Осень. Игры, викторины, дидактические пособия на осеннюю тему. Конспект игры - путешествия на тему: Осень в подготовительной группе

Конспект игры - путешествия «В гости к осени». Сценарий для подготовительной группы

Автор: Дощечникова Юлия Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №9 «Журавушка», городского округа г. Урюпинск, Волгоградская область
Конспект игры- путешествия «В гости к осени»»
Материал предназначен для детей подготовительной к школе группы и начальных классов.
Цель и задачи: закрепить знания детей о природе родного края, развить познавательный интерес, умение работать в команде, воспитывать любовь к родному краю.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие в царство осени. Осень бывает такой разной: то теплой, как летом, когда летают паутинки, то зо¬лотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно. Хотите отправиться в гос¬ти к такой разной осени? (ответ детей)
- Наше занятие пройдет в виде путешествия - соревнования. Для этого нам надо разделиться на 2 команды. На столе лежат карточки, по очереди выберите одну карточку и узнайте в какой вы команде. (Проведение жеребьевки). Присаживаемся за свои столики. Мы отправляемся в путешествие. Представьте, что мы едем на поезде, и как вы знаете, поезд прибывает на станции. У нас их 9.
- После прохождения каждой станции вы получаете букву, из которых в конце путешествия вам необходимо будет собрать контрольное слово, которое имеет непосредственное отношение к осени. З А М О Р О З К И. А так же за каждое правильно выполненное задание вы получаете 1 балл в виде «алмазика». Побеждает та команда, чье сокровище будет больше.
- Итак, наш поезд отправляется.
- С давних времен люди, наблюдая за погодой, замечали изменения в природе, складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Так появились народные приметы. Первая станция, куда мы прибыли называется
1. Станция Народная
- Вам необходимо из разрезанных кусочков составить народные пословицы и поговорки об осени.
Птицы хохлятся – перед строгой зимой.
Осенью холодно, да сытно.
Лето со снопами, а осень – с пирогами.
Осень – запасиха, а зима – подбериха.
Появились комары поздней осенью – к мягкой зиме.
Цыплят по осени считают.
За одну верно собранную пословицу – 1 балл
Команды получают букву О.
- Внимание, поезд отправляется.
- Самое начало осени, которое часто называется бабьим летом. Тепло, солнышко греет, и все радуются. Между ветками натянута паутина, которую свил паучок. Она даже летает в воздухе. В эту пору осени в деревнях, селах, на дачах собирают урожай. А что такое урожай? Что вы понимаете под этим словом? (ответы детей) да верно. Вторая станция
2. Станция Урожайная (Игра «Овощи в мешке» )
- На этой станции мы будим с вами соберем урожай.
- Ваша задача не глядя в мешок взять один фрукт или овощ и определить на ощупь что это. Если вы угадываете, то забираете овощ себе. Начнем с команды клен.
В конце подсчет урожая – за каждый угаданный фрукт или овощ 1 балл.
- Какой урожай большой собрали! Молодцы.
Команды получают букву З
- Ребята, а из чего появляются деревья, овощи и фрукты? (Семена) Верно. СЕМЯ – это из чего растение начинается, и то чем оно заканчивается.
- А наш поезд тем временем прибыл на станцию
3. Станция Семенная
- Каждая команда получает по 4 мешочка с семенами ваша задача на ощупь определить, что это за семена. 1 балл=1 правильный ответ. На листочках напишите, свои варианты ответа
- Итак, настало время проверить, как вы разобрались в семенах. Первая команда вам слово
1. пшеница
2. пшено
3. горох
4. подсолнух

Вторая команда, ваша очередь
5. фасоль
6. рис
7. гречка
8. кукуруза
Команды получают букву О

Поезд движется дальше.
- Удивителен и загадочен мир деревьев. Задумывались ли вы, ребята, над тем, что деревья очень похожи на людей. Давайте сравним дерево с человеком. Ствол – это …(туловище) ветки – это … (руки), листья – это …(пальцы) сок – это…(кровь). А какие деревья вы знаете? Те деревья, у которых есть листья – это лиственные, те у которых иголки или хвоя – хвойные. Наша следующая станция

4. Станция Хвойная – физкультминутка
- Давайте проведем небольшую физкультминутку. Когда я называю хвойное дерево вы присядете, если лиственное поднимаете руки вверх.
- Липа, ольха, ель, береза, осина, сосна, клен, дуб, яблоня, лиственница, ясень, вяз, туя, каштан, пихта.
- Молодцы! А сейчас вопрос, за который можно получить 1 балл. Скажете, как называется хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает свои мягкие иголки. (Лиственница)
- Но вот закончилось бабье лето, и пришла золотая осень. В какие цвета окрасила осень листья деревьев, кустарников? (Листья стали желтыми, оранжевыми, красными.) Со многих деревьев листья начинают опадать. Как называется это явление? (Листопад) Мы подъехали на станцию листопадная
5. Станция Листопадная
- Итак, в лесу опало очень много листьев, а с каких именно деревьев не могу разобрать. Надеюсь, что вы поможете мне разобраться в них. Каждая команда получает игровое поле и карточки с листья. Вам необходимо правильно их распределить. За каждый правильно угаданный лист вы получаете 1 балл.
В конце подсчет правильно разложенных карточек.
Команды получают букву И
6. Станция Садово-Огородная
- Каждый овощ и фрукт имеет свой запах. Перед каждой командой находится по 5 контейнеров с соком овощей и фруктов. Необходимо по запаху определить, что это за овощ или фрукт. Вы можете открыть контейнеры. На листочке напишите что это за овощ или фрукт.
1. Лук
2. Чеснок
3. клубника
4. Мандарин
5. Лимон
Молодцы. Вы справились с заданием.
Команды получают букву А
- Ребята, а что происходит с птицами осенью? Одни из них улетают, другие прилетают к нам зимовать, некоторые остаются у нас. Как называются птицы, которые улетающие зимовать в теплые края? (Перелетные) А те птицы, которые зимой остаются с нами? (Зимующие). На перроне станция
7. Станция Птичья
- Ваша задача следующая – я буду включать по очереди для каждой команды запись голосов птиц. Каждой команде необходимо отгадать, что это за птица, а так же ответить зимующая она или перелетная.

Молодцы, отлично справились с заданием.
Команды получают букву Р
8. Станция Грибная
- Настало время немного отдохнуть, мы прибыли на станцию Грибная. Подойдите, пожалуйста, ко мне. Всем известна игра «Съедобное, не съедобное». Если я называю съедобный гриб - вы ловите мяч, если не съедобный, то должны быстро бросить его назад.
1. Подосиновик
2. Масленок
3. Рядовка
4. Мухомор
5. Подберезовик
6. Зеленушка
7. Лисичка
8. Поганка
9. Рыжик
10. Волнушка
11. Дождевик
12. Сморчок
13. Строчок
14. Боровик
15. Ложный опенок
16. Груздь белый
17. Груздь черный
18. Моховик
19. Опенок
20. Сыроежка
21. Вёшинка
22. Шампиньон
- С приходом осени много забот появилось у животных, кому то надо шубку сменить на более теплую и не заметную, кому то нужно запасти побольше корма, чтобы хватило на всю семью, а кому то надо наесться до отвала и жира побольше накопить, чтобы проспать до конца зимы. Следующая станция
9. Станция Подготовительная
- Сейчас на экране появляются животные ваша задача распределить их по трем домикам. Первый – делают запасы, второй – впадающие в спячку, третий – те которые могут себя прокормить зимой.
Команды получают букву М
- Молодцы. В команде вы работаете очень хорошо, а давайте посмотрим, как каждый из вас сможет справиться с лично своим заданием. Наш поезд прибыл на станцию
10. Станция Знайкина
На этой станции каждому члену команды предстоит самостоятельно ответить на вопросы. Игра называется «Ты знаешь 5…». Я буду по очереди задавать вопрос каждому игроку. Необходимо быстро ответить, за ответ – 1 балл.
1. изменений в природе осенью
2. грибов
3. перелетных птиц
4. зимующих птиц
5.животных впадающих в спячку
6. животных делающих запасы
7. лиственных деревьев
8. овощей
9. фруктов
10. домашних животных
11.цветов
12. ягод
13. хвойных деревьев: ель, сосна, туя, лиственница, пихта

Команды получают букву К
Наш поезд прибывает на конечную станцию Загадочная. На этой станции команды попадают в осенний марафон.

11. Станция Загадочная (Викторина Осенний марафон.)
Внимание на экран. Перед вами 3 раздела, и в них по 6 вопросов в каждом. Каждая команда по очереди выбирает раздел и номер вопроса. За правильный от веет команды получают 1 балл
Команды получают букву З
Итак, у вас есть все буквы для контрольного слова. Кто быстрее соберет слово получает 5 баллов.
Собрать слово! З А М О Р О З К И
Подсчет баллов, объявление выигравшей команды .

Весёлые подвижные игры для детей 4-6 лет в детском саду.

Крючкова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад № 127 «Северная сказка», г.Петрозаводск

Описание материала: материал может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям

Цель: создание радостного настроения у детей

Задачи:
- способствовать развитию положительных эмоций
- развивать речевые возможности детей
- развивать коммуникативные способности детей

Игра «Мишки собирают шишки»

На полянку вышли мишки,
Увидали мишки шишки.
Будут мишеньки играть,
Будут шишки собирать.
Побыстрее собирайте,
И корзинки наполняйте.
В игре участвуют 2 ребенка. На полу разбросаны в разных местах шишки. Детям надевают шапочки медведя, в руки дают корзиночки. И по команде они собирают шишки, кто больше…

Игра «Собирай урожай»

Посмотрите-ка, ребята –
Вырос урожай богатый.
Вы корзиночки берите,
Урожай весь соберите!
Эти ребятки (обращается к детям первой команды)
Ищут овощи на грядке,
Ну, а вам, ребята (обращается к другой команде)
Фрукты собрать надо!
На полу в обруче – «огороде» находятся вперемешку муляжи овощей и фруктов. Если детей немного в группе, могут участвовать все. Если количество детей большое, для участия в игре можно выбрать 10-12 человек. Дети делятся на две команды. Встают друг за другом. По команде по одному бегут к «огороду» берут по одному овощу (фрукту), возвращаются к своей команде, кладут овощ (фрукт)в корзинку. Бегут следующие участники. В конце игры можно проверить насколько правильно выполнено задание.

Игра «Перевези урожай»

Урожай собрать нам надо,
Соберём сейчас бригаду.
По команде 1-2-3
Машину ты скорей бери.
Да скорее, не зевай…
Езжай туда, где урожай!
В кузов ты его клади,
Да скорей домой вези.
Как приедешь – выгружай!
Да грузовик другому передай!
На полу в обруче – «огороде» вперемешку лежат муляжи овощей и фруктов. Дети делят на две команды. Первый берет грузовик идет к «огороду», берёт фрукт (овощ) и кладёт его в кузов грузовика. Возвращается к команде, выгружает урожай и передаёт грузовик следующему участнику.

Игра «Собери листочки»

Ветер сильный задувал,
На несколько кусочков
Листочки он порвал.
Мы не будем унывать,
Надо нам его собрать.

Детям предлагают сложить листочки (клёна, дуба…) , разрезанные на 4-5 частей. В игре могут участвовать несколько человек (например 3-4 ребёнка)

Игра «В огороде Пугало»

Роль Пугало может исполнить взрослый персонаж, а можно предложить ребёнку быть Пугало (надеть ему широкую рубашку, на голову шляпу)

Пугало и дети стоят в разных частях зала. Пугало стоит спиной к детям.

Во саду ли, в огороде - дети спокойным шагом идут к Пугало
Пугало стоит.
От шумных галок и ворон
Урожай хранит.
Пугало, ты не скучай, - останавливаются, грозят пальцем
Лучше с нами поиграй.
1-2-3, 1-2-3 , - хлопают
Ну, скорее нас лови.

В конце игры Пугало догоняет детей, дети убегают от него.

Игра «Догонялки с Боровичком»


Роль Боровичка может исполнять как взрослый, так и ребёнок. На голову одеть шапочку грибочка. Дети и Боровичок стоят в разных частях зала. Боровичок отворачивается спиной, присев на корточки за пеньком (стульчиком).

Старичок – Боровичок - дети говорят текст и подходят к Боровичку
Затаился за пеньком.
А мы ближе подойдём
И сейчас тебя найдём!
В догонялки поиграем,
От тебя мы убегаем!
в конце игры Боровичок догоняет детей, дети убегают.

Игра «Мухоморчик – мухомор»


Роль Мухомора исполняет взрослый или ребёнок. Мухомор стоит в середине круга, дети вокруг него, держатся за руки.

Мухоморчик – мухомор, - идут по кругу
Беленькая ножка,
Красненькая шапочка
В беленький горошек.
Очень важный ты на вид, - подходят к Мухомору в кружок
Но все знают – ядовит. – отходят назад
Ты давай, не зевай, - хлопают в ладоши
Нас скорее догоняй.
Дети разбегаются врассыпную, Мухомор догоняет детей.

Ведущая.
Ветер, дождик, непогодица, листья кружат, хороводятся,
То снежок вдруг запорхает, солнце выглянет - растает,
Каждый день одни сюрпризы... Это осени капризы!
Только гости в зале нашем, улыбнемся им, помашем!
Скажем дружно:
Дети. Не скучайте! С нами пойте и играйте!»
Проводится коммуникативная игра-приветствие «Добрый день!» М.Мишаковой
На пороге зала появляется Осень.
Это просто чудеса! Праздник в зале начался
Без меня! Меня забыли, вовремя не пригласили…
Как начну сейчас я плакать, лужи разведу и слякоть!..
Ведущая. Не капризничай, не надо!
Тебя видеть очень рады,
Заходи хозяйкой в дом,
Видишь, как нарядно в нем!
Осень. Ой, в самом деле! Совсем, как на моей любимой поляне в лесу…
Ведущая. А мы тоже любим прогуляться по осенним, шуршащим дорожкам!..
Дети исполняют танец «Веселая прогулка» (коммуникативные танцы А.Бурениной)
Ведущая. А что в твоей корзинке?
Осень. Да вот, капризы свои несу…
Ведущая. Капризы? Вот это да! А что же мы с ними делать-то будем?
Осень. А давайте их вместе с вами в сюрпризы превратим. Поможете?
Ведущая. Ну, конечно, поможем, ведь дети за лето подросли, и группа наша тоже «повзрослела»!
Осень. Как это?

Дети. Мы всех старше ребятишки -
Мы уже ПОДГОТОВИШКИ!
Это значит - скоро нас встретит школа, первый класс!
Ведущая. Нужно что еще отметить? - Полюбили наши дети
На вопросы отвечать, просят посложней задать.
Правду, дети, говорю? Не напрасно вас хвалю?..
Осень. Вот как славно! Будут вам и вопросы сложные и задания интересные!.. А сейчас пусть превращается в сюрприз мой первый - ШУРШАЩИЙ каприз!..
Дети берут в руки «волшебные» разноцветные листья и исполняют песню А.Евтодьевой «Разноцветные листочки»
Осень. Вот спасибо! Удивили, и, признаюсь, восхитили!
Так, порядок наведем…Дальше колдовать начнем… (дети уносят листья на ковер, украшают его, как осеннюю полянку)
Хочу, чтоб мой второй каприз превратился в ПОЭТИЧЕСКИЙ сюрприз!..
Ведущая. С удовольствием! Ведь столько красивых стихов об осени, осенних приметах и явлениях написали поэты. Дети, справимся с заданием?..
Все садятся, и стихи об осени читают дети и родители. Между стихами дети исполняют песню А.Чугайкиной, О.Сивухиной «Песенки-печалинки».
Осень. Как порадовали вы меня, благодарю от всей души!
Ведущая. А вот взгляни на наших девочек, и ты восхитишься еще больше!..
Девочки исполняют танец с шарфиками (песня А.Евтодьевой «Лето, прощай!»)
Осень. Как трогательно, просто до слез! Не могу удержаться, сейчас опять дождем прольюсь…Вот мой третий - ДОЖДЛИВЫЙ каприз!
Ведущая. Дети, давайте скорее поможем этот каприз в сюрприз превратить!
Дети встают врассыпную, проводится речевая игра «Сколько знаем мы дождей?»
Ведущая. Посмотри, Осень, - разве не сюрприз? Порадовать тебя пришли сразу три дождика - весенний, летний и осенний - твой любимый! И мы приглашаем тебя и всех наших гостей на «дождливый» концерт! Только, гости дорогие, не забудьте зонтики раскрыть!.. (родители раскрывают зонтики)
Весенний дождик.
Все со мною расцветает, и Природа оживает,
Зеленеют листья, травы, рощицы, поля, дубравы…
Дождь весенний - самый чистый, самый звонкий и речистый!
Дети исполняют песню «Дождик» Е.Попляновой (подгруппа детей играет на треугольниках)
Летний дождь. Я веселый дождик летний - непоседлив, но приветлив!
Когда по небу гуляю - солнце радугу включает!
Дети играют в речевую игру «Дождик, кап, дождик, кап» М.Яснова, затем поют песню М.Парцхаладзе «От носика до хвостика»
Осенний дождик.
Я холодный и колючий, надоедливый, плакучий,
Потому что от меня убегают среди дня,
Убегают среди ночи…Ну, а мне обидно очень!
Дети.
Дождик, дождик, Дожделей! Слезы попусту не лей!
Мы подружимся с тобой, а ты с нами песню пой!
Дети исполняют песню Л.Некрасовой «Капризный дождик»
Осень. Браво! Браво! А у меня тоже зонтик есть, только он необычный! (выносит сложенный зонтик с капельками для игры)
Часто под дождем гуляю, капли звонкие считаю,
Раз, два, три, четыре, пять…Мне их не пересчитать!
Проводится игра «Собери капельки». Осень приглашает несколько детей и раскрывает зонтик, откуда падают разноцветные капли (цветные кусочки поролона). Дети должны быстро разобрать их по цвету, собрать в свое ведерко.
Осень. Какие же вы молодцы! Ловкие, веселые! Но я все равно еще покапризничаю, если вы не возражаете. Ведь все мои капризы вы превращаете в сюрпризы, а чем больше сюрпризов - тем лучше. Правда?..
Итак, мой следующий каприз - ЗАГАДОЧНЫЙ!
Ведущая. Это что же, сюрприз должен быть ОТГАДОЧНЫМ?
Осень. Да, именно так!

В грядку нас весной сажают,
Поливают, удобряют,
Ждут, когда мы подрастем,
Собирать начнут потом,
Кто же мы? Ответь, скажи!
Дружно, вместе… (овощи)
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся... (фрукты)

А сейчас пусть ваши папы и мамы вам загадки загадают!..
Родители с места загадывают детям загадки об овощах и фруктах, Осень выбирает себе двух помощников, которые складывают в две корзинки «отгадки» - муляжи овощей и фруктов.
Игра Рассортируй овощи-фрукты».


Ведущая. Вот сколько овощей и фруктов собрали! А еще не убрано целое поле капусты! Как бы снегом совсем не занесло!..
Осень приглашает поиграть в игру «Кочанчики» (дети - «листочки», родители 4-5 человек - «кочерыжки») Под музыку по очереди двигаются то дети, то взрослые. На слово «кочанчики» дети должны быстро собраться возле своей «кочерыжки», как можно плотнее.
Ведущая. Сделал дело - гуляй смело! Тень-тень-потетень, заплетем-ка мы плетень!
Проводится игра «Плетень»р.н.м.
Осень . Вот еще для вас загадка, вам ответ искать, ребятки!
Кто стоит на крепкой ножке, еле виден из травы?
Ножка есть, да нет сапожка, шляпка есть - нет головы…(дети отгадывают загадку)
Где здесь елочки, пенечки?.. А где хитрые грибочки?..
Дети встают парами по кругу.
Грибник.
Здесь грибов полно, ребятки! Они играют с нами в прятки!
На носки встают грибочки…
Грибы. Пусть нас видят все в лесочке!
Елочки. Ой, грибочки, ой, грибки, не вставайте на носки,
Ходят дети за дубами, попадете в суп с грибами! (неизв. автор)
Проводится игра Т.Ломовой «Ищи»
Осень. Хорошо как поиграла!.. Все, капризничать устала!
Много дел - не до капризов! Но еще один сюрпризик
Есть в корзиночке моей - угощенье для детей!
Ребенок. Вот так Осень золотая! Осень разною бывает:
То дождливой и плаксивой, а то - сказочно-красивой,
Радостной и урожайной, и - загадочно-печальной…
Осень - щедрая душа! Очень Осень хороша!
Звучит красивая музыка, Осень угощает детей.

Детские утренники — отличный способ сдружить ребятишек, а также в игровой форме привить им новые навыки и знания. Поэтому игры на осенний праздник в детском саду стоит выбирать интересные и разнообразные. Именно игры — самая интересная часть утренника для его маленьких участников. Рассмотрим несколько вариантов игр для осеннего утренника.

Традиционная эстафета, стилизованная под осеннюю тематику. Нам понадобится по два больших осенних листа на каждую команду. Листы рисуем на картоне и вырезаем. Суть эстафеты: игрок берет два листа, на один из них становится, а другой кладет перед собой. Затем перепрыгивает на второй лист, а первый кладет перед собой. Таким образом надо пройти дистанцию от старта до финиша и наоборот, передав листы следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее справится.

Осенние бусы

Атрибуты: яркие листья с деревьев, веточки рябины, шишки, несколько ниток или веревок. Этот конкурс творческий. Участников делим на команды, и каждая команда создает свои бусы из предложенного материала — на веревку нанизывают листья, шишки, рябину. На сам процесс отводится определенное время, пока звучит музыкальное сопровождение. Когда бусы готовы, зрители голосуют аплодисментами за каждое украшение. Обычно в таких развлечениях не победителей и проигравших, побеждает дружба.

Раскраска на скорость

Предварительно надо распечатать несколько раскрасок, в зависимости от того, сколько будет команд или участников. Также понадобятся карандаши или фломастеры. Дети должны раскрасить картинки за определенный промежуток времени, причем сделать это желательно аккуратно, поэтому раскраски лучше выбирать несложные, без мелких деталей. Ну и поскольку праздник у нас осенний, то тематика раскрасок должна быть осенняя.

Собираем яблоки

Это соревнование можно проводить как с открытыми, так и с завязанными глазами. Цель игрока — собрать как можно больше яблок в корзинку. Яблоки можно нарисовать на картоне и вырезать, а можно заменить их какими-то предметами — кубиками, мячиками, маленькими мягкими игрушками.

Гроздь винограда

Понадобится два листа ватмана, на каждом из которых нарисован хвостик грозди с листочком. Малыши по очереди подходят к ватману, им завязывают глаза и они рисуют одну виноградину. Каждая команда рисует свою гроздь, цель — нарисовать ее как можно точнее. Но не всегда это получается, поэтому забава получается веселой, а ее результаты непредсказуемы.

Котята

Эстафета с элементами творчества. Заранее подготавливаем два листа ватмана с нарисованными силуэтами котов, кусочки ваты, клей-карандаш. Ребята становятся на старте, первому участнику дается в руки клей-карандаш. По команде ребенок бежит к ватману и клеит кусочек ваты на кота, так чтобы получилась шерстка. Побеждает та команда, у которой котик получится самый пушистый, подготовленный к зиме.

Слови мяч

Ведущий бросает мяч детям по очереди, каждый ребенок, когда ловит мяч, должен назвать слово, которое ассоциируется с осенью. Тот, кто не смог вспомнить слово, выбывает из соревнования.

Собери яблочко

Надо подготовить несколько картинок с яблоками, разрезанных на части. Задача малышей — собрать картинку с яблоком. Кто быстрее соберет, тот и победил.

Сортировщик

В большой ящик кладутся разные предметы: кубики, игрушки, пасочки. Это могут быть и картинки на осеннюю тематику — листочки, ягоды, грибы. Детишкам даются ведерка или корзинки, их задача — выбрать из ящика как можно больше определенных предметов, например, только кубиков, или только картинок с грибочками.

Пробеги по луже

Определяем границы “лужи” (чаще всего это ковер, который лежит посреди актового зала), готовим несколько пар резиновых сапог. Ребенок должен по команде надеть сапоги и пробежать через “лужу” и вернуться обратно. Забавно проходит игра, если сапоги взять на несколько размеров больше ноги ребенка.

Угадай, что в мешке

Традиционная игра для детских праздников в детском саду, в том числе и осенних. Для нее понадобится мешок и разные предметы, связанные с осенью: яблоки, груши, морковка, картошка, листья, каштаны. Вместо настоящих даров природы можно использовать из муляжи. Каждый ребенок засовывает руку в мешок, выбирает один предмет и на ощупь угадывает, что это такое. Если угадал, получает конфетку.

Собери тыкву с огорода

Еще одна вариация эстафеты, на этот раз с тыквой. Для нее понадобятся две тыквы одинакового размера. Участник команды катит свою тыкву от старта до финиша и обратно, после чего передает ее следующему участнику. Задачу можно усложнить, если катить тыкву только ногами или толкать каким-нибудь предметом.

Грибники

Команды выстраиваются шеренгами. Первому ребенку дают корзинку с грибами(муляжами грибов) и он передает ее следующему участнику, а тот в свою очередь следующему. Так корзинку надо передать в другой конец шеренги и обратно, не потеряв при этом грибы. Если гриб выпадает, корзинка возвращается в начало шеренги. Важный нюанс: корзинку дети держат на вытянутых руках над головой.

Листопад

Понадобятся листья с деревьев или вырезанные из бумаги. Листья кладутся на стол, малыши становятся возле стола. По команде каждый участник начинает дуть на свой лист. Кто быстрее сдует его на пол, тот и победил.

Эстафета огородников

Реквизит: обручи, лейки, муляжи овощей и фруктов. Как проходит эстафета: первый ребенок раскладывает обручи — вскапывает грядки, второй участник кладет в каждый обруч по овощу — сеет семена, третий малыш “поливает” грядки из лейки, четвертый — собирает урожай — складывает овощи в корзинку. Выигрывает та команда, которая быстрее остальных справится с поставленной задачей.

Веселые паучки

Для этого развлечения понадобится несколько клубочков шерстяных ниток. Надо чтобы нитки в клубочках были одной длины. По команде участник разматывает клубочек-паутинку на полу вдоль линии, а затем сматывает обратно и передает клубок следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет эстафету.

Цветные овощи

Заготавливаем несколько карточек разных цветов. Дети наугад вытягивают карточку из мешочка и называют овощ или фрукт. Если попалась красная карточка, надо назвать овощ красного цвета и т.д.

Или можно провести такой же конкурс, но не с цветами, а с буквами — вытаскивать из мешочка буквы и называть плоды, название которых начинается на эту букву.

Придумайте загадку

Это даже интереснее, чем отгадывать загадки. Показываем детям карточки с изображением фруктов и овощей или муляжи плодов, а участники должны назвать их свойства, придумав таким образом загадку к этому плоду. Также можно придумать загадки к осенним явлениям природы, к самому слову “осень”.

Кто листочек потерял?

Ведущий показывает карточки с изображением листьев, а задача детей — угадать, с какого дерева этот лист. Карточки можно заменить настоящими листьями с деревьев.

Приседалки

Дети становятся перед ведущим. ведущий по очереди называет овощи, ягоды, фрукты. Если овощ растёт на земле, дети должны присесть, а если это ягода, которая растет на дереве, дети встают и поднимают руки над головой. Кто последний присел или встал, тот выбывает. Побеждает тот, кто остался последним и не выбыл.

Надеемся вам понравились перечисленные выше игры на праздник осени в детском саду, и вы возьмете некоторые из них себе на заметку.

В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами. При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

Мимическая игра «Осень»

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, весе лое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гони мая. Изобразить плачущую Осень.
Наше настроение: Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы уди вились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широ ко раскрываются, при опускании - почти закрываются.
Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Пальчиковая гимнастика для детей, которая сопровождается стишками, очень полезна для детского развития, так как она развивает память, тактильную чувствительность, восприятие, эмоции, мелкую моторику, мышление, речь малыша.

Мы капусту рубим,
Движения прямыми кистями вверх-вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Имитировать посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Сжимать и разжимать пальцы.

Пальчиковая игра «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Будем листья собирать.
Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
«Шагают» пальчиками.

(Н. Нищева)

Игра «Сдуй листок со стола»

На столе перед каждым ребенком раскладываются листья деревьев, дети стоят на коленях или садятся на корточки перед столом так, чтобы листья находились на уровне губ. По команде взрослого дети делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой. При этом взрослый следит за тем, чтобы дети не поднимали плеч на вдохе и не раздували щек на выдохе. Упражнение не стоит выполнять более 3-4 раз. Цель – развивать речевое дыхание.

Подвижная игра «Поймай листок»

Цель – развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Ход игры: Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху.

Подвижная игра «Листопад»

Цель – закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
Взрослый: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:
“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)
Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).
Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

В этой подвижной игре может быть задействовано столько детей, сколько позволяет площадь проведения игры.
Итак, дети сидят на корточках в кругах, начерченных на земле. Это и есть «гнездышки». По сигналу взрослого все «птички» вылетают, разлетаются в разные стороны, приседают, «разыскивая корм», снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу «Птички, в гнездышки!» малыши должны возвратиться на свои места. Важно, чтобы дети действовали по сигналу, улетали от «гнездышка» как можно дальше и возвращались бы
только в свое «гнездышко».

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая «гусятник». По середине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу шириной 2-3 метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки — это «гора».
Все играющие находятся в «гусятнике» — «гуси». За горой очерчивается круг «логово», в котором размещаются 2 «волка».
По сигналу — «гуси — лебеди, в поле», «гуси» идут в «поле» и там гуляют. По сигналу «гуси — лебеди домой, волк за дальней горой», «гуси» бегут к скамейкам в «гусятник». Из-за «горы» выбегают «волки» и догоняют «гусей».
Выигрывают игроки, ни разу не пойманные

Подвижная игра «Белки-шишки-орехи»

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто — орехом, кто -шишкой.
Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: белки, шишки, орехи.
Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим.
Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом.
Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.

Подготовила Марьяна Чорновил