состава были выведены из строя главные котлы ГЭУ, и в море корабль больше не выходил. В сентябре 1994 года исключен из боевого состава ВМФ в связи с передачей в ОРВИ для демонтажа и реализации. 24 сентября командир корабля капитан 2 ранга Н.Михайлов спустил Андреевский флаг. 30.12.1994 года расформирован.

Бортовые номера: 581 (1967 г.), 297, 550, 569, 532, 093, 087, 052 (1990 г.).

Кораблем в разные годы командовали:
капитан 2 ранга С.П. Теглев (14.08.1970 г. назначен начальником отдела ПВО штаба СФ),
капитан 3 ранга В.З.Дзюба,
капитан 3 ранга Александр Сергеевич Ковальчук,
капитан 2 ранга Владимир Иосифович Казаков,
капитан 3 ранга Ю.И.Кривенко,
капитан 2 ранга Н.Михайлов.

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 2×2 57-мм АУ АК-725.

Зенитная артиллерия

  • 4×1 ЗАУ АК-630М.

Ракетное вооружение

  • 2×2 ПУ ПКР П-35.

Радиолокационное вооружение

  • Навигационная РЛС МР-310У «Волга», MP-500 «Кливер», МР-310 «Ангара-А».

Радиоэлектронное вооружение

  • «Гурзуф А» МП150, «Гурзуф Б» МР-152 - станции постановки активных помех, БИП «Планшет-1134», станция РТР «Залив», МРП 11-14 ,МРП 15-16.

Авиационная группа

  • 2 вертолёта Ка-25РЦ или 2 Ка-25ПЛ.

Построенные корабли

Проект 1134 - тип ракетных крейсеров Советского Военно-Морского Флота , до 1977 года классифицируемых как БПК , является родоначальником данного подкласса кораблей. Впервые в ВМФ СССР именно на этой серии кораблей было применено базирование вертолетов. Основное назначение – борьба с атомными подводными лодками в удалённых районах, противовоздушная оборона и противолодочная оборона.

История создания

При проектировании новых кораблей пр.1134 новые требования к кораблям данного класса, появившиеся после принятия на вооружение ракетных крейсеров пр.58 в значительной мере были учтены: в заново спроектированном увеличенном корпусе с котлотурбинной энергетической установкой (такой же, как на пр.58) был размещен второй ЗРК «Волна» (боекомплект зенитных ракет в каждом погребе был увеличен в два раза за счет введения конвейерного хранения ракет), несколько изменен состав радиоэлектронного вооружения (вместо второй РЛС «Ангара» установлена новая РЛС «Кливер» и станция активных помех «Гурзуф»), обеспечено постоянное базирование в кормовом ангаре вертолета Ка-25РЦ (впервые на наших кораблях такого класса). Однако ударные возможности корабля при этом уменьшились: на нем был оставлен один противокорабельный комплекс П-35 с четырьмя ракетами 4К44 в спаренных пусковых установках, не имевших горизонтального наведения и без второго боекомплекта. Планируемый к установке ЗРК М-11 «Шторм» так и не был готов к постройке серии, поэтому на «Беркуте» поставили «что было», то есть ЗРК «Волна». Кроме того, вместо 76-мм артустановок установили менее мощные по снаряду, но более скорострельные новые зенитные спаренные 57-мм автоматы АК-725 с индивидуальным управлением каждого от РЛС «Барс».

С самого начала БПК пр.1134 получали систему приёма внешнего целеуказания для стрельбы ПКРК П-35 - «Успех-У». Для управления кораблём и соединением имелся совмещённый ГКП-ФКП-БИП, оборудованный электронными планшетами, системой взаимного обмена информацией «Море-У» и другим необходимым оборудованием.

По упомянутым выше причинам новые корабли классифицировались как «большие противолодочные», и в этой связи состав противолодочного оружия был несколько усилен. Вместо трехтрубных торпедных аппаратов были установлены пятитрубные ПТА-53-1134 с противолодочными торпедами «Енот-2», появился «второй калибр» - РБУ-1000 - менее дальнобойная, но с более мощными бомбами. К тому же боезапас для РБУ-6000 был увеличен после того, как во время корректировки проекта было принято решение отказаться от запасных ПКР. Главным изменением противолодочного вооружения стала ГАС кругового обзора «Титан» и целеуказания «Вычегда», а также наличие противолодочного вертолёта для вооружения которого предусматривались 5 торпед ПЛАТ-1 и 54 РГАБ.

