Организация инклюзивного образования в дошкольных группах. Инклюзивная практика ДОУ – актуальность и проблемы Инклюзивная образовательная практика

Угрюмова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка детский сад№29" г. Владивостока
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Создание модели инклюзивной практики в условиях дошкольной образовательной организации"
Дата публикации: 25.04.2018
Раздел: дошкольное образование

«Создание модели инклюзивной практики в условиях дошкольной

образовательной организации»

На сегодняшний день проблема инклюзивного дошкольного образования является

актуальной.

количество

ограниченными

возможностями

здоровья увеличивается.

нововведению,

осознания того, как это должно реализовываться на практике.

Поэтому

проблема

развития

дошкольного

инклюзивного

образования

городе Владивосток является актуальной и изучаемой на данный момент.

Коллектив детского сада в 2014 году принял решение о развитии инклюзивной

практики на базе нашего учреждения.

Нами была определена

цель : – изучить проблему инклюзивного образования в

ДОУ и смоделировать способ ее реализации.

Для достижения цели были поставлены задачи:

отношение

готовность

инклюзивному

образованию

Владивосток.

2. Разработать этапы создания модели инклюзивной практики в ДОУ.

Было проведено анкетирование и выявлено отношение, готовность руководителей,

педагогов и родителей к инклюзивному образованию. Приняли участие 250 родителей,

100 педагогов и 115 руководителей ДОО.

показали

заинтересованности

инклюзивному

дошкольному

образованию.

регионов,

определили,

опрошенных, поддерживающих идею инклюзивного обучения, значительно меньше,

чем в других регионах России.

Уровень готовности дошкольной инфраструктуры оценивается, как «низкий» или

недостаточный, ДОО не готовы к внедрению инклюзивного образования. Неготовность

большинства руководителей связана с отсутствием четко разработанных методических

указаний, разработанной структуры управления инклюзивной ДОУ.

обосновали

необходимость создания

модели

инклюзивной

практики в ДОО.

Нами были разработаны этапы создания модели инклюзивной практики в ДОУ и

определены

особенности

построения

региональной

специфики.

Создание модели проходило в три этапа.

В рамках подготовительного этапа, был создан банк данных о семьях, имеющих

детей с ОВЗ и нуждающихся в психолого-педагогической поддержке, установлена связь

внешними

организациями-партнерами

психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи г. Владивостока», детская поликлиника района,

общество инвалидов, служба социальной защиты населения,

Портал «Владмама»,

общественная организация «Даунсайд Ап»).

С целью организации инклюзивного образования в ДОО г. Владивосток (115

проведен

возможностей

определены

потребности

специальном оборудовании и повышении квалификации педагогов, определена форма

социальной адаптации для детей с ОВЗ.

этапа,

выстроена

структура

управления

инклюзивной ДОО.

В ДОО был создан Методический совет, в состав которого вошли заведующий,

заместитель

заведующего

воспитательной

заместитель

заведующего

административно-хозяйственной работе, педагоги детского сада.

Методическим советом был разработан последовательный алгоритм действий

созданию

благоприятной

образовательной

мероприятий

обеспечению повышения профессионального уровня педагогических кадров для работы

с детьми с ограниченными возможностями здоровья (прошли обучение 2 педагога на

базе ПК ИРО, дистанционное обучение – 3 педагога, прослушали вебинар все педагоги

количестве

человек);

разработаны

локальные

документы,

регламентирующие

инклюзивный процесс в ДОУ (Положение об организации инклюзивного образования в

Положение

создании

родителями,

совместной

деятельности

организацией-партнером);

разработано

программно-методическое

обеспечение образовательного процесса.

На последнем, результативном этапе создания модели инклюзивной практики в

ДОУ была открыта ГКП для детей с ОВЗ, с последующей интеграцией детей с ОВЗ в

общеразвивающую группу детского сада. С целью определения формы интеграции,

были разработаны критерии уровня социальной адаптации для детей с ОВЗ.

Мы получили следующие результаты, к сожалению, полная интеграция была

представлена только для одного ребенка (Сережа Б. с синдромом Дауна). Ребенок

посещает

совместно

самостоятельное

посещение

группы). Для него разработан индивидуальный образовательный маршрут.

Частичная интеграция была определена для пяти детей (Полина Т., Катя Т., Витя

В., Даша П., Ева Е.), они вливаются в группу на часть дня (частичное посещение

посещают

специально

организованные

логопедом и психологом.

Временная интеграция (Герман В., Миша Ж., Вова П.), посещают совместно с

развивающимися

дошкольниками

различные

мероприятия

воспитательного характера (кратковременное посещение совместных мероприятий).

Данный опыт позволил сделать вывод, что в абсолютном большинстве для детей

сохранного

интеллекта,

возможно

посещение

кратковременного пребывания, а совместное посещение, только частичная и временная

интеграция.

