Отец и сын. Биография

Родился 29 марта 1891 г. в селе Ильинском Судогодского уезда. Получив образование, после конкурсного экзамена в 1906 году поступил в Хреновскую церковно-учительскую семинарию (Костромская губерния), из которой был исключен из-за ареста в 1907 году за участие в подпольной организации учащихся. Упорно занимаясь самообразованием, посещал московские общеобразовательные курсы для сдачи экстерном экзамена на аттестат зрелости. В 1909 году успешно его выдержал и в том же году поступил в Московский университет, на физико-математический факультет.

В 1911 году за участие в студенческих волнениях был исключен из университета, с большим трудом восстановился и успешно его окончил. После окончания университета прибыл в Ковровское реальное училище.

Первая научная работа А.Н.Барсукова “О представлении целого числа в виде суммы ряда последовательных нечетных чисел” была опубликована в №4 журнала “Математическое образование за 1915 год (издание Московского университета).

В 1920 году А.Н. Барсуков открыл в Коврове первый в губернии рабфак и вечерний университет, где сам преподавал математику. В 1921 г. был переведен во Владимир, где также организовал рабфак, став его ректором и преподавателем математики.

В 1927 году А.Н.Барсукова отозвали в Москву и поручили создать Центральные курсы профдвижения. Затем А.Н. Барсуков - декан физмата МГУ, замректора по учебной части, начальник и главный редактор Учебно-педагогического издательства. С 1934 г. - редактор журнала "Математика и физика в школе”, а с 1937 г. - редактор организованного по личной инициативе А.Н.Барсукова журнала “Математика в школе”.

А.Н.Барсуковым написаны 33 исследования по разделам алгебры, а его учебник для средних школ “Алгебра” выдержал 10 изданий (общий тираж достиг десяти миллионов экземпляров).

В послевоенные годы А.Н.Барсуков полностью отдает себя научной и педагогической деятельности, вновь редактирует журнал “Математика в школе”.

За свои заслуги был награжден двумя орденами «Знак Почета», медалью Ушинского, значком «Отличника просвещения».

Признавая большие заслуги А. Н. Барсукова, Совет Министров РСФСР своим Постановлением № 372 от 20 июня 1973 года присвоил имя первого председателя Ковровского Совета рабочих депутатов, известного математика Барсукова Александра Николаевича средней общеобразовательной школе № 1 г. Коврова

"Близкие родственники не должны работать в одном государственном учреждении, а возглавляемые ими компании – получать бюджетные средства. Введение таких ограничений предусматривается законопроектом, внесенным в Госдуму в начале 2015 года. Новые меры направлены на борьбу со злоупотреблениями. По утверждению авторов предложенных поправок, коррупционные схемы базируются на перечислении средств руководителями государственных организаций фирмам, возглавляемым их близкими родственниками. В иных случаях такие коррумпированные руководители принимают на работу своих родственников, что позволяет им осуществлять «деятельность, закрытую от коллектива и общества». «Такие условия способствуют развитию коррупции и формированию на базе государственной или муниципальной организации и за счет бюджетных средств «коррупционного семейного бизнеса», – констатирует Сергей Миронов." (газета “Фонтанка” от 17.01.2015)

20 "негритят" Барсукова

Семейный подряд, преемственность, рукомойство, покрывательство…Это явление в современной России имеет много названий, но значение всегда одно: срастание чиновничье-бюрократического аппарата с родственными связями, подчинение воли «семейного клана» всей политики в регионах и на местах. В этой статье, продолжая цикл материалов про луховицкие реалии, мы повествуем о должностях и полномочиях родственников, соседей и друзей Главы Луховицкого района Подмосковья Владимира Барсукова, коих, после вступления «парторга» в должность в июле 2014 года, развелось превеликое множество, и менно на ключевых финансовых постах. Первым делом, придя к власти, Барсуков создал так называемую "службу трех нулей". Никто тогда не обратил внимание, что это были вовсе не нули, а буквы “О”. С этой минуты начало создаваться грандиозное для Подмосковья по масштабу своего цинизма ООО “Барсуков”. В семейном бизнесе “барсуковцев” до последнего времени было все спокойно - ни капли эмоций, только огнеупорные совки громадных размеров, слаженно выгребающие из государственной печи жар вплоть до последнего уголька… Кто все эти люди, занявшие “жирные” и ключевые места в луховицком районе? Кто контролирует все денежные входы и выходы, пропуская через себя 90% финансов Луховицкого района? Говорят, в каждой компании всегда есть: Лоры, Доры, Жоры и Руки. Лоры - любовницы ответственных руководителей. Доры - дети ответственных руководителей. Жоры - жены ответственных руководителей. Руки - реально уникальные (и) компетентные исполнители. Попробуй, дорогой читатель, угадай, кто есть кто из нижеперечисленного списка… Поехали.

1. Барсуков Николай Владимирович –– сын Барсукова В.Н - Директор МУ МФЦ, подчиняется по должности Первому Заместителю Главы района Куликову Е.Г., имеет ежемесячную зарплату в 60 т.р.

2. Барсукова (в девичестве Михалева) Ольга Вячеславовна – сноха(жена сына) Барсукова В.Н., начальник общего отдела администрации городского поселения Луховицы, подчиняется Главе администрации города Истомину Олегу Ивановичу. Каждый месяц получает 53 т.р.

3. Истомин Олег Иванович – двоюродный брат Барсукова В.Н.; занимает должность Главы администрации городского поселения Луховицы, по контракту. Его скромная зарплата положена в 150 т.р. ежемесячно.

4. Ратникова (в девичестве Барсукова) Галина Николаевна – родная сестра Барсукова В.Н. является начальником отдела госзакупок администрации района, подчиняется Первому заму Главы Куликову Е.Г. Осуществляет работу с предпринимателями, выдает разрешения на право торговли за 60 т.р. в месяц.

5. Ратников Анатолий Николаевич – зять, муж родной сестры Барсукова В.Н. приходится Генеральным директором Управляющей Компании «ЛУК ЖКХ». Имеет годовой оборот финансовых средств - 800 млн. в год. На 75% частная компания, доля на рынке ЖКХ в Луховицком районе – 98%. Официальная ежемесячная зарплата - 90 т.р.

6. Михалева Нина Васильевна – сваха, мать жены сына Барсукова В.Н., - Генеральный директор ООО “Комбинат бытового обслуживания”. Ведает вопросами вывоза мусора и благоустройства. Представьте, ведь только по мусору оборот составляет более 200 млн. в год! И всего за полгода правления Барсукова конкурирующая с ней компания ООО «Экосервис» была полностью выведена с “мусорного” рынка благодаря тому, что Администрация района опять-таки в “добровольно-принудительном порядке” рекомендовала всем без исключения предпринимателям перезаключить договоры на вывоз мусора с компанией ООО “КБО”. И люди были вынуждены это делать, ведь иначе не получишь разрешение на строительство, а договор аренды с Администрацией района – ни продлить, ни заключить новый... Михалева по совместительству с “мусорной королевой” носит еще и титул “ритуальной баронессы” – под ее непосредственным руководством находится до 40 районных кладбищ! Ну и официальная зарплата у начальницы по столичным меркам совсем неплохая - 60 т.р. в месяц.

7. Шестакова Ольга Борисовна - невестка Михалевой Н.В. (жена брата свахи Барсукова) – заместитель Главы администрации городского поселения Луховицы по строительству, а также гендиректор муниципального предприятия по благоустройству городского поселения Луховицы МУП «КББХ», оборот которого составляет около 100 млн. рублей в год с зарплатой 68 т.р.

8. Феоктистова (в девичестве Шестакова) Светлана Анатольевна – дальняя родственница Барсукова, заместитель Главы района по строительству. В ее подчинении - все стройки и рассмотрение вопросов о выделении государственной земли. Спонсорская помощь садикам и школам (пластиковые окна, ремонт). Находится в непосредственном подчинении у Барсукова с жалованием в 83 т. р.

9. Феоктистов Николай Васильевич - дальний родственник, муж Феоктистовой – Директор районного МБУ «Инвестиции». Говорят, в 90-е годы он работал на Луховицком молочном заводе лично с Барсуковым. Имеет официальный доход в 50 т.р. в месяц.