Несмотря на всё вышеперечисленное, первые корабли типа «Беркут» по сути оказались «шагом на месте», и хотя в конце 1970-х годов они и были переквалифицированы в ракетные крейсеры, таковыми по своим возможностям их можно было считать весьма условно. Так, первоначально система управления обеспечивала управление только двумя ПКР в залпе при стрельбе по основному режиму. Не состоялись они и в первоначальном качестве - противолодочном, особенно по причине слабого гидроакустического и противолодочного вооружения.

Корабли типа «Беркут» стали родоначальники самого крупного семейства больших противолодочных кораблей ВМФ СССР, позже строились «Беркут-А» и «Беркут-Б» и в какой-то мере являлись преемниками первых БПК проекта 61.

Постройка и испытания

Строительство

Строительство кораблей проекта 1134 было развёрнуто на судостроительном заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде с 1964 по 1969 годы. Главными строителями корабля были Д. Б. Афанасьев, Г. В. Филатов. Ответственные сдатчики - М. И. Шрамко, А. Г. Булгаков, Ю. А. Большаков, В. И. Чупрунов.

Технология постройки кораблей проекта 1134 повторяла технологию постройки кораблей проекта 58. Корпус корабля был целиком сварным и был разбит на крупные кольцевые блоки, состоящие из секций. Сварные и газорезательные работы были упрощены и автоматизированы. В связи с возросшим водоизмещением корабля, корпус спускался на воду в меньшей степени готовности и целый ряд монтажных работ был усложнён из-за необходимости их проведения на плаву. Увеличение толщины листов обшивки и размеров профилей ряда конструкций привело к уменьшению размеров секций и увеличивало стоимость и продолжительность сборки.

Всего планировалось построить десять больших противолодочных кораблей проекта 1134, но в итоге заказчик - флот - ограничился постройкой четырёх единиц с одновременной переработкой проекта в первый специализированный проект большого противолодочного корабля, получивший обозначение как БПК проекта 1134-А. В 1968 году главный строитель головного корабля Г. В. Филатов и ответственный сдатчик ГЭУ (сдаточный механик) И. М. Прудов были удостоены Государственной премии СССР.

Испытания

Испытания головного корабля серии - «Адмирала Зозули» были начаты в Балтийском море в феврале 1967 года. За период испытаний, завершившихся уже в октябре 1968 года в Белом море корабль прошёл 15 615 морских миль за 995 ходовых часов. На испытаниях проверялись ходовые качества корабля, непотопляемость и живучесть. Производились стрельбы ЗРК «Волна-М» по парашютным мишеням, большому корабельному щиту и по имитированным целям, артиллерийские стрельбы по воздушному конусу (дистанция 2000 м) и по буксируемому морскому щиту (дистанция 3000 м). Торпедное оружие проверялось одиночной стрельбой (одной торпедой) по подводной лодке проекта 613, идущей со скоростью шесть узлов на дистанции 20 кабельтовых (3,7 км). Стрельбы из реактивно-бомбовых установок РБУ-1000 и РБУ-6000 производились полными залпами по щиту с гидроакустическим отражателем. Программа испытания корабельного вертолёта отличалась масштабностью: полёты проводились днём и ночью, взлёты и посадки осуществлялись на стопе и на ходу, на спокойной воде и при качке, с разных курсовых углов. Вертолёт отрабатывал торпедо- и бомбометание, постановку радиогидроакустических буёв, производилась проверка систем привода и связи, авиатехнического оборудования и систем обеспечения базирования вертолёта. Стрельбы противокорабельными ракетами П-35 производились в полигонах боевой подготовки на Белом море на максимальную (198,2 км) и на минимальную (29,8 км) дальности одиночными ракетами (в телеметрическом варианте) и двухракетными залпами из установок обоих бортов по мишени. Всего по результатам испытания головного корабля, были приняты на вооружение 20 головных образцов вооружения, механизмов и оборудования. Сами испытания были оценены как успешные. Схожие испытания проходили и другие корабли.

Описание конструкции

Корпус

Корабли проекта имели мореходный корпус, обводы которого во многом повторяли корпус эскадренных миноносцев проекта 56 и копировали удачный корпус ракетных крейсеров проекта 58 в несколько увеличенных размерениях. Корпус состоял из 300 шпангоутов и набирался по продольной системе с практической шпацией по всей длине 500 мм, был сварным, из безникелевой стали марок М-35 и М-40 с толщиной обшивки 8 - 14 мм. Пятнадцатью главными водонепроницаемыми переборками корпус разделялся на шестнадцать водонепроницаемых отсеков. На корабле имелись три палубы (верхняя, палуба бака, нижняя) и три платформы (I, II и III, нумерация снизу верх). По всей длине корабля шло двойное дно с вырезом для подъёмно-опускного устройства ПОУ-16 гидроакустической станции МГ-312 «Титан-1» (между 76 и 88 шпангоутами).

На верхней палубе размещался совмещённый флагманский командный пункт, главный командный пункт и боевой информационный пост, оборудованный системой первичной обработки информацией «Планшет-1134» и системой взаимного обмена информацией «Море-У». На 1-й платформе находилось носовое машинно-котельное отделение (МКО) с двумя котлами и главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) правой валолинии, отделение вспомогательного котла и успокоителей качки, кормовое МКО с двумя котлами и ГТЗА левой валолинии (114-198 шпангоуты). В районе форштевня размещались датчики станций обнаружения подводных лодок по тепловому следу МИ-110К (контактная подкильная) и МИ-110Р (воздушная). В носовой части корабля, перпендикулярно диаметральной плоскости и параллельно друг другу была расположена пара установок РБУ-6000, разделённых специальным экраном для обеспечения взаимной защиты от пламени стартующих реактивных бомб. Носовая пусковая установка ЗИФ-102 ЗРК «Волна» находилась далее в корму перед ходовой рубкой.

Строение корабля

Бронирование

Для защиты жизненно важных частей корабля в бою было применено традиционное бронирование: противоснарядное для цитадели, башен главного калибра и боевой рубки; противоосколочное и противопульное - боевые посты верхней палубы и надстроек. Использовалась, в основном, гомогенная броня. Впервые была освоена сварка толстой корабельной брони, сама она при этом полностью включалась в корабельные конструкции. Конструктивная подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия противника включала в себя, кроме традиционного двойного дна, систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок. Расположение служебных и жилых помещений практически мало отличалось от принятого на крейсерах пр.58.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка (ГЭУ) кораблей проекта 1134 - котлотурбинная, массой 936 т, с четырьмя высоконапорными главными котлами КВН 98/64 вертикально-водотрубного типа с естественной циркуляцией воды, односторонним протоком газов, вертикальным трёхходовым двухколлекторным пароперегревателем и водяным змеевиковым гладкотрубным экономайзером. Подача воздуха в котёл осуществлялась непосредственно в топку турбонаддувочным агрегатом ТНА-3. Конструкция котлоагрегатов соответствовала применяемым котлам на ракетных крейсерах проекта 58, но с другими турбонаддувочными агрегатами и более высокой паропроизводительностью.

В состав котлотурбинной установки входили два двухкорпусных главных турбозубчатых агрегата ТВ-12 с турбинами низкого и высокого давления. В корпусе турбины низкого давления была расположена турбина заднего хода. На полном ходу пар из турбины высокого давления через ресивер поступал в турбину низкого давления и далее отводился в главный конденсатор. В состав главного турбозубчатого агрегата входил двухступенчатый редуктор, передававший крутящий момент от двух турбин к валолинии. Мощность установки - 90 000 л. с. ГЭУ располагалась в двух машинно-котельных отделениях по два котлотурбинных агрегата, одному главному турбозубчатому агрегату в каждом. Управление каждым из эшелонов ГЭУ обеспечивалось автоматической системой «Рион».

С целью обеспечения корабля паром на стояночных режимах и приготовления ГЭУ к походу на корабле имелась вспомогательная котельная установка КВВ-7,5/28 с паропроизводительностью 7,5 т/ч. Восполнение утечек питательной воды и приготовление питьевой и мытьевой воды на корабле производилось при помощи двух опреснительных установок производительностью по 60 т в сутки. Системы кондиционирования обеспечивались четырьмя холодильными машинами с холодопроизводительностью 300 000 Ккал/ч

Вооружение

Главный калибр

В отличие от РКР пр.58 основным на пр.1134 стало зенитное вооружение. На корабле первоначально предполагалось разместить два новых ЗРК М-11 «Шторм» с системой управления «Гром» и боекомплектом по 18 зенитных управляемых ракет (ЗУР) В-611 на каждый комплекс. Наиболее существенно от предыдущего ЗРК М-1 «Волна» комплекс М-11 отличался большей дальностью стрельбы: на малых высотах – до 22км, набольших – до 32 км, и по более скоростным (до 700 м/с) целям. У комплекса М-1 эти характеристики соответственно составляли 15 км, 24 км и 600 м/с. Однако эти улучшения дорогой ценой: если ЗУР В-600 весила 985 кг, то В-611 – вдвое больше (1844 кг). Правда, и более эффективная боевая часть последней весила почти вдвое больше (126 кг против 70 у В-600). «Шторм» оказался в нашем флоте единственным «чисто» морским комплексом, разработанным без унификации с ЗРК сухопутных войск и войск ПВО. По уже известным причинам этот ЗРК на корабль не попал, в процессе рабочего проектирования пришлось корректировать проект под ЗРК «Волна»

Ударный (противокорабельный) ракетный комплекс П-35 на БПК пр.1134 принимался в одиночной комплектации, но с двумя новыми спаренными ненаводящимися ПУ КТ-72. Эти ПУ, естественно, были легче, чем СМ-70 на кораблях пр.58. По-походному они имели нулевой угол возвышения, перед стрельбой задавался фиксированный угол 25 град. Грубое наведение ракет в горизонтальной плоскости осуществлялось маневрированием корабля. Первоначально в проекте предусматривалось размещение второго боекомплекта из четырех ракет 4К-44, расположенного в погребах на верхней палубе непосредственно перед ПУ. Однако позже от них отказались из-за потребовавшихся дополнительных объемов, длительности процесса перезарядки, который затягивался на несколько часов, что вряд ли было реальным в боевых условиях. Таким образом, ударные возможности БПК пр.1134 позволяли осуществить всего два двухракетных залпа – против четырех четырехракетных на крейсере пр.58, хотя вторая залповая серия на последнем могла быть осуществлена только через несколько часов после первой. Других различий комплексы П-35, установленные на кораблях пр.58 и пр.1134, между собой не имели, если не считать некоторых изменений в приборах управления стрельбой системы «Бином», продиктованных как опытом их освоения на головном корабле пр.58, так и уменьшением числа ракет в залпе. Поскольку корабль пр.1134 классифицировался как «большой противолодочный», основное внимание предполагалось уделить противолодочному вооружению. Однако нового оружия к началу разработки проекта не имелось даже «на бумаге» – основные усилия КБ этого профиля в то время сосредоточились на разработке такого оружия для ПЛ. Поэтому по первоначальному техническому проекту «Беркут» вооружался точно такими же средствами, как и его предшественник: два трехтрубных ТА калибром 533 мм и две РБУ-6000 с боекомплектом 144 РГБ. Однако после принятия решения об отказе от запасных ПКР 4К-44 появилась возможность несколько увеличить противолодочный боезапас, поэтому в ходе корректировки проекта на корабле вместо трехтрубных разместили пятитрубные ПТА-53-1134 с противолодочными торпедами «Енот-2». Кроме этого корабль дополнительно вооружили менее дальнобойными, но более мощными шестиствольными РБУ-1000 («Смерч-3»). Достаточно сказать, что применявшаяся из РБУ-1000 РГБ-10 имела вчетверо больший вес ВВ, чем РГБ-60, применявшихся из РБУ-6000 («Смерч-2»). Общий запас составлял 48 РГБ. Главным изменением противолодочного вооружения «Беркута» по сравнению с РКР пр.58 явилось некоторое улучшение гидроакустического вооружения: для обеспечения боевого применения оружия ПЛО на корабле устанавливались ГАС кругового обзора «Титан» (МГ-312) и целеуказания «Вычегда» (МГ-311). Эти станции при благоприятной гидрологии имели дальность действия в режиме «ШП» (шумопеленгование) 8-10 км. Но кардинальным шагом в области усиления противолодочных возможностей корабля стало обеспечение постоянного базирования на нем корабельного вертолета Ка-25 в противолодочном или варианте целеуказания (Ка-25ПЛ или Ка-25Ц). Увеличившиеся размещения и водоизмещение позволили, наконец, разместить ангар и не совсем полноценные средства обеспечения, благодаря чему БПК пр.1134 стал первым отечественным кораблем с постоянным базированием вертолета, для вооружения которого предусматривалось 5 торпед ПЛАТ-1 и 54 радиогидроакустических буя (РГАБ).

Вспомогательная/зенитная артиллерия

зенитная артиллерия 4×1 ЗАУ АК-630М

Ракетное вооружение 2×2 ПУ ПКР П-35

Авиационное вооружение

Ка-25ПЛ (Hormone-А по классификации НАТО) - основная модификация вертолёта Ка-25. Вертолёт предназначен для поиска и уничтожения атомных подводных лодок бортовыми средствами обнаружения и поражения на удалении около 200 км от корабля базирования. Всего было выпущено 275 машин этой модификации.

Вертолёт оборудован опускаемой гидроакустической станцией ВГС-2 «Ока» в задней части фюзеляжа, поисковой РЛС «Инициатива-2К» в носовом обтекателе и радиогидроакустической системой «Баку» с приемным устройством СПАРУ-55 «Памир». Также на машинах данной модификации установлен радиоприемник маяков-ответчиков РПМ-С, взаимодействующий с радиолокационными буями типа «Поплавок-1А». В поисковом варианте вертолёт может переносить и применять до 36 сбрасываемых радиогидроакустических буёв типа РГБ-Н «Ива», РГБ-НМ «Чинара» или РГБ-НМ1 «Жетон», расположенных в контейнере по правому борту за стойкой основного шасси.

Вертолёт может быть вооружён торпедами типа АТ-1, АТ-1М, Т-67, ракето-торпедой АПР-2 или противолодочными авиабомбами (ПЛАБ 250-120,-50,-МК).

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Радиолокационное вооружение Навигационная РЛС МР-310У «Волга», MP-500 «Кливер», МР-310 «Ангара-А»

Радиоэлектронное вооружение «Гурзуф А» МП150, «Гурзуф Б» МР-152 - станции постановки активных помех, БИП «Планшет-1134», станция РТР «Залив», МРП 11-14 ,МРП 15-16

вспомогательное оборудование Средства связи Химическое вооружение

Модернизации проекта

  • ПКРК «Прогресс» (4 ПКР 4М44) вместо П-35
  • Адмирал Зозуля, Вице-адмирал Дрозд установлены 2х6 30 мм АК-630 – СУ МР-123 «Вымпел-А»
  • Вице-адмирал Дрозд установлены 2*1 45 мм 21КМ
  • Добавлена НРЛС «Дон»
  • Адмирал Зозуля в 11.1971-06.1974 установлена НРЛС МР-212 «Вайгач»

История службы

С 11 сентября 1969 по 10 февраля 1980 г. 3 ракетных крейсера проекта несли службу на Северном флоте и 1 - на Тихоокеанском. К моменту утилизации первого корабля проекта 2 ракетных крейсера несли службу на Тихоокеанском флоте и по одному - на Северном и Балтийском флотах.

В ходе третьей индо-пакистанской войны группа кораблей тихоокеанского флота СССР, в состав которой входил и БПК «Владивосток», под командованием капитана 1-го ранга А. Мамончикова, обеспечила невмешательство кораблей ВМС США в конфликт на стороне Пакистана.

Усиленная эксплуатация и довольно редкие (далекие от плановых сроков) ремонты и, и главное – постигшие страну и ее Вооруженные силы несчастья – сделали свое дело. Не прослужив 25-летнего срока, 28 мая 1990 г. был выведен из состава ВМФ «Севастополь», через месяц за ним последовал «Владивосток», а через год, в 1991 г. – «Вице-адмирал Дрозд», затонувший при буксировке на разделку. Название «Владивосток» вскоре было передано также тихоокеанскому БПК пр.1134-Б, носившему до этого имя «Таллин». Как ни странно, но долгожителем остался самый старый (головной) корабль «Адмирал Зозуля». Произошло это благодаря тому, что корабль успел до развала СССР пройти очень долгий капитальный ремонт на Кронштадтском Морском заводе, по окончании которого он был почти немедленно списан – очень характерный сюжет, иллюстрирующий истинное положение дел на нашем многострадальном флоте. Корабли пр.1134 трудно отнести к шедеврам отечественного военного кораблестроения, однако они положили начало последовавшей большой серии новых БПК пр.1134А и 1134Б, на базе которых, в свою очередь, были созданы ракетные крейсера типа «Атлант» (пр.1164, см. подробно >>>). При этом важно еще раз упомянуть, что РКР пр.1134 стали первыми надводными кораблями нашего флота с постоянным базированием вертолета. В этом отношении их смело можно назвать этапными.

Корабли

Перечень кораблей проекта 1134 «Беркут»

Примечания

Бортовые номера

  • «Адмирал Зозуля»: 581(1967), 550(1968), 532(1969), 558, 569, 093, 297(1977), 072(1978), 087(1979), 060(1985), 052(1990)
  • «Вице-Адмирал Дрозд»: 583(1968), 553(1970), 548(1971), 592, 298, 224(1976), 299(02.1976), 560(1982), 060(1984), 097(1985), 054(1988), 068(1990)
  • «Владивосток»: 563(1970), 562(1971), 565(1971), 567(1971), 542(1971), 581?, 582?, 106, 139(1977), 072, 017(1980), 029(03.1987), 034(1990)
  • «Севастополь»: 590(1969), 542(1970), 555(1971), 544(1974), 293, 048, 056(1980), 032(1981), 026(05.1984), 017(05.1987), 033(1989)

Литература и источники информации

  • Аверин А. Б. Адмиралы и маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А. - М.: Военная книга, 2007. - 80 с.: ISBN 978-5-902863-16-8
  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР:Справочник. В 4-х томах. Т. 2. Ударные корабли. Часть 1. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли. - СПб.: Галея Принт, 2003. - 124 с.: ил. ISBN 5-8172-0080-5
  • Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. - СПб.: История корабля, 2006. - ISBN 5-903152-01-5

Ракетные крейсера 1134.

Ракетные крейсера проекта 1134 (шифр — «Беркут» обозначение NATO — Kresta I class) были разработаны для поиска и уничтожения Подводных лодок противника и обеспечения противолодочной и противовоздушной обороны тактических корабельных групп, а так же охранения морских конвоев. Первоначально все 4 из построенных крейсеров относились к подклассу больших противолодочных кораблей, но в 1977 году все они были переведены в подкласс ракетных крейсеров. Головной корабль — «Адмирал Зозуля».

Ракетный крейсер Адмирал Зозуля.

Знаки крейсера Адмирал Зозуля.



Ракетный крейсер Адмирал Зозуля - построен в рамках проекта 1134, шифр «Беркут». До 3 августа 1977 классифицировался как большой противолодочный корабль. Спущен на воду 17 октября 1965г. и вступил в строй 8 октября 1967г., был включён в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ). С 1 декабря 1969г по 30 июня 1970г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 9 октября 1986г. зачислен в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). Бортовые номера: 581(1967), 297, 532(1969), 550(1969), 558, 569, 093, 072(1978), 087(1979), 060(1985), 052(1990). Списан: 1994г.

Ракетный крейсер Вице-адмирал Дрозд.

Знаки крейсера Вице-адмирал Дрозд.


Ракетный крейсер Вице-адмирал Дрозд - построен в рамках проекта 1134, шифр «Беркут». До 3 августа 1977 классифицировался как большой противолодочный корабль. Спущен на воду 18 октября 1966г. и вступил в строй 27 декабря 1968г., был включён в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота (ДКБФ). С 8 апреля 1975г., переведен в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ). Бортовые номера: 583(1968), 548, 553(1970), 592, 298, 299(02.1976), 560(1982), 060(1984), 097(1985), 054(1988), 068(1990). Списан: 1990г.

Ракетный крейсер Севастополь.

Знаки крейсера Севастополь.


Ракетный крейсер Севастополь - построен в рамках проекта 1134, шифр «Беркут». До 3 августа 1977 классифицировался как большой противолодочный корабль. Спущен на воду 28 апреля 1967г. и вступил в строй 25 сентября 1969г., был включён в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ) . С 11 февраля 1980г., переведен в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота (КТОФ). Бортовые номера: 590(1969), 542(1970), 555(1971), 544(1974), 293, 048, 056(1980), 032(1981), 026(05.1984), 017(05.1987), 033(1989). Списан: 1989г.

Ракетный крейсер Владивосток.

Знаки крейсера Владивосток.


Ракетный крейсер Владивосток - построен в рамках проекта 1134, шифр «Беркут». До 3 августа 1977г. классифицировался как большой противолодочный корабль. Спущен на воду 1 августа 1966г. и вступил в строй 1 августа 1969г., и уже 11 сентября 1969г. был включён в состав Краснознамённого Балтийского флота (КБФ).

С 11 августа 1969г. по 11 февраля 1970г. боевая служба в Индийском океане. В ходе службы совершил заходы в иностранные порты: сентябрь - Лагос (Нигерия), декабрь - Бербера, Могадишо и Кисмая (Сомали), Аден (Йемен), Порт-Судан (Судан).

С 26 августа по 3 октября 1971г. выполнял боевую задачу в центральной и северо-западной части Тихого океана, в непосредственной близости от побережья США, пройдя с разведывательными целями в районах боевой подготовки ВМС США по маршруту Алеутские острова - залив Аляска - Гавайские острова протяженностью 13800 миль.

С 13 декабря 1971г. по 6 марта 1972г. нес боевую службу в Индийском океане. Выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Пакистана. Обеспечивал слежение за силами ВМС США и Англии.

В начале апреля 1978г. участвует в крупных учениях КТОФ совместно с БПК «Способный», «Маршал Ворошилов» и «Адмирал Октябрьский», СКР «Разящий». С борта КРУ «Адмирал Сенявин» за учениями наблюдали Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев и Министр обороны Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов.

С ноября 1978г. по август 1979г. нес боевую службу в Индийском океане

В период боевой службы совершил деловые заходы в порты: Виктория, Мапуту, Камрань, Дахлак и дважды в порт Аден.

С апреля по декабрь 1980г. нес боевую службу в Индийском океане

В марте 1984г. нес боевую службу в Индийском океане. Обеспечивал слежение за авианосцем «Китти-Хок» (ВМС США)

В 1987г. привлекался к несению боевой службы в Южно-Китайском море.

Бортовые номера: 563(1970), 562(1971), 565(1971), 567(1971), 542(1971), 106, 139(1977), 072, 017(1980), 029(03.1987), 034(1990). Списан 1991г.


Адмирал Зозуля - советский ракетный крейсер проекта 1134.Зачислен в списки кораблей ВМФ 11 июня 1964 года. Закладка корабля состоялась 26 июля 1964 года на судостроительном заводе имени А. А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде.

17 октября 1965 года корабль был спущен на воду. В апреле 1967 года начались испытания корабля в Балтийском море.
8 октября того же года вступил в строй и был включён в состав Краснознамённого Северного флота.

С декабря 1969 года по июнь 1970 года оказывал помощь вооружённым силам Египта.

Летом 1977 года корабль был переклассифицирован в ракетный крейсер.

В сентябре 1994 года был спущен Военно-морской флаг, корабль был выведен из состава ВМФ.

Основные характеристики:

Водоизмещение 5335 тонн (стандартное), 7125 тонн (полное).
Длина 156,2 м (148,0 м - по ватерлинии).
Ширина 16,8 м (максимальная), 16,2 м.(по ватерлинии).
Осадка 6,3 м (средняя).
Двигатели 2 котлотурбинные ГЭУ ТВ-12.
Мощность 90000 л. с. (общая для котлотурбинных ГЭУ).
Движитель 2.
Скорость хода 33 узла (полная), экономическая (18 узлов).
Дальность плавания 5000 миль (на 18 узлах).

Вооружение:

Радиолокационное вооружение РЛС обнаружения воздушных целей «Ангара-А» + «Кливер», ГАС «Титан-2».
Радиоэлектронное вооружение БИП «Планшет-1134», станция РТР «Залив», станции постановки активных помех «Гурзуф А» и «Гурзуф Б».
Артиллерия 2х2 57-мм АУ АК-725 (боезапас - 4400 выстрелов).
Зенитная артиллерия 4х1 ЗАУ АК-630М (12000 выстрелов).
Ракетное вооружение 2х2 ПУ ПКР П-35 (боезапас - 4 ПКР П-35).
ЗРК «Волна-М» (64 ЗУР В-601).
Противолодочное вооружение 2х5 ПТА-53-1134 (10 торпед СЭТ-65), 2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (боезапас - 144 РГБ-60), 2х6 РБУ-1000 (боезапас - 48 РГБ-10).
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-25РЦ или 1 Ка-25ПЛ, палубный ангар.