Практические

результаты

обсуждались

представлены

всероссийских и международных научно-практических конференциях:

В 2015, 2016 гг. представили опыт в научно-практической конференции на базе

ДВФУ, в 2015 г. коллектив детского сада очно принял участие в III Международной

научно-практической конференции в городе Москва.

Результатом проделанной работы является разработанная модель инклюзивной

практики в условиях ДОО, с учетом региональных особенностей:

1. Вариативной формой для реализации инклюзивного образования является на

подготовительном этапе ГКП.

2. Ресурсным Центром по развитию инклюзивного образования в регионе – ПК

ИРО, ДВФУ.

3. Обеспечение узкими специалистами в ДОУ – изменение штатного расписания и

создание сетевого взаимодействия с организациями-партнерами.

4. Консультативная

психолого-педагогическое

сопровождение

родителей, имеющих детей с ОВЗ осуществляется ДОУ и Центром психолого-

педагогической, медицинской и социальной помощи.

5. Формирование готовности населения к инклюзивному образованию детей с

ОВЗ через организацию просветительской деятельности в ДОО, СМИ.

В процессе реализации разработанной модели возникли различные сложности и

проблемы:

Отсутствие

специалистов

расписании

инклюзивного образования, психолог, логопед, дефектолог, тьютор-сопровождающий,

дополнительные ставки воспитателя, младшего воспитателя) – требуется изменение

штатного расписания в ДОО.

2. Недостаточная компетентность педагогических работников, их неготовность к

требуется

проведение

семинаров,

мастер-классов,

консультаций, систематического повышения квалификации в данном направлении.

2. Невысокая грамотность в вопросах

инклюзивного образования родителей

воспитанников – требуется работа квалифицированного психолога в ДОО, подключение

Недостаточность

финансовой

поддержки

требуется

создание

«безбарьерной» доступной среды и приобретение дополнительного коррекционного

оборудования.

4. Не разработанность региональных законодательных актов по инклюзивному

образованию.

Данный опыт работы определил практическую значимость созданной модели

инклюзивной

практики

позволил

спрогнозировать

дальнейшие

действия

достижению реализации данной модели в ДОО, с учетом решения возникших проблем.

Успешность внедрения инклюзивного образования в регионе во многом зависит от

того, как субъект относится к инклюзивному образованию и готов принять новую

МБДОУ « Россиянка » « ЦРР » г . Калуги НСП « Антошка »

КОНСУЛЬТАЦИЯ (для педагогов)

«Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Подготовила:

Ст . воспитатель

Аккуратнова Татьяна Николаевна,

Калуга, 2017

Содержание

Модель дошкольного инклюзивного образовательного учреждения

Структурные подразделения ДОО, реализующего инклюзивную практику

Список литературы

1. Организация и содержание инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении .

Построение образовательного процесса в ДОО, реализующих инклюзивную практику, диктует необходимость создания структурнофункциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными, здоровье сберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательной организации учитывается следующее:

наличие мотивации руководителя ДОО;

психологическая готовность коллектива ДОУ к инклюзии, предполагающая знакомство с основными ценностями, целями, методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;

наличие необходимых специалистов (учителейдефектологов, педагоговпсихологов, учителейлогопедов, тьюторов) или договора с психологопедагогическими и медикосоциальными центрами о психологопедагогическом сопровождении детей с ОВЗ;

наличие специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды;

возможность повышения квалификации педагогов.

Основная цель образовательной организации в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями.

Когда решение принято, происходит разворачивание инновационной педагогической деятельности, предполагающей ряд обязательных процедур (осознание ценностей, постановку целей, анализ условий, подбор и создание средств и методов, оценку результатов и коррекцию деятельности) и этапность их реализации в соответствии с решаемыми задачами.

На первом этапе планируются следующие мероприятия:

руководитель принимает решение об организации инклюзивной практики в ДОО;

совместно с представителем органа управления образованием руководитель ДОО проводит анализ квалификации специалистов, комплектации предметноразвивающей среды, образовательных программ и технологий, по которым работает ОО на соответствие их условиям реализации инклюзивных целей;

руководитель ОО проводит встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения состава ПМПк и координатора по организации инклюзивной практики в ДОО;

происходит знакомство с детьми и семьями, а при наличии в ОО консультативного пункта (КП) – проведение первичного приема детей с ОВЗ для диагностики и разработки рекомендаций;

ПМПк на основе заключения ПМПК и результатов диагностики, проведенной внутренними специалистами, разрабатывает образовательный маршрут для детей с ОВЗ в ДОО (лекотека, СРП, группа кратковременного пребывания, инклюзивная группа, дополнительные занятия со специалистами) и индивидуальную образовательную программу;

определяются основные мероприятия по адаптации детей группы к новым условиям с приходом детей с ОВЗ;

проводятся встречи с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы;

подписываются договоры с родителями;

составляется расписание, и определяется распорядок дня.