10. Толмачев Александр Романович - сын Феоктисовой С.А. Примечательно, парню 21 год, высшего образования не имеет, но уже генеральный директор районного учреждения культуры МБУ «РДК «СТАРТ». По совместительству - депутат районной Думы. Непосредственное подчинение Барсукову приносит ему 50 т.р. ежемесячно.

11. Шестаков Николай Анатольевич - дальний родственник Барсукова, родной брат Феоктистовой С.А.; гендиректор ЗАО «Красная Пойма», соучредитель ряда обслуживающих компаний ЖКХ, депутат районной Думы… 200 т.р. ежемясячно.

12. Анисимов Анатолий Анатольевич – двоюродный брат Феоктистовой С.А. и Шестакова Н.А.; Гендиректор МУП «Красная Пойма», депутат районного совета. 100 т.р. в месяц.

13. Смирнова Татьяна Николаевна – дальняя родственница Барсукова, завхоз Администрации района, в 90-е работала на Молокозаводе с самим Барсуковым. Находится в непосредственном подчинении Барсукову и за это получает 30 т.р. в месяц.

14. Дрожжина Елена Николаевна – сноха Смирновой, зам. начальника отдела Администрации города. Доход –53 т.р. ежемесячно.

15. Истомин Владимир Михайлович – дальний родственник, дядя Главы города Истомина О.И. - заместитель директора МУП “КББХ” с зарплатой в 40 т.р. в месяц.

16. Куликов Николай Георгиевич - родной брат Первого зам. главы Куликова Евгения Георгиевича, Ген дирктор ООО “Полигон”, занимающегося захоронением мусора (центральная свалка района). Зарплата – 80 т.р. в месяц.

17. Голованов Михаил Владимирович - дальний родственник Барсукова – директор МАУ УКС. Проектирует и утверждает все смет в Луховицком районе. Имеет зарплату в 90 т.р.

18. Чаплыгин Олег Сергеевич – - дальний родственник Барсукова, по совместительству - генеральный директор ООО “Водоканал” с доходом в 90т.р. в месяц.

19. Фролов Валерий Анатольевич – близкий человек к Барсукову человек, зам. Главы по ЖКХ. Соучередитель ООО "Луховицкое молоко" вместе с женой Барсукова. Получает 75 т.р. в месяц.

20. Барсуков Владимир Николаевич – Глава Луховицкого района МО. По подсчетам осведомленных лиц, его ежемесячный совокупный доход колеблется в пределах 140-190 т.р.

(Куда же делись “Руки”, спросит читатель… Как же районом управлять без рук? Хороший вопрос… Но - это если "управлять районом", а если "управлять денежными потоками в районе", то отсутствие рук вовсе не помеха. Главное - стремление наживы.)

Луховицкая удача

Итого, по оценкам луховицких бухгалтеров, семейная зарплата клана Барсукова во главе с ним - 1 604 000 т.р. в месяц или 19 248 000 рублей в год. Плюс проценты, премии и т.д. и т.п… Весомо для бюджета выходит, не так ли?

Без премий и надбавок это составляет около 10% годового бюджета на содержание Администрации, на 53% оплачиваемого из областного бюджета. А ведь помимо премий и надбавок наверняка есть еще и “латентный доход”…

Но, этого оказалось мало Барсукову, по итогам «напряженной работы в 2014 году, видимо, за счет «экономии бюджета», Администрация смогла выдать премии особо тяжело работающим сотрудникам (как ни странно, в большинстве из списка выше), потратив на это, по некоторым данным, около 3000000 рублей бюджета.

У читателя, будь то простой житель Луховицкого района или Губернатор Подмосковья, наверное, уже давно назрел закономерный вопрос: все ли многочисленные родственники соответствуют своим занимаемым должностям? Все ли имеют нужную квалификацию, образование и стаж работы? Все ли выдержали муниципальный конкурс и остались в нем единственными кандидатами на свое рабочее место? Каждый ли из них выдержит строгий ценз на знание и соответствие их персон профессиональным и личным качествам, отраженным в федеральных законах “О противодействии коррупции” и “О муниципальной службе в РФ”? Даже невооруженным глазом видно, что это всё совсем не так. Возможно, существует какой-то местный закон, принятый депутатами Луховицкого района, который позволяет брать на работу БЕЗ конкурса? А если это так, то не противоречит ли это федеральному законодательству? Спросим Прокуратуру.

Естественно, расстановка своих людей не обошлась без тотальной кадровой чистки, которая была начата сразу после выборов, в числе первых оказались все сильные управленцы, финансисты, юристы – все те, кто пользовался авторитетом среди луховчан, имел свое мнение и помогал в избирательной кампании. Так и осталась администрация «без рук», зато все свои. Уволенные Барсуковым составляют основу списка людей, "которых нельзя принимать на работу" в Луховицком районе, но об этом в другой статье

Показательной в этом плане является туркменская пословица: «Кто с тобой судится, тот тебе не родня». В следующем расследовании мы, несомненно, подробней остановимся на исках, которыми бомбардируют суды бывшие работники Администрации Луховицкого района Московской области. А пока отметим лишь, что список получился внушительным, и все – как на подбор, «неродственники», «добровольно-принудительно» освободили свои места многочисленной родне нового Главы. По сведениям редакции, десяток уволенных Барсуковым “не вписался” в его новую команду.

P.S. В этой связи как-то не вяжутся слова руководителя Администрации Президента РФ Иванова, что «Чиновник должен быть примером во всем» и принцип Губернатора Московской области Воробьева А.Ю. №4: «Ничего личного! Ни одного родственника в команде, только профессиональные качества работника». Возможно Барсуков первый экспериментальный независимый глава района, что ж, тогда…

Нам пока неизвестно досконально – сколько и на каких должностях трудятся родственники луховицкого клана сейчас, но рассчитываем, что прокуратура выявит и других четвероюродных дочек и внучек - специалистов 1 и 2 категории в секретариате и других отделах Администрации…

P.S.S. Мы благодарим за помощь в публикации “Луховицких партизан” - неравнодушных жителей района, которые поставили перед собой цель рассказать Президенту Путину о делах, которые творит Барсуков и “барсуковцы” в районе.

Барсуков Владимир Николаевич

Родился 1 сентября 1959 г. в с. Максы Сараевского района Рязанской области.
В 1981г. закончил Рязанский сельскохозяйственный институт имени профессора П.А. Костычева по специальности механизация сельского хозяйства, инженер-механик.
Кандидат сельскохозяйственных наук.
В 1981-1982 гг. работал инженером Сараевской райсельхозтехники и инструктором Сараевского райкома КПСС.
В 1982-1983 гг. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил СССР.
После демобилизации работал старшим инженером ОПХ «Красная пойма», в 1984-1988 гг. являлся секретарем парткома совхоза «Красный Октябрь» Луховицкого района Московской области.
С 1988 г. по 1994 г. был заместителем директора производственно-научного объединения «Пойма» Луховицкого района Московской области.
В 1994-1997 гг. являлся заместителем директора АОЗТ «Минимясокомбинат», директором ЗАО «Бакос» (правопреемник АОЗТ «Минимясокомбинат») Коломенского района Московской области.
В 1997-1998 гг. работал главным энергетиком, начальником очистных сооружений в ОАО «Центр технической диагностики».
С 1998 г. по 1999 г. был менеджером ООО «Торговая компания «Аскорд».
В 1999-2003 гг. работал менеджером, региональным менеджером, старшим менеджером ОАО «Лианозовский молочный комбинат».
С 2003 г. по 2004 г. занимал должность генерального директора ОАО «Луховицкий молочный завод».
В 2004-2008 гг. работал заместителем начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области.
В 2008-2009 гг. являлся генеральным директором «Рязань Агро Финанс».
В 2009-2012 гг. работал региональным директором ООО «Терра-Инвест».
С 2012 г. по 2014 г. занимал пост заместителя Председателя Правительства – Министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
В июле 2014 г. избран Главой Луховицкого муниципального района Московской области.
Решением Совета депутатов Луховицкого муниципального района Московской области от 07.02.2017 №392/40 должность Главы Луховицкого муниципального района Московской области переименована на Главу городского округа Луховицы Московской области.

Награжден:
- Знак «Лучший менеджер года Луховицкого района»;
- Почетная грамота Московской областной Думы «За плодотворный труд в агропромышленном комплексе Луховицкого района Московской области и в связи с празднованием Дня работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности»;
- Почетная грамота «За многолетний добросовестный труд в системе агропромышленного комплекса Московской области и в связи с 45-летием со дня рождения»;
- Благодарность Губернатора Рязанской области «За активное участие в организации и проведении выставки-демонстрации «День Российского поля – 2005»;
- Почетная грамота Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «За многолетний плодотворный труд, большой личный вклад в развитие агропромышленного комплекса и в связи с профессиональным праздником – Днем работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности»;
- Медаль «Лауреат ВВЦ»;
- Награжден именными часами Министра сельского хозяйства Российской Федерации;
- Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года»;
- Юбилейная медаль «70 лет Рязанской области»;
- Медаль «70 лет пищевой и перерабатывающей промышленности Рязанской области»;
- Памятная медаль МЧС России «Маршал Василий Чуйков»;
- Юбилейный нагрудный знак Московской областной Думы «20 лет Московской областной Думе»;
- Знак отличия Главного управления ветеринарии Московской области «За вклад в развитие ветеринарии Московской области».

Женат, сын Николай проживает отдельно, со своей семьей.

02.02.2017
02.02.2017 в ходе рабочего объезда глава Луховицкого муниципального района Московской облати В.Н. Барсуков посетил детскую, взрослую поликлиники, а также станцию скорой медицинской помощи, где в настоящее время ведутся ремонтные работы

02.04.2016
02.04.2016 в физкультурно-оздоровительном комплексе им. Ю.М. Борзаковского стартовало Первенство по волейболу в зачет Спартакиады городского поселения Луховицы.

02.04.2016
02.04.2016 в РДК «Старт» состоялось торжественное мероприятие, посвященное памяти композитора, музыканта и поэта Владимира Ивановича Крикотненко «Я живу, покуда льется песня».

01.04.2016
01.04.2016 в РДК «Старт» состоялся финал КВН на кубок главы Луховицкого муниципального района Московской области.

31.03.2016
31.03.2016 в ходе рабочего объезда осмотрели строящийся офис врача общей практики в селе Ловцы Луховицкого района Московской области.

Родился 6 Августа 1922 года в деревне Гремучий Ручей Бежецкого района Тверской области в семье служащего. С 1929 года жил в Москве. Окончил среднюю школу. Учился в ФЗУ, занимался в аэроклубе Метростроя. С 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июля 1942 года сержант В. Н. Барсуков в действующей армии. По 1943 год служил в 236-м ИАП; по Май 1945 года - в 18-м Гвардейском ИАП. Воевал на Западном и 3-м Белорусском фронтах.

К Марту 1945 года командир эскадрильи 18-го Гвардейского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Гвардии капитан В. Н. Барсуков совершил 286 боевых вылетов, провёл 44 воздушных боя, сбил лично 20 и в составе группы 2 самолёта противника.

19 Апреля 1945 за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил 380 боевых вылетов. В 70 воздушных боях сбил 22 самолёта противника лично и 7 - в составе группы.

По окончании войны остался на службе в ВВС. В 1951 году окончил Московский юридический институт (заочно). С 1958 года Гвардии полковник В. Н. Барсуков - в запасе. Жил в Москве, работал ведущим инженером в НИИ. Умер 26 Сентября 1990 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями.

* * *

Василий Барсуков родился в 1922 году в Тверской области. До Октябрьской революции и после, до 1928 года, родители занимались сельским хозяйством, затем переехали в Москву. Отец работал бухгалтером, мать - швеёй. С 8 лет Василий пошёл учиться. В 1938 году, окончив 7 классов Реутовской средней школы, поступил в школу фабрично - заводского ученичества при заводе "Точизмеритель".

Они всегда были друзьями, отец и сын Барсуковы. Отец, Николай Николаевич, воспитывался в рабочем коллективе одного из заводов Петрограда, юношей участвовал в штурме Зимнего дворца, был красногвардейцем. Немногословный, всегда чем - нибудь занятый, Барсуков - старший зорко и любовно следил за сыном, неназойливо указывал на его ошибки, одобрял хорошие поступки. Барсуков - младший учился в ФЗУ и в то же время с детства мечтал стать художником. Вот почему, наряду с учёбой, он посещал изостудию ВЦСПС, неплохо рисовал, даже руководил кружком начинающих живописцев на заводе. Однажды отец заметил новое увлечение Василия - авиацию. В доме появились книги о самолётах, о лётчиках. По путёвке комсомола в 1940 году Василий пришёл в аэроклуб Метростроя.

Война не за горами, - сказал Николай Николаевич. - Ты выбрал грозное оружие. Учись, овладевай им в совершенстве, а я по - стариковски пойду в бой с трёхлинейкой...

Когда началась война, отец и сын ушли из дома почти одновременно: Николай Николаевич - на фронт, а Василий - в Черниговское лётное военное училище. Изредка сын получал от отца маленькие солдатские треугольники. "Жив. Здоров. Помаленьку наводим шорох в тылах фашистов", - читал курсант. Отец наказывал: "Не посрами нашу фамилию". В ответ Василий написал: "Или вернусь героем, или погибну". Отец быстро ответил кратко и категорично: "Вернись и живым и героем".

Случилось так, что курсанта Барсукова, отлично окончившего в Апреле 1942 года обучение, оставили инструктором в запасном авиационном полку. Он бурно воспротивился назначению, откровенно сказал командиру полка: "Как же так? Я отцу клятву дал. Он - бывший красногвардеец, воюет на фронте, а я тут, в тылу, буду?" И его отправили на фронт...

Первый боевой вылет Василий Барсуков сделал на Ржевском направлении в паре с Капитаном Тузовым.

Для начала, - сказал тот перед полётом, - как и в тренировочных вылетах, старайся при любом маневре сохранять свое место в строю. Ну а если придётся атаковать, сближайся до тех пор, пока не увидишь заклепки. Тогда ни одна очередь не пройдёт мимо. Точность залпа - вот в чём соль...

Испытания на мужество начались с первых же вылетов. Первые 2 - 3 боевых вылета прошли без приключений. Василий освоился с манерой пилотирования Тузова, стал понимать его, как говорится, с полуслова. Это - то в сочетании со стремлением "увидеть заклёпки" и помогло ему одержать первую победу.

Знаете, что меня больше всего поразило тогда? - вспоминал тот бой Василий Николаевич. - Мои пули рвут дюраль вражеского самолёта! Значит, и хвалёные Ме-109G можно сшибать на "Яке".

Однако вторая схватка с врагами закончилась не так успешно. 24 Апреля 1943 года в районе Спас - Демянска сержант Барсуков схлестнулся с "Мессером" на встречных. Вражеский лётчик оказался не из робкого десятка. Стрелял почти до столкновения. Но в последнее мгновение не выдержал, отвернул. Василий нажал на гашетки. "Мессер" задымился и вошёл в штопор. И только тогда Василий почувствовал жжение на груди и голове. В глазах на мгновение потемнело.

Барсуков, что с тобой? - открытым текстом запросил Тузов.

Всё в порядке, пристраиваюсь, - ответил сержант. Но когда приземлился на своём аэродроме и вышел из кабины, силы покинули его.

После двух сбитых вражеских самолётов молодой пилот лично убедился в лживости вражеской пропаганды, о том, что немецкие самолёты намного превосходят наши и что они господствуют в небе.

А потом было затишье. "На Западном фронте идут бои местного значения", - передавало Совинформбюро. Барсуков отказался лечь в госпиталь. Лечился в дивизионном лазарете.

И не зря, - вспоминает ветеран. - Скоро приехали вербовщики из 18-го Гвардейского ИАП. Листали наши тощие личные дела, проверяли технику пилотирования. Одним словом, отбирали достойных. Поехали Владимир Баландин, два Николая - Пинчук и Даниленко (все они потом стали Героями Советского Союза), да мы с Мишей Чихуновым. Знали: едем в один из лучших полков фронта, но не ведали, что придётся воевать крылом к крылу с французской эскадрильей "Нормандия".

Василий получил назначение в эскадрилью Старшего лейтенанта Ивана Заморина. О Заморине в полку ходили легенды. Дрался четвёркой против 50 "Хейнкелей" и 12 "Мессеров". Горел в воздухе. Был списан с лётной работы, но сумел "оживить" обгоревшие руки и снова вернулся в строй.

Заморин ни разу не пожалел о своем выборе. За Барсуковым скоро закрепилась слава надёжного лётчика. Он стал уже командиром звена, а комэск на сложные задания продолжал брать его ведомым. Даже после войны, спустя десятки лет, он с благодарностью вспоминал надёжную защиту задней полусферы своего самолёта, которую обеспечивал Василий Барсуков.

Когда Заморин узнал, что его ведомый прекрасно рисует, его радости не было конца.

Теперь разборы у нас в эскадрилье будут с картинками, - сказал он, подмигивая Василию.

Разборы боевых вылетов Заморин проводил мастерски. Они являлись прекрасной школой тактической выучки молодых лётчиков. Ещё более ценными были указания командира полка Анатолия Голубова, который обычно заканчивал своё выступление так:

Меньше говорить, больше делать. Белые молнии и красные звёздочки на фюзеляже за нас всё скажут. Такая уж традиция сложилась в полку. Блюдите её !

* * *

Интенсивная боевая работа началась летом 1943 года, накануне Курской битвы. Пара Заморин - Барсуков чаще всего летала на разведку.

В конце Июня 1943 года Василий подал заявление о приёме в члены ВКП(б). 3 Июля партийная комиссия полка собралась у его самолёта, когда пилот в боевой готовности № 1 сидел в кабине. В это время в небо взвилась зелёная ракета - сигнал на вылет. Был налёт вражеской авиации на город Казельск. При отражении немецких пикировщиков Ju-87 в тот памятный день Василий сбил 2 вражеских самолёта (из 5-ти, уничтоженных нашими лётчиками в том бою)...

17 Июля 1943 года, уже в период напряжённых боёв на Курской дуге, он уничтожил двухмоторный многоцелевой самолёт Ме-110.

Его ведущим в то время часто был Михаил Никитович Чехунов. Спокойный и уравновешенный лётчик он был в бою расчётлив и смел. "Братья старшины" называли их в полку, потому что были они неразлучны на земле и в небе. Свой последний бой Михаил провёл 2 Сентября 1943 года, вылетев по вызову с КП Воздушной армии, в район Ельни, без своего ведомого (Барсуков в то время находился на станции наведения).

Чехунов в паре с Замковским дерзко атаковал восьмёрку FW-190 и с первой же атаки сбил вражеский самолёт. В этом бою он был тяжело ранен и потерял сознание, неуправляемая машина понеслась к земле, ударилась о верхушки деревьев и развалилась на части. Лётчик чудом остался жив и, спустя некоторое время, вернулся в полк, но летать больше не мог - осколком снаряда был серьёзно поражён правый глаз.

Немногословны фронтовые характеристики и аттестации, но за каждой строкой видится подвиг: "Гвардии старший лейтенант Чехунов Михаил Никитович с Июля 1944 года назначен адъютантом эскадрильи 18-го ГвИАП с должности Старшего лётчика после ранения в воздушном бою и лечения в госпитале. В период Отечественной войны произвёл 164 успешных боевых вылета, провёл 40 воздушных боёв, в которых лично сбил 10 самолётов противника и 1 в группе, ещё 1 - уничтожил на земле при штурмовке... Награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны обеих степеней и Красной Звезды..." . Таков вклад в победу Михаила Чехунова.

В 1943 году Василия Барсукова постигло большое горе. Он получил извещение о гибели на фронте отца. О Барсукове - старшем сохранилась заметка в военной газете "Сталинский пилот":

"В боях за родную русскую землю он был до конца русским. В редкие минуты затишья Николай Барсуков по - солдатски неприхотливо усаживался на дно окопа и, затянувшись дымком, вполголоса запевал "Ермака". На ложе автомата он зарубками вёл счёт уничтоженных фашистов. У стен Сталинграда Барсуков делал зарубки уже на металлических частях автомата. Однажды темной ночью Николай Барсуков пошёл в логово врага... Последнюю отметку на его автомате сделали его друзья. Этот автомат они приковали к каменной глыбе, водружённой на могиле героя как символ доблести и бессмертия. Степное героическое сталинградское эхо отозвалось в смоленском небе. Счёт мести продолжает вести сын Барсукова - Василий. Он высоко держит честь фамилии Барсуковых".

Василий, узнав о гибели отца, самого дорогого человека на земле, всё время рвался в бой. Но Капитан Заморин был начеку. На первых порах он сократил для своей пары боевые вылеты, а потом направил Барсукова в наземные войска авианаводчиком.

Правильно поступили, - одобрил действия Заморина командир полка Подполковник Голубов. - Вам растёт хорошая замена. Поберечь Барсукова надо.

Командировка в наземные войска не только встряхнула Барсукова, но и многое ему дала, многому научила. Лётчик, что называется, нутром понял, как трудно танкистам и пехотинцам даже после артиллерийской подготовки прорывать линии укрепления врага, с боями продвигаться вперед. На второй или третий день пребывания в пехоте он стал свидетелем жесточайшего боя за населённый пункт.

Десять, раз поднималась наша пехота на приступ. И десять раз атака захлебывалась под ураганным огнём противника. По просьбе командира батальона Барсуков через лётчиков своего полка, находившихся в воздухе, пытался вызвать на поле боя группу штурмовиков.

Ни одной машины, - ответила земля. - Хотя подождите. Четвёрку можно перенацелить. Но учтите - на один заход.

И на том спасибо, - ответил Барсуков. Штурмовики сделали своё дело, но на выходе из атаки их подкараулили 4 "Мессера". И тут случилось невероятное. Откуда - то появился "Як" с белой молнией (опознавательный знак 18-го Гвардейского ИАП) на фюзеляже. Он дерзко и неожиданно ударил по врагам, и те сразу же бросили "Илов" и перешли к обороне.

Б. И. Ляпунов.

Стрельба на земле прекратилась. И немецкие, и наши солдаты внимательно наблюдали за тем, что происходило в небе. Тем временем штурмовики - видимо, у них кончалось горючее - пересекли линию фронта, а "Мессеры" опомнились. Они скопом ринулись на одинокий "Як". Барсуков по бортовому номеру самолёта и виртуозности пилотирования узнал лётчика.

Держись, Борис, - передал он открытым текстом. - Опасность справа. Боевой!..

Выручил штурмовиков Борис Ляпунов, один из лучших лётчиков полка. Он мгновенно среагировал на команду Барсукова и в упор расстрелял Ме-109.

Ура! - пронеслось по траншеям.

Но силы были явно не равными. Врагам удалось поджечь машину Ляпунова.

Прыгай, Борис, прыгай! - закричал Барсуков.



В атаке - Борис Ляпунов. (Рисунок В. Н. Барсукова).

Ляпунов не отвечал. Его "Як", медленно и неуклюже переваливаясь с крыла на крыло, скользнул в сторону передовой. Немцы, открывшие было огонь с земли, притихли. Благо их истребители повернули на запад. У них, очевидно, тоже кончалось горючее.

Самолёт Ляпунова упал рядом с окопами наших пехотинцев. Стрелки бросились к нему. Лётчик был смертельно ранен. Когда открыли фонарь кабины, он сказал только четыре слова: "Я выполнил долг Гвардейца" - и умер.

Что тут началось! Через минуту слова лётчика знал весь батальон. Пехотинцы поднялись в 11-ю атаку. Ни плотный огонь, ни укрепления врагов не остановили яростного порыва советских воинов. Населённый пункт был освобождён. Вместе с погибшими пехотинцами был похоронен и славный лётчик - истребитель Борис Ильич Ляпунов, сбивший 9 немецких самолётов лично и столько же - в группе с товарищами.

* * *

В родной полк Василий Барсуков вернулся преображенным. Трагические события на земле и в воздухе, коллективный подвиг людей, которые до этого даже ни разу не видели друг друга, вдохнули в него мужество, как бы подняли над личным горем. Он снова стал расчётливым воздушным бойцом, умелым тактиком, метким стрелком. Лишь за 2 месяца - Сентябрь и Октябрь - 1943 года Гвардии капитан Барсуков, один из лучших истребителей полка, сбил 9 немецких самолётов.

Летать ему приходилось и во взаимодействии с лётчиками эскадрильи "Нормандия".

С французскими лётчиками, - рассказывал Василий Николаевич, - у нас всё время шло негласное соревнование. Не хочу умалить их мастерства и мужества, но воевать они учились у нас. И вроде бы странное дело: я, сын красногвардейца, часто вёл бой рядом с бароном Де ля Пуалом. Но стоит вспомнить, что мы сражались с фашизмом, и всё встанет на свои места. Каждый из нас дрался за свободу и независимость своей родины.

В начале 1944 года Капитан Заморин стал штурманом дивизии, а Василий Барсуков принял эскадрилью. На его счету уже значилось более 200 боевых вылетов и около 15 сбитых за годы войны самолётов врага. С Января 1944 года лётчики его эскадрильи совершили 879 боевых вылетов и в 69 воздушных боях сбили 42 самолёта, 7 из них сбил сам командир.

Так, 28 Июня 1944 года Василий Барсуков патрулировал в районе города Борисова, в паре с Лейтенантом Григорием Репиховым. Встретив восьмёрку немецких самолётов, наши лётчики смело бросились в бой. Гвардии капитан Барсуков сбил тогда 3 истребителя FW-190, его ведомый - ещё один. Биться вдвоём против 8 FW-190 и четырёх из них сбить - такое не часто случалось на войне!

В наградном листе к присвоению Барсукову звания Героя Советского Союза записано: "Проявленные им образцы мужества и отваги служат примером для всего личного состава полка". При этом упоминается и памятный для лётчика бой 28 Июня 1944 года. Что произошло в небе, Василий Николаевич сам описал так:

"Пройдя Толочан, я заметил 8 немецких истребителей FW-190, идущих навстречу. Предупредил по радио свой аэродром и пошёл на сближение с ними. Конечно, было немного не по себе идти на восьмёрку врага, но воодушевляло то, что небо - то наше и не пристало Гвардейцам пасовать, да и раздумывать было уже некогда.

Немцы, видимо, были очень удивлены тем, что одинокая пара советских истребителей сама лезет в пекло. Уверенные в легкой победе, они атаковали нас спокойно с разных направлений. Одним словом, не торопились разделаться с нами. Играли, как кошка с мышкой. Мы атаковали. Противник стрелял короткими очередями. Вроде не хотел расходовать на нас много снарядов. Но мы всё чаще и чаще заставляли их шарахаться в стороны. Смотрю, одна четвёрка врага стала отваливать в сторону. Наконец мне на боевом развороте удалось вписать в перекрестие прицела одного из них. И чёрный шлейф дыма начал размазываться по чистому голубому небу.

После первого сбитого как - то на душе полегчало. Нет, думаю, так - то просто с нами не разделаетесь. Но тут и началось самое страшное...

Увидев бесславную кончину одного из своих товарищей, немцы остервенели. Трудно словом, даже самым ёмким, передать те мгновения воздушного боя. В момент горячей схватки все моральные и физические силы предельно сосредоточены. В разгар воздушного боя кажется, что в один клубок смешались крылья, фюзеляжи, винты. От прилива крови к голове темнеет в глазах, прикованных к прицелам, а пальцы судорожно сжимают гашетки.


В это время вновь появилась ушедшая четвёрка вражеских самолётов. Началась охота за нами. Были моменты, когда я не сознавал, где земля, а где небо. Немец, которого я преследовал, вдруг решил из левого боевого разворота перейти в правый и тут вспыхнул, как факел, от моей очереди. Теперь их оставалось 6, а мы были по - прежнему вдвоём. Делали такие фигуры высшего пилотажа, каких нет ни в одном наставлении, да и сами мы едва ли могли их объяснить. Но эта "воздушная акробатика" сбивала с толку наших врагов. Они не могли разгадать наш очередной трюк. Один из "Фоккеров" подставил на вираже свой хвост, и Гриша метров с 20-ти тоже отправил в него меткую очередь. "Фоккер" вышел из виража и, медленно заваливаясь на крыло, пошёл вниз...

Три! Три! - закричал я, но тут пулемётная очередь ударила по моей кабине и приборной доске. Аж в глазах зарябило. Чем - то резко ударило по голове. Пули или осколок? Схватился рукой за шлемофон, крови нет. Значит, порядок!

Г. П. Репихов

Чувствую, что боекомплект на исходе, а немцев ещё 5. Вырвавшись из клещей крутым виражом, я оказался в хвосте немецкого истребителя. В него - то мне и удалось послать последнюю очередь. Теперь с нами дралась только четвёрка, но я был уже безоружен. И в это время "Фоккер" ударил по самолёту Гриши. Я видел, как полетели из радиатора соты - и сразу самолёт Гриши запарил. Но тут появились "Яки" нашей "Нормандии", как раз вовремя успели французы. Немцы бросились наутёк. А Гриша пошёл на посадку. К его машине подбежали наши солдаты, обступили, помогли выбраться. Когда появилась среди солдат голова Гриши с белым подшлемником, я со спокойной душой взял курс на свой аэродром".

Гвардии старший лейтенант Григорий Прокопьевич Репихов совершил в годы войны около 100 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 8 самолётов противника, уничтожил 4 паравоза, много вагонов с боеприпасами и боевой техникой врага. Будучи подбит в конце 1944 года, он направил свой горящий "Як" в железнодорожный состав противника...

Позже Василий Барсуков воевал на Западном и 3-м Белорусском фронтах, где успешно провёл десятки воздушных боёв. Он воевал на всех типах истребителей - "Яков", прошёл путь от от рядового лётчика до командира эскадрильи. Исключительная наблюдательность, острота зрения, зрительная память и талант рисовальщика определяли высочайшее качество проводимых им воздушных разведок. Это было отмечено командованием, и в 1944 году приказом командующего 1-й Воздушной армии Т. Хрюкина он был переключён на ведение воздушной разведки.

Однако, так же умело, он продолжал вести и воздушные схватки с врагами, одерживать новые победы, уже на новейшем истребителе Як-3: утром 16 Октября 1944 года сбил FW-190, а вечером того же дня - ещё один, 18 Октября - снова сбил FW-190. 12 Апреля 1945 года в небе Восточной Пруссии уничтожил сразу 2 "Фоккера".

19 Апреля 1945 года за лично сбитые 20 самолётов противника и неоднократно проявленные в боях мастерство и отвагу, Василий Николаевич Барсуков был удостоен звания Героя Советского Союза. Свой последний воздушный бой он провёл в районе санатория "Светлогорск".

К концу войны командир 2-й эскадрильи 18-го Гвардейского Витебского Краснознамённого ордена Суворова истребительного авиационного полка Гвардии капитан В. Н. Барсуков участвовал в 380 боевых вылетах, провёл около 70 воздушных схваток с врагом, из которых всегда выходил победителем - он уничтожил 22 вражеских самолёта лично и 7 группе с товарищами. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 20 личных и 4 групповые победы. ] Наказ отца Василий исполнил: стал Героем и вернулся с фронта живым!

По окончании войны Василий Николаевич недолго служил в ВВС. В 1947 году по состоянию здоровья (ранение на фронте) был демобилизован из рядов Вооружённых Сил. Потеряв возможность летать, он овладел мирной профессией, чтоб не жить прошлыми заслугами, а всегда быть полезным людям, своей стране.

В 1948 году он окончил 10 классов Реутовской вечерней средней школы и в 1949 году поступил в Московский юридический институт, который заочно окончил в 1953 году.

В 1951 году, в связи с восстановлением состояния здоровья, Барсуков обратился к члену Военного совета ВВС с просьбой о призыве его в кадры Советской Армии. Просьба была удовлетворена, и до 1958 года он продолжал служить, вначале в Главном штабе ВВС, затем в ПВО страны.

После выхода в запас, Барсуков жил в Москве (на Сиреневом бульваре). Более 20 лет проработал он ведущим инженером в Центральном научно - исследовательском радиотехническом институте. Свободное время, как и в годы войны, посвящал живописи.

Свой талант рисовальщика Василий Николаевич сполна раскрыл, создав серию иллюстраций к своей книге - "Крылом к крылу". Его работы, увековечившие перипетии воздушных боёв, наряду с картинами А. Закалюка, имеют особую ценность, поскольку сделаны художниками - непосредственными участниками запечатленного действа. Названия картин говорят сами за себя: "Огненный таран Григория Репихова", "Точная атака Ивана Заморина", "Воздушный таран Николая Пинчука"...

Мне не нужно придумывать сюжеты, - говорил Василий Николаевич. - Я это видел своими глазами...

* * *

Список известных побед Гвардии майора В. Н. Барсукова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 16.03.1943 г. 1 Ju-87 Олешня Як-1, Як-7,

Як-9, Як-3.

2 15.07.1943 г. 1 FW-190 Кузьминка
3 12.08.1943 г. 1 FW-190 Замошье
4 02.09.1943 г. 1 FW-190 Ельня
5 04.09.1943 г. 1 FW-190 Мурашкино
6 1 FW-190 (в группе - 1 / 6) Ельня
7 06.09.1943 г. 1 Не-111 (в паре - 1 / 2) Сельцо
8 17.09.1943 г. 1 Ju-87 ст. Большая Нежода
9 26.09.1943 г. 1 Ju-87 Красное
10 12.10.1943 г. 1 Ju-87 (в паре - 1 / 2) Ленино
11 15.10.1943 г. 1 FW-190 Михайлиново
12 1 Ju-87 Баево
13 12.01.1944 г. 1 FW-190 Высочаны
14 28.06.1944 г. 1 FW-190 Бобр
15 16.10.1944 г. 1 FW-190 Вирбалис
16 1 FW-190 Мелькемен
17 17.10.1944 г. 1 FW-190 Каллнелишен
18 12.01.1945 г. 1 Ju-87 Штатцен
19 17.01.1945 г. 1 FW-190 сев - зап. Кнуссен
20 18.01.1945 г. 1 FW-190 Гросс - Башкуррен
21 15.02.1945 г. 1 Ме-109 юж. окр. аэр. Браунсберг
22 12.04.1945 г. 2 Ме-109 Блюдау
23 13.04.1945 г. 1 FW-190 (в группе - 1 / 4) Ной - Куррен

Всего сбитых самолётов - 20 + 4; боевых вылетов - около 346; воздушных боёв - 72.

Гвардии капитан В. Н. Барсуков совершил 286 боевых вылетов, провёл 44 воздушных боя, сбил лично 20 и в составе группы 2 самолёта противника. 19 Апреля 1945 за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.


Родился 6 Августа 1922 года в деревне Гремучий Ручей Бежецкого района Тверской области в семье служащего. С 1929 года жил в Москве. Окончил среднюю школу. Учился в ФЗУ, занимался в аэроклубе Метростроя. С 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июля 1942 года в действующей армии, воевал на Западном и 3-м Белорусском фронтах. К Марту 1945 года командир эскадрильи 18-го Гвардейского истребительного авиаполка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Гвардии капитан В. Н. Барсуков совершил 286 боевых вылетов, провёл 44 воздушных боя, сбил лично 20 и в составе группы 2 самолёта противника. 19 Апреля 1945 за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил 380 боевых вылетов. В 70 воздушных боях сбил 22 самолёта противника лично и 7 - в составе группы.

По окончании войны остался на службе в ВВС. В 1951 году окончил Московский юридический институт (заочно). С 1958 года Гвардии полковник В. Н. Барсуков - в запасе. Жил в Москве, работал ведущим инженером в НИИ. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями. Умер 26 Сентября 1990 года.

Василий Барсуков родился в 1922 году в Тверской области. До Октябрьской революции и после, до 1928 года, родители занимались сельским хозяйством, затем переехали в Москву. Отец работал бухгалтером, мать - швеёй. С 8 лет Василий пошёл учиться. В 1938 году, окончив 7 классов Реутовской средней школы, поступил в школу фабрично - заводского ученичества при заводе "Точизмеритель".

Они всегда были друзьями, отец и сын Барсуковы. Отец, Николай Николаевич, воспитывался в рабочем коллективе одного из заводов Петрограда, юношей участвовал в штурме Зимнего дворца, был красногвардейцем. Немногословный, всегда чем - нибудь занятый, Барсуков - старший зорко и любовно следил за сыном, неназойливо указывал на его ошибки, одобрял хорошие поступки. Барсуков - младший учился в ФЗУ и в то же время с детства мечтал стать художником. Вот почему, наряду с учёбой, он посещал изостудию ВЦСПС, неплохо рисовал, даже руководил кружком начинающих живописцев на заводе. Однажды отец заметил новое увлечение Василия - авиацию. В доме появились книги о самолётах, о лётчиках. По путёвке комсомола в 1940 году Василий пришёл в аэроклуб Метростроя.

Война не за горами, - сказал Николай Николаевич. - Ты выбрал грозное оружие. Учись, овладевай им в совершенстве, а я по - стариковски пойду в бой с трёхлинейкой...

Когда началась война, отец и сын ушли из дома почти одновременно: Николай Николаевич - на фронт, а Василий - в Черниговское лётное военное училище. Изредка сын получал от отца маленькие солдатские треугольники. "Жив. Здоров. Помаленьку наводим шорох в тылах фашистов", - читал курсант. Отец наказывал: "Не посрами нашу фамилию". В ответ Василий написал: "Или вернусь героем, или погибну". Отец быстро ответил кратко и категорично: "Вернись и живым и героем".

Случилось так, что курсанта Барсукова, отлично окончившего в Апреле 1942 года обучение, оставили инструктором в запасном авиационном полку. Он бурно воспротивился назначению, откровенно сказал командиру полка: "Как же так? Я отцу клятву дал. Он - бывший красногвардеец, воюет на фронте, а я тут, в тылу, буду?" И его отправили на фронт...

Первый боевой вылет Василий Барсуков сделал на Ржевском направлении в паре с Капитаном Тузовым.

Для начала, - сказал тот перед полётом, - как и в тренировочных вылетах, старайся при любом маневре сохранять свое место в строю. Ну а если придётся атаковать, сближайся до тех пор, пока не увидишь заклепки. Тогда ни одна очередь не пройдёт мимо. Точность залпа - вот в чём соль...

Испытания на мужество начались с первых же вылетов. Первые 2 - 3 боевых вылета прошли без приключений. Василий освоился с манерой пилотирования Тузова, стал понимать его, как говорится, с полуслова. Это - то в сочетании со стремлением "увидеть заклёпки" и помогло ему одержать первую победу.

Знаете, что меня больше всего поразило тогда? - вспоминал тот бой Василий Николаевич. - Мои пули рвут дюраль вражеского самолёта! Значит, и хвалёные Ме-109G можно сшибать на "Яке".

Однако вторая схватка с врагами закончилась не так успешно. 24 Апреля 1943 года в районе Спас - Демянска сержант Барсуков схлестнулся с "Мессером" на встречных. Вражеский лётчик оказался не из робкого десятка. Стрелял почти до столкновения. Но в последнее мгновение не выдержал, отвернул. Василий нажал на гашетки. "Мессер" задымился и вошёл в штопор. И только тогда Василий почувствовал жжение на груди и голове. В глазах на мгновение потемнело.

Барсуков, что с тобой? - открытым текстом запросил Тузов.

Всё в порядке, пристраиваюсь, - ответил сержант. Но когда приземлился на своём аэродроме и вышел из кабины, силы покинули его.

После двух сбитых вражеских самолётов молодой пилот лично убедился в лживости вражеской пропаганды, о том, что немецкие самолёты намного превосходят наши и что они господствуют в небе.

А потом было затишье. "На Западном фронте идут бои местного значения", - передавало Совинформбюро. Барсуков отказался лечь в госпиталь. Лечился в дивизионном лазарете.

И не зря, - вспоминает ветеран. - Скоро приехали вербовщики из 18-го Гвардейского ИАП. Листали наши тощие личные дела, проверяли технику пилотирования. Одним словом, отбирали достойных. Поехали Владимир Баландин, два Николая - Пинчук и Даниленко (все они потом стали Героями Советского Союза), да мы с Мишей Чихуновым. Знали: едем в один из лучших полков фронта, но не ведали, что придётся воевать крылом к крылу с французской эскадрильей "Нормандия".

Василий получил назначение в эскадрилью Старшего лейтенанта Ивана Заморина. О Заморине в полку ходили легенды. Дрался четвёркой против 50 "Хейнкелей" и 12 "Мессеров". Горел в воздухе. Был списан с лётной работы, но сумел "оживить" обгоревшие руки и снова вернулся в строй.

Заморин ни разу не пожалел о своем выборе. За Барсуковым скоро закрепилась слава надёжного лётчика. Он стал уже командиром звена, а комэск на сложные задания продолжал брать его ведомым. Даже после войны, спустя десятки лет, он с благодарностью вспоминал надёжную защиту задней полусферы своего самолёта, которую обеспечивал Василий Барсуков.

Когда Заморин узнал, что его ведомый прекрасно рисует, его радости не было конца.

Теперь разборы у нас в эскадрилье будут с картинками, - сказал он, подмигивая Василию.

Разборы боевых вылетов Заморин проводил мастерски. Они являлись прекрасной школой тактической выучки молодых лётчиков. Ещё более ценными были указания командира полка Анатолия Голубова, который обычно заканчивал своё выступление так:

Меньше говорить, больше делать. Белые молнии и красные звёздочки на фюзеляже за нас всё скажут. Такая уж традиция сложилась в полку. Блюдите её !

Интенсивная боевая работа началась летом 1943 года, накануне Курской битвы. Пара Заморин - Барсуков чаще всего летала на разведку.

В конце Июня 1943 года Василий подал заявление о приёме в члены ВКП(б). 3 Июля партийная комиссия полка собралась у его самолёта, когда пилот в боевой готовности № 1 сидел в кабине. В это время в небо взвилась зелёная ракета - сигнал на вылет. Был налёт вражеской авиации на город Казельск. При отражении немецких пикировщиков Ju-87 в тот памятный день Василий сбил 2 вражеских самолёта (из 5-ти, уничтоженных нашими лётчиками в том бою)...

17 Июля 1943 года, уже в период напряжённых боёв на Курской дуге, он уничтожил двухмоторный многоцелевой самолёт Ме-110.

Его ведущим в то время часто был Михаил Никитович Чехунов. Спокойный и уравновешенный лётчик он был в бою расчётлив и смел. "Братья старшины" называли их в полку, потому что были они неразлучны на земле и в небе. Свой последний бой Михаил провёл 2 Сентября 1943 года, вылетев по вызову с КП Воздушной армии, в район Ельни, без своего ведомого (Барсуков в то время находился на станции наведения).

Чехунов в паре с Замковским дерзко атаковал восьмёрку FW-190 и с первой же атаки сбил вражеский самолёт. В этом бою он был тяжело ранен и потерял сознание, неуправляемая машина понеслась к земле, ударилась о верхушки деревьев и развалилась на части. Лётчик чудом остался жив и, спустя некоторое время, вернулся в полк, но летать больше не мог - осколком снаряда был серьёзно поражён правый глаз.

Немногословны фронтовые характеристики и аттестации, но за каждой строкой видится подвиг: "Гвардии старший лейтенант Чехунов Михаил Никитович с Июля 1944 года назначен адъютантом эскадрильи 18-го ГвИАП с должности Старшего лётчика после ранения в воздушном бою и лечения в госпитале. В период Отечественной войны произвёл 164 успешных боевых вылета, провёл 40 воздушных боёв, в которых лично сбил 10 самолётов противника и 1 в группе, ещё 1 - уничтожил на земле при штурмовке... Награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны обеих степеней и Красной Звезды...". Таков вклад в победу Михаила Чехунова.

В 1943 году Василия Барсукова постигло большое горе. Он получил извещение о гибели на фронте отца. О Барсукове - старшем сохранилась заметка в военной газете "Сталинский пилот":

"В боях за родную русскую землю он был до конца русским. В редкие минуты затишья Николай Барсуков по - солдатски неприхотливо усаживался на дно окопа и, затянувшись дымком, вполголоса запевал "Ермака". На ложе автомата он зарубками вёл счёт уничтоженных фашистов. У стен Сталинграда Барсуков делал зарубки уже на металлических частях автомата. Однажды темной ночью Николай Барсуков пошёл в логово врага... Последнюю отметку на его автомате сделали его друзья. Этот автомат они приковали к каменной глыбе, водружённой на могиле героя как символ доблести и бессмертия. Степное героическое сталинградское эхо отозвалось в смоленском небе. Счёт мести продолжает вести сын Барсукова - Василий. Он высоко держит честь фамилии Барсуковых".

Василий, узнав о гибели отца, самого дорогого человека на земле, всё время рвался в бой. Но Капитан Заморин был начеку. На первых порах он сократил для своей пары боевые вылеты, а потом направил Барсукова в наземные войска авианаводчиком.

Правильно поступили, - одобрил действия Заморина командир полка Подполковник Голубов. - Вам растёт хорошая замена. Поберечь Барсукова надо.

Командировка в наземные войска не только встряхнула Барсукова, но и многое ему дала, многому научила. Лётчик, что называется, нутром понял, как трудно танкистам и пехотинцам даже после артиллерийской подготовки прорывать линии укрепления врага, с боями продвигаться вперед. На второй или третий день пребывания в пехоте он стал свидетелем жесточайшего боя за населённый пункт.

Десять, раз поднималась наша пехота на приступ. И десять раз атака захлебывалась под ураганным огнём противника. По просьбе командира батальона Барсуков через лётчиков своего полка, находившихся в воздухе, пытался вызвать на поле боя группу штурмовиков.

Ни одной машины, - ответила земля. - Хотя подождите. Четвёрку можно перенацелить. Но учтите - на один заход.

И на том спасибо, - ответил Барсуков. Штурмовики сделали своё дело, но на выходе из атаки их подкараулили 4 "Мессера". И тут случилось невероятное. Откуда - то появился "Як" с белой молнией (опознавательный знак 18-го Гвардейского ИАП) на фюзеляже. Он дерзко и неожиданно ударил по врагам, и те сразу же бросили "Илов" и перешли к обороне.

Стрельба на земле прекратилась. И немецкие, и наши солдаты внимательно наблюдали за тем, что происходило в небе. Тем временем штурмовики - видимо, у них кончалось горючее - пересекли линию фронта, а "Мессеры" опомнились. Они скопом ринулись на одинокий "Як". Барсуков по бортовому номеру самолёта и виртуозности пилотирования узнал лётчика.

Держись, Борис, - передал он открытым текстом. - Опасность справа. Боевой!..

Выручил штурмовиков Борис Ляпунов, один из лучших лётчиков полка. Он мгновенно среагировал на команду Барсукова и в упор расстрелял Ме-109.

Ура! - пронеслось по траншеям.

Но силы были явно не равными. Врагам удалось поджечь машину Ляпунова.

Прыгай, Борис, прыгай! - закричал Барсуков.

Ляпунов не отвечал. Его "Як", медленно и неуклюже переваливаясь с крыла на крыло, скользнул в сторону передовой. Немцы, открывшие было огонь с земли, притихли. Благо их истребители повернули на запад. У них, очевидно, тоже кончалось горючее.

Самолёт Ляпунова упал рядом с окопами наших пехотинцев. Стрелки бросились к нему. Лётчик был смертельно ранен. Когда открыли фонарь кабины, он сказал только четыре слова: "Я выполнил долг Гвардейца" - и умер.

Что тут началось! Через минуту слова лётчика знал весь батальон. Пехотинцы поднялись в 11-ю атаку. Ни плотный огонь, ни укрепления врагов не остановили яростного порыва советских воинов. Населённый пункт был освобождён. Вместе с погибшими пехотинцами был похоронен и славный лётчик - истребитель Борис Ильич Ляпунов, сбивший 9 немецких самолётов лично и столько же - в группе с товарищами.

В родной полк Василий Барсуков вернулся преображенным. Трагические события на земле и в воздухе, коллективный подвиг людей, которые до этого даже ни разу не видели друг друга, вдохнули в него мужество, как бы подняли над личным горем. Он снова стал расчётливым воздушным бойцом, умелым тактиком, метким стрелком. Лишь за 2 месяца - Сентябрь и Октябрь - 1943 года Гвардии капитан Барсуков, один из лучших истребителей полка, сбил 9 немецких самолётов.

Летать ему приходилось и во взаимодействии с лётчиками эскадрильи "Нормандия".

С французскими лётчиками, - рассказывал Василий Николаевич, - у нас всё время шло негласное соревнование. Не хочу умалить их мастерства и мужества, но воевать они учились у нас. И вроде бы странное дело: я, сын красногвардейца, часто вёл бой рядом с бароном Де ля Пуалом. Но стоит вспомнить, что мы сражались с фашизмом, и всё встанет на свои места. Каждый из нас дрался за свободу и независимость своей родины.

В начале 1944 года Капитан Заморин стал штурманом дивизии, а Василий Барсуков принял эскадрилью. На его счету уже значилось более 200 боевых вылетов и около 15 сбитых за годы войны самолётов врага. С Января 1944 года лётчики его эскадрильи совершили 879 боевых вылетов и в 69 воздушных боях сбили 42 самолёта, 7 из них сбил сам командир.

Так, 28 Июня 1944 года Василий Барсуков патрулировал в районе города Борисова, в паре с Лейтенантом Григорием Репиховым. Встретив восьмёрку немецких самолётов, наши лётчики смело бросились в бой. Гвардии капитан Барсуков сбил тогда 3 истребителя FW-190, его ведомый - ещё один. Биться вдвоём против 8 FW-190 и четырёх из них сбить - такое не часто случалось на войне!

В наградном листе к присвоению Барсукову звания Героя Советского Союза записано: "Проявленные им образцы мужества и отваги служат примером для всего личного состава полка". При этом упоминается и памятный для лётчика бой 28 Июня 1944 года. Что произошло в небе, Василий Николаевич сам описал так:

"Пройдя Толочан, я заметил 8 немецких истребителей FW-190, идущих навстречу. Предупредил по радио свой аэродром и пошёл на сближение с ними. Конечно, было немного не по себе идти на восьмёрку врага, но воодушевляло то, что небо - то наше и не пристало Гвардейцам пасовать, да и раздумывать было уже некогда.

Немцы, видимо, были очень удивлены тем, что одинокая пара советских истребителей сама лезет в пекло. Уверенные в легкой победе, они атаковали нас спокойно с разных направлений. Одним словом, не торопились разделаться с нами. Играли, как кошка с мышкой. Мы атаковали. Противник стрелял короткими очередями. Вроде не хотел расходовать на нас много снарядов. Но мы всё чаще и чаще заставляли их шарахаться в стороны. Смотрю, одна четвёрка врага стала отваливать в сторону. Наконец мне на боевом развороте удалось вписать в перекрестие прицела одного из них. И чёрный шлейф дыма начал размазываться по чистому голубому небу.

После первого сбитого как - то на душе полегчало. Нет, думаю, так - то просто с нами не разделаетесь. Но тут и началось самое страшное...

Увидев бесславную кончину одного из своих товарищей, немцы остервенели. Трудно словом, даже самым ёмким, передать те мгновения воздушного боя. В момент горячей схватки все моральные и физические силы предельно сосредоточены. В разгар воздушного боя кажется, что в один клубок смешались крылья, фюзеляжи, винты. От прилива крови к голове темнеет в глазах, прикованных к прицелам, а пальцы судорожно сжимают гашетки.

В это время вновь появилась ушедшая четвёрка вражеских самолётов. Началась охота за нами. Были моменты, когда я не сознавал, где земля, а где небо. Немец, которого я преследовал, вдруг решил из левого боевого разворота перейти в правый и тут вспыхнул, как факел, от моей очереди. Теперь их оставалось 6, а мы были по - прежнему вдвоём. Делали такие фигуры высшего пилотажа, каких нет ни в одном наставлении, да и сами мы едва ли могли их объяснить. Но эта "воздушная акробатика" сбивала с толку наших врагов. Они не могли разгадать наш очередной трюк. Один из "Фоккеров" подставил на вираже свой хвост, и Гриша метров с 20-ти тоже отправил в него меткую очередь. "Фоккер" вышел из виража и, медленно заваливаясь на крыло, пошёл вниз...

Три! Три! - закричал я, но тут пулемётная очередь ударила по моей кабине и приборной доске. Аж в глазах зарябило. Чем - то резко ударило по голове. Пули или осколок? Схватился рукой за шлемофон, крови нет. Значит, порядок!

Чувствую, что боекомплект на исходе, а немцев ещё 5. Вырвавшись из клещей крутым виражом, я оказался в хвосте немецкого истребителя. В него - то мне и удалось послать последнюю очередь. Теперь с нами дралась только четвёрка, но я был уже безоружен. И в это время "Фоккер" ударил по самолёту Гриши. Я видел, как полетели из радиатора соты - и сразу самолёт Гриши запарил. Но тут появились "Яки" нашей "Нормандии", как раз вовремя успели французы. Немцы бросились наутёк. А Гриша пошёл на посадку. К его машине подбежали наши солдаты, обступили, помогли выбраться. Когда появилась среди солдат голова Гриши с белым подшлемником, я со спокойной душой взял курс на свой аэродром".

Гвардии старший лейтенант Григорий Прокопьевич Репихов совершил в годы войны около 100 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 8 самолётов противника, уничтожил 4 паравоза, много вагонов с боеприпасами и боевой техникой врага. Будучи подбит в конце 1944 года, он направил свой горящий "Як" в железнодорожный состав противника...

Позже Василий Барсуков воевал на Западном и 3-м Белорусском фронтах, где успешно провёл десятки воздушных боёв. Он воевал на всех типах истребителей - "Яков", прошёл путь от от рядового лётчика до командира эскадрильи. Исключительная наблюдательность, острота зрения, зрительная память и талант рисовальщика определяли высочайшее качество проводимых им воздушных разведок. Это было отмечено командованием, и в 1944 году приказом командующего 1-й Воздушной армии Т. Хрюкина он был переключён на ведение воздушной разведки.

Однако, так же умело, он продолжал вести и воздушные схватки с врагами, одерживать новые победы, уже на новейшем истребителе Як-3: утром 16 Октября 1944 года сбил FW-190, а вечером того же дня - ещё один, 18 Октября - снова сбил FW-190. 12 Апреля 1945 года в небе Восточной Пруссии уничтожил сразу 2 "Фоккера".

19 Апреля 1945 года за лично сбитые 20 самолётов противника и неоднократно проявленные в боях мастерство и отвагу, Василий Николаевич Барсуков был удостоен звания Героя Советского Союза. Свой последний воздушный бой он провёл в районе санатория "Светлогорск".

К концу войны командир 2-й эскадрильи 18-го Гвардейского Витебского Краснознамённого ордена Суворова истребительного авиационного полка Гвардии капитан В. Н. Барсуков участвовал в 380 боевых вылетах, провёл около 70 воздушных схваток с врагом, из которых всегда выходил победителем - он уничтожил 22 вражеских самолёта лично и 7 группе с товарищами. Наказ отца Василий исполнил: стал Героем и вернулся с фронта живым!

По окончании войны Василий Николаевич недолго служил в ВВС. В 1947 году по состоянию здоровья (ранение на фронте) был демобилизован из рядов Вооружённых Сил. Потеряв возможность летать, он овладел мирной профессией, чтоб не жить прошлыми заслугами, а всегда быть полезным людям, своей стране.

В 1948 году он окончил 10 классов Реутовской вечерней средней школы и в 1949 году поступил в Московский юридический институт, который заочно окончил в 1953 году.

В 1951 году, в связи с восстановлением состояния здоровья, Барсуков обратился к члену Военного совета ВВС с просьбой о призыве его в кадры Советской Армии. Просьба была удовлетворена, и до 1958 года он продолжал служить, вначале в Главном штабе ВВС, затем в ПВО страны.

После выхода в запас, Барсуков жил в Москве (на Сиреневом бульваре). Более 20 лет проработал он ведущим инженером в Центральном научно - исследовательском радиотехническом институте. Свободное время, как и в годы войны, посвящал живописи. Свой талант рисовальщика Василий Николаевич сполна раскрыл, создав серию иллюстраций к своей книге "Крылом к крылу". Его работы, увековечившие перипетии воздушных боёв, наряду с картинами А. Закалюка, имеют особую ценность, поскольку сделаны художниками - непосредственными участниками запечатленного действа. Названия картин говорят сами за себя: "Огненный таран Григория Репихова", "Точная атака Ивана Заморила", "Воздушный таран Николая Пинчука"...

Мне не нужно придумывать сюжеты, - говорил Василий Николаевич. - Я это видел своими глазами...