Преподобный михаил малеин. Святой: Михаил Малеин Святой михаил малеин в чем помогает

Икона святого преподобного Михаила Малеина
(к проблеме бытования на Вятской земле)

Г. А. Мохова

Исследование посвящено редкому образу святого преподобного Михаила Малеина начала XVII в., который хранится в собрании Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых. Икона никогда не изучалась и не воспроизводилась.

Представленный на иконе святой изображён в монашеской одежде, в полный рост, в развороте к центру, стоящим на поземе. Молитвенно простирая руки к Спасителю, запечатлённому вверху в облачном сегменте, он всем своим видом выражает кротость и смирение. Господь беседует с преподобным, благословляя его перстом. Подобная иконографическая схема широко распространена в древнерусском искусстве.

Ковчег иконы решён лаконично. Фигура стоящего святого вытянута по вертикали. Монашеская одежда мягко обтекает её, складки одеяния прописаны в цвет основного тона с притенениями. Колорит построен на сочетании ярких чистых тонов охристого, зелёного и тёмного цветов.

Икона украшена серебряным басменным окладом с растительным орнаментом в виде цветков и завитков. Фон ковчега выполнен из серебряных лент с чешуйчатым узором, на которых можно заметить следы позолоты. На изображениях имеются два серебряных венчика, серебряные килевидная цата и накладка со словами «преподобный Михаил Малеин».

Для украшения оклада применялись разные техники: скань, эмаль, гравировка, тиснение.

Михаил Малеин (в миру – Мануил), грек по происхождению, родился ок. 894 г. в Харсианской области в Каппадокии в знатной семье. Состоял в родстве с византийским императором Львом VI Мудрым (886–911), а его племянником являлся будущий византийский император Никифор Фока.

Получив прекрасное образование, он занял значительную должность при дворе императора Льва Мудрого. Но после его кончины Мануил последовал давнему влечению своего сердца – к монашеской жизни и оставил шумную и суетную жизнь при дворе.

В 18 лет он ушёл в Вифинию в Кименскую обитель, где был пострижен в монашество с именем Михаил, а позднее рукоположен в иеромонаха. По благословению старца Иоанна вёл уединённую жизнь в пещере. Пять дней в неделю проводил в молитве и лишь на субботу и воскресенье шёл в монастырь для участия в богослужении. В течение своей жизни основал ряд монастырей на Кименской горе, состоял игуменом Афонской Кименской обители.

Одним из учеников Михаила был Афанасий Метеорский, впоследствии основавший знаменитую Афонскую лавру, первый общежительный монастырь на Святой горе. После пятидесяти лет неустанных иноческих подвигов в 963 г. преподобный Михаил Малеин мирно скончался. Память святого – 12 июля.

Цель этой работы – показать, как появилась икона преподобного Михаила Малеина на Вятской земле, проследить основные этапы её бытования до момента появления в Вятском областном художественном музее.

Документальной базой послужили фонды РГАДА, ГАКО и иные письменные источники XIX – начала XX вв.

В 1489 г. Вятская земля была присоединена к Московскому государству и стала находиться в ведении московских владык. На Вятку начался приток икон московской школы. Так, ещё Трифон Вятский, строитель и первый игумен Успенского мужского монастыря г. Хлынова, в 1589 г. привёз их из Москвы в большом количестве. А царь Алексей Михайлович послал икону своего ангела Алексия, человека Божия в г. Котельнич.

С воцарением Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых, начали строиться церкви в честь святого преподобного Михаила Малеина, ангела Михаила Фёдоровича, приобретались иконы в Москве из кремлёвской иконописной мастерской.

Первый на Вятской земле девичий монастырь в г. Хлынове появился в первой четверти XVII в. Основательницей, строителем и первой игуменьей его была Евфимия (Силуянова). Она по примеру Трифона ходила в Москву за благословением на учреждение монастыря и ходатайством о государственной дотации на его строительство и содержание (денежной руге). По преданию, в 1628 г. икона преподобного Михаила Малеина была пожертвована обители царём Михаилом Фёдоровичем. Это событие отмечено вятским историком А. Спицыным в 1881 г., протоиереем Вятского Преображенского девичьего монастыря Д. Рязанцевым в 1887 г., в «Известиях Императорской археологической комиссии» 1912 г. 1

Из благословенной грамоты патриарха Никона 1654 г. известно, что в 1623 г. в монастыре построена тёплая деревянная церковь во имя Преображения Господня с двумя приделами – Благовещения Пречистой Богородицы и преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Фёдоровича. Через тридцать лет церковь так обветшала, что в ней стало невозможно проводить службы. Тогда по благословению патриарха Никона на новом месте игуменьей Евфимией был поставлен новый деревянный храм во имя Преображения Господня с теми же приделами: Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Михаила Малеина, в котором и находилась икона, подаренная царём 2 .

Икона Михаила Малеина – редкий образ святого. Она была единственной в Хлынове и находилась в девичьем монастыре. Местонахождение её подтверждает «Каталог древностей Вятского края» (1882), составленный и изданный А. Спицыным. Из 85 древних образцов, сохранившихся в Вятке и уездах губернии, обозначена только одна икона преподобного Михаила Малеина, пожертвованная в 1628 г. царём Михаилом Фёдоровичем 3 .

Многие этапы в жизни этого образа совпадают с историей Преображенского монастыря. Разрушительные пожары в обители (а их было пять – в 1632, 1635, 1679, 1682, 1696 гг.) на протяжении XVII в. пощадили древний образ, хотя в огне погибло немало церковного имущества и значительная часть монастырского архива.

Первые документальные сведения об иконе Михаила Малеина дошли до нас благодаря сохранившейся приходно-расходной книге монастыря за 1696 г., из которой узнаём, что икона находилась в Ильинском каменном храме Преображенской обители.

За четыре века существования древнего образа авторская живопись претерпела несколько поновлений. Самое раннее из них относится к августу 1696 г., когда икона была поновлена суздальским иконником 4 . Наиболее позднее поновление датируется 2003 г. 5

Кроме самого памятника, до настоящего времени дошли описи Преображенского монастыря второй половины XVIII – начала XX вв., из которых явствует, что образ святого преподобного Михаила Малеина был единственным в обители на протяжении трёх столетий. Икона хорошо просматривается по всем документам монастырского имущества до двадцатых годов XX в.

В самой ранней из церковных описей, датируемой 1764 г., икона указана стоящей в киоте в алтаре холодной Ильинской церкви: «…Обр. св. Михаила Малеина в молении Господу Иисусу в киоте, два венца, цата и оклад серебряные ветхие цырованные, на киоте том образа девять венцов небольших» 6 .

В документе 1786 г. указание местонахождения иконы изменилось. Она уже находилась в алтаре нового придела той же церкви, посвящённого святым великомученикам Гурию, Самону и Авиву, и в том же ветхом состоянии. Справа на полях описи сделана отметка: «Киот за ветхостью упразднён» 7 .

В 1826 г. образ Михаила Малеина поместили в алтарь другого придела – пророка Ильи того же Преображенского храма. Серебряный оклад был по-прежнему в ветхом состоянии 8 .

В описях 1839 и 1854 гг. об иконе нет сведений, но во времена правления игуменьи Емерентианы появился список церковного имущества, не включённого «в старую опись». Под цифрой «1» сделана запись: «Икона препод. Михаила Малеина, древняя, пожертвованная царём Михаилом Фёдоровичем, на сей иконе наверху Спаситель. Оклад, свет цата и венцы серебрянные без пробы, мерою 6 вершков вышины и 5,5 вершка ширины в позолоченной на полимент раме» 9 .

В документе второй половины XIX в. отмечены детали изображения на иконе и её размер, который совпадает с размерами подлинника.

О ветхости оклада в списке уже не упоминается. В январе 1863 г. он находился в починке у мастера золотых и серебряных дел, мещанина Трифона Гуняева, одного из лучших ювелиров Вятки 10 .

Каждый год, как отмечал протоиерей Преображенского монастыря Д. Рязанцев, перед иконой 12 июля после литургии отправлялся молебен с каноном преподобному Михаилу Малеину 11 .

Тучи над Преображенской обителью стали сгущаться вскоре после установления Советской власти в Вятке. Городские власти то и дело посылали в монастырь комиссии «на предмет обследования и уплотнения населения». В течение 1918–1919 гг. не раз производились обыски с конфискацией имущества.

В октябре 1918 г. на территории монастыря разместился воинский батальон. Советские органы власти г. Вятки начали активно перестраивать монастырь под учреждения и жильё. Вскоре встал вопрос о закрытии храмов обители.

Следующий шаг на пути к уничтожению монастыря – решение Комиссии по изъятию церковных ценностей (согласно Декрету ВЦИК от 23 февраля 1922 г.) о передаче их в пользу голодающих.

При изъятии церковных ценностей 11 марта того же года была составлена опись имущества храмов обители, которая подтверждала, что образ преподобного Михаила Малеина, находившийся всё это время в ризнице, подлежал изъятию в числе остальных предметов и сдаче его в фонд Центральной комиссии помощи голодающим.

Но на полях списка вскоре появилась новая запись: «Оставлена как древняя и малоценная» 12 . Это положило начало странствиям иконы в 1920-х годах. 23 июля 1923 г. городские власти приняли документ, согласно которому «для проведения в жизнь по изъятию церквей женского монастыря и передаче его имущества выделить комиссию из представителей Рабоче-крестьянской инспекции, Губкоммунотдела и милиции под председательством первого» 13 .

После закрытия Преображенского девичьего монастыря сёстры во главе с игуменьей Рафаилой были выселены из обители, но часть насельниц поселилась в Тихвинской церкви. Что делать монахиням и послушницам, посвятившим свою жизнь Богу? В регистрации религиозной общины при Тихвинской церкви бывшего монастыря им было отказано. Они обратились в городской совет Вятки с заявлением-просьбой разрешить присоединить их религиозную общину к религиозной общине Успенского собора, закрытого Вятского Трифонова мужского монастыря, «предоставив наименование “Успенская религиозная община”».

Всё церковное имущество из бывшего Преображенского монастыря 22 января 1928 г. по описи передано группе верующих Успенского собора. Так, под номером 210 документа «икона преподобного Михаила Малеина, обложенная с лицевой стороны старым серебром» переехала в Успенский собор г. Вятки 14 . Но недолго ей пришлось там находиться. 15 мая 1928 г. было принято постановление горсовета о закрытии Успенского собора.

20 февраля 1929 г. специальная комиссия, в составе которой находился и представитель Губмузея Н. Н. Румянцев, по акту приняла от группы верующих Успенского собора «церковное здание и всё церковное имущество, числящееся по церковной описи и переданное им по договору от 22 января 1928 года» 15 . Образ святого Михаила Малеина был перевезён из Успенского собора в помещение Губмузея.

Но и там икона долго не задержалась. 25 мая 1929 г. из Губернского комитета по делам музеев она была передана художественному отделу государственного областного музея в числе пятнадцати предметов. В акте передачи отмечено: «3. Икона преподобного Михаила Малеина обложена с лицевой стороны старым серебром.

Сдал: Председатель Губернского комитета по делам музеев Г. Боголюбов.

Приняла: научный сотрудник Е. Москалец» 16 .

Такова непростая судьба этого древнего памятника, являвшегося даром царя Михаила Фёдоровича Романова на основание Новодевичьего монастыря в г. Хлынове. Образ выполнен профессиональным мастером из кремлёвской иконописной мастерской в 20-х годах XVII в.

Примечания

1 ВГВ. 1886. 1 нояб. (№ 88) ; Рязанцев Д. Вятский Преображенский девичий монастырь: История и современное его состояние. Вятка, 1887. С. 15 ; Изв. Имп. археол. комиссии. Вып. 44. СПб., 1912. С. 112.
2 Никитников Г. Иерархия Вятской епархии. Вятка, 1863. С. 96–98.
3 Календарь Вятской губернии. Вятка, 1882. С. 78.
4 РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 7. Л. 39.
5 Фонды КОХМ.
6 Вятка: материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1887. С. 307.
7 ГАКО. Ф. 246. Оп. 1. Д. 14. Л. 9.
8 Там же. Д. 63. Л. 7.
9 Там же. Д. 103. Л. 131.
10 Там же. Д. 134. Л. 24.
11 Рязанцев Д. Указ. соч. С. 15.
12 ГАКО. Ф. Р.-340. Оп. 1. Д. 416. Л. 105.
13 Там же. Ф. Р.-1258. Оп. 1. Д. 99. Л. 31 об.
14 Там же. Д. 1789. Л. 7 об.
15 Там же. Л. 66.
16 Там же. Ф. Р.-2327. Оп. 1. Д. 87. Л. 13.

Икона «Преп. Михаил Малеин». Первая четверть XVII в.

В миру Мануил, из рода Малеиных, сын благочестивых и богатых вельмож, молитвами испрошенный ими у Бога, родился около 894 г. в Харисанской области в Каппадокии...

В миру Мануил, из рода Малеиных, сын благочестивых и богатых вельмож, молитвами испрошенный ими у Бога, родился около 894 г. в Харисанской области в Каппадокии.

Преподобный с детства отличался благочестием и любовью к наукам. С особенным вниманием он изучал Священное Писание.

Получив прекрасное образование, он занял значительную должность при дворе императора Льва Мудрого (886-911 гг.). Но после его кончины святой Михаил последовал давнему влечению своего сердца к монашеской жизни и оставил шумную и суетливую жизнь при дворе.

Преподобный Михаил отправился в Вифинию, в Киминский монастырь близ Афона, и стал подвизаться под руководством старца Иоанна Еладита, который и постриг его в монашество.

Непрестанно поучаясь в Священном Писании, святой достиг высокой степени бесстрастия и стяжал дар прозорливости. Он был очень сострадателен и человеколюбив. Не мог оставить без помощи и утешения находившегося в нужде и печали, и по его горячим молитвам совершилось много чудес.

После многих иноческих подвигов под руководством старца преподобный Михаил испросил у него благословение на уединенную жизнь в пещере. Пять дней недели проводил он в молитвенном делании и только на субботу и воскресенье шел в монастырь для участия в богослужении и причащения Святых Тайн.

Примером высокой духовной жизни святой отшельник стал привлекать многих, искавших спасения. Тогда преподобный Михаил основал в пустынном месте, носившем название Сухого озера, монастырь со строгим уставом, а сам ушел для подвигов в более отдаленные пределы и там снова основал монастырь. Вскоре вся Киминская гора покрылась иноческими обителями, где неустанно возносились молитвы за весь мир к престолу Всевышнего.

Соименный Ангелу, преподобный Михаил жил по-ангельски; не изменяя правилам воздержания до последнего издыхания, он постоянно постился, исключая то время, когда был болен, или был Господский праздник, или когда принимал какого-либо славного вельможу. Первоначально, когда он сделался монахом, он принимал пищу один раз в два дня, потом в середине подвижнической жизни ел только раз в пять дней, под конец жизни, особенно в святую Четыредесятницу, ел однажды в 12 дней. Одежда святого была бедная и суровая.

Под руководством преподобного Михаила учился монашескому деланию и преподобный Афанасий (+ 1000 г.; память 5/18 июля), будущий основатель знаменитой Афонской лавры.

Скончался преподобный Михаил в 962 году.

Тропарь преподобнаго Михаила Малеина, глас 8

Крилами мысленными к Боговедению возлетев разумно,/ мятеж мира оставил еси, блаженне,/ презрев плоти мудрования,/ мудрость Вышнюю взыскал еси, еже жити с Богом,/ и всем образ дав собою, глаголя:/ добро есть с Богом жити, Михаиле преподобне.

Кондак преподобного Михаила Малеина, глас 2

Плотскую тяготу утончил еси делы,/ душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/ и явился еси Троице жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,// моли непрестанно о всех нас.

Михаил Малеин (греч. ?????? ???????? , в миру - Мануил ; ок. 894, Каппадокия - 963) - православный святой, основатель ряда монастырей на Киминской горе, учитель Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры Афона. Почитается в лике преподобных, память совершается 12 июля (по юлианскому календарю).

Родился в Харсианской области Каппадокии, приходился родственником императору Льву VI Мудрому (а племянником преподобного был будущий император Никифор Фока) и был в раннем возрасте взят на службу в Константинополь. В возрасте 18-ти лет покинул столицу и ушёл в Вифинию где поступил в послушание старцу Иоанну Еладиту на Киминской горе и позднее принял от него монашеский постриг с именем Михаил. Позднее был рукоположён в иеромонаха. Согласно жития, ушёл в затвор и пять дней в неделю проводил в пещере, выходя от туда в субботу для участия в богослужении. Основал ряд монастырей на Киминской горе, одним из учеников Михаила около 953 года стал Афанасий Афонский, основавший впоследствии Великую Лавру на горе Афон. Михаил мирно скончался в 963 году.

В честь преподобного Михаила Малеина был назван первый царь династии Романовых Михаил Федорович, что послужило причиной строительства в России храмов в честь этого святого, в том числе в Московском кремле и Слободском дворце.

Ссылки

  • (из книги «Жития святых» Димитрия Ростовского)

- ) - православный святой , основатель ряда монастырей на Киминской горе, учитель Афанасия Афонского , основателя Великой Лавры Афона . Почитается в лике преподобных , память совершается 12 июля (по юлианскому календарю).

Родился в Харсианской области Каппадокии, приходился родственником императору Льву VI Мудрому (а племянником преподобного был будущий император Никифор Фока) и был в раннем возрасте взят на службу в Константинополь . В возрасте 18-ти лет покинул столицу и ушёл в Вифинию где поступил в послушание старцу Иоанну Еладиту на Киминской горе и позднее принял от него монашеский постриг с именем Михаил. Позднее был рукоположён в иеромонаха . Согласно житию, ушёл в затвор и пять дней в неделю проводил в пещере, выходя оттуда в субботу для участия в богослужении. Основал ряд монастырей на Киминской горе, одним из учеников Михаила около 953 года стал Афанасий Афонский, основавший впоследствии Великую Лавру на горе Афон. Михаил мирно скончался в 963 году .

В честь преподобного Михаила Малеина был назван первый царь династии Романовых Михаил Федорович , родившийся 12 июля - в день памяти преподобного Михаила Малеина. Это послужило причиной роста почитания святого, в частности, строительства в России храмов в честь этого святого, в том числе в Московском кремле и Слободском дворце . Мощи и образ святого были привезены в Москву в 1627 г. от константинопольского патриарха Кирилла Лукариса, на следующий год мощи были помещены в реликварий (ныне в музеях Кремля).

Напишите отзыв о статье "Михаил Малеин"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • (из книги «Жития святых» Димитрия Ростовского)

Отрывок, характеризующий Михаил Малеин

Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему. Вспоминая ту минуту на перевязочном пункте, когда он увидал Курагина, он теперь не мог возвратиться к тому чувству: его мучил вопрос о том, жив ли он? И он не смел спросить этого.

Болезнь его шла своим физическим порядком, но то, что Наташа называла: это сделалось с ним, случилось с ним два дня перед приездом княжны Марьи. Это была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу. Это было неожиданное сознание того, что он еще дорожил жизнью, представлявшейся ему в любви к Наташе, и последний, покоренный припадок ужаса перед неведомым.
Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его.
«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.

Преподобный Михаил Малеин родился около 894 года в Харсианской области (Каппадокия) и при Крещении получил имя Мануил. Он состоял в родстве с византийским императором Львом VI Мудрым (886-911). 18-ти лет Мануил ушел в Вифинию, в Киминскую обитель под руководство старца Иоанна Еладита, который постриг его в монашество с именем Михаил. Исполняя самые трудные послушания, несмотря на знатность своего рода, он показал пример великого смирения.

По прошествии некоторого времени он был удостоен благодати священства. Неустанно поучаясь в Священном Писании, преподобный Михаил показал, как достойно должно соединять священство с монашеством, достиг высокой степени бесстрастия и стяжал дар прозорливости. Он был очень сострадателен и человеколюбив, не мог оставить без помощи и утешения находившегося в нужде и печали, и по его горячим молитвам совершилось много чудес.

После многих иноческих трудов под руководством старца Иоанна, преподобный Михаил испросил у него благословения на уединенную жизнь в пещере. Пять дней недели проводил он в молитвенном сосредоточении и лишь на субботу и воскресение шел в монастырь для участия в Богослужении и причащения Святых Таин.

Примером высокой духовной жизни святой отшельник стал привлекать многих искавших спасения. В пустынном месте, носившем название Сухого Озера, преподобный Михаил основал для собравшейся к нему братии обитель и дал ей строгий устав. Когда обитель окрепла, преподобный Михаил ушел в еще более отдаленные пределы и устроил там новый монастырь. Вскоре трудами святого аввы вся Киминская гора покрылась иноческими обителями, где неустанно возносились молитвы за весь мир к Престолу Всевышнего.

Около 953 года в число братии вступил юноша Авраамий, который возрастал под руководством святого Михаила и принял от него постриг с именем Афанасий. Впоследствии (память 5 июля) сам основал знаменитую Афонскую Лавру, первый общежительный монастырь на Святой Горе. В постройке Лавры преподобному Афанасию большую помощь оказал племянник преподобного Михаила Никифор, впоследствии византийский император Никифор Фока (963-969), который, навещая своего дядю, познакомился с ним. После пятидесяти лет неустанных иноческих подвигов преподобный Михаил Малеин мирно отошел ко Господу в 962 г.

Иконописный подлинник