При включении в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо продумать, что нового внесет своим появлением тот или иной ребенок, каких изменений это потребует от учреждения. Приход такого ребенка в детский сад или школу подразумевает составление индивидуального образовательного маршрута и изменения средовых условий с учетом его особенностей. Например, если приходит ребенок с нарушениями опорнодвигательного аппарата, планируются весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за партой или за столом, прогулки, двигательные занятия), педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми. Если приходит ребенок с особенностями эмоциональноволевой сферы – планируется деятельность воспитателя по включению этого ребенка в группу детей.

На втором этапе решаются следующие задачи:

разработка концепции организации инклюзивной практики, включающей основные ценности и технологии их реализации;

разработка образовательной программы, учитывающей государственные требования и особенности инклюзивного процесса;

создание методического обеспечения образовательного процесса;

создание вариативных форм для реализации инклюзивного образования;

повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов;

определение педагогов и специалистов, разрабатывающих индивидуальные образовательные программы для детей с ОВЗ;

создание предметноразвивающей среды;

разработка новой структуры управления инклюзивным образовательным учреждением;

выстраивание партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса;

создание сетевого взаимодействия с организациямипартнерами.

Организационная модель инклюзивного ДОУ должна учитывать разнообразные условия, зависящие от комплектации детского сада, быть гибкой и вариативной.

2. Модель дошкольного инклюзивного образовательного учреждения

Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.

В инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации).

Основной принцип управления инклюзивным детским садом – принцип совместного принятия решения участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение. На основе данного принципа определяются структуры управления инклюзивным процессом:

1) научнометодический совет ДОО;

2) психологомедикопедагогический консилиум (ПМПк) ДОО;

3) педагогический коллектив инклюзивной группы;

4) родительский комитет.

Одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа сотрудников. Управленческая команда – это группа специалистов, объединенная пониманием перспективы развития ДОО и проводящая в коллективе единую политику по достижению поставленных целей. Функционирование и развитие инклюзивного ДОО зависит от обмена информацией и способности людей совместно решать проблемы и задачи. Командная работа способствует:

более успешной работе ДОО;

быстрой адаптации образовательной системы к изменениям во внешней среде, четкому реагированию на изменение образовательного запроса;

модернизации организационной системы управления при переходе от функциональнолинейной организационной структуры к матричной структуре, в которой сочетаются вертикальная и горизонтальная системы управления.

Формой командного управления ДОО является научнометодический совет , который решает стратегические и оперативные задачи. В научнометодический совет входят заведующая, координатор по инклюзии, руководители различных служб ДОО -консультативный пункт, ранняя помощь, лекотека, старший воспитатель, ведущие специалисты.

Научнометодический совет разрабатывает концепцию развития инклюзивной практики в ДОО, программу развития и годовой план; определяет направления разработки и план внедрения новых технологий дошкольного образования; обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной практики; определяет перечень необходимых научнопрактических материалов; осуществляет стратегическое планирование деятельности инклюзивного ДОО.

Кроме того, совет решает оперативные задачи:

анализ ситуации в ДОО и оперативное реагирование на нее;

обсуждение планов и отчетов структурных подразделений ДОО;

контроль и анализ деятельности ПМПк ДОО;

определение ценностей, цели, принципов и направлений работы учреждения.

Психологомедикопедагогический консилиум (ПМПк) создается для проведения психологопедагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК) и, в частности, для разработки индивидуальной образовательной программы и оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в ДОО.

Координации деятельности педагогического коллектива ДОО по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс способствует возложение обязанностей координатора по инклюзии на одного из специалистов ДОО. Координатор по инклюзии – это специалист с высшим педагогическим, дефектологическим, психологическим образованием (учительлогопед, учительдефектолог, педагогпсихолог), имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития, прошедший профессиональную подготовку (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, бакалавриат, магистратура) в области инклюзивного образования. Также обязанности координатора может выполнять социальный педагог, методист или старший воспитатель, имеющий опыт работы в структурных подразделениях или инклюзивном саду не менее года и прошедший переподготовку, дающую ему право работать с детьми с ОВЗ. Основная цель работы координатора – обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования.

В обязанности координатора по инклюзии входит:

взаимодействие с ПМПК для получения рекомендаций по определению образовательного маршрута и условий, необходимых для эффективного включения и успешной адаптации ребенка в ДОО или его структурных подразделениях (служба ранней помощи, группы кратковременного пребывания, лекотека, группа «Особый ребенок», инклюзивная группа; гибкий режим посещения, дополнительные занятия со специалистами);

организация подготовки персонала инклюзивной группы к приходу ребенка с ОВЗ – проведение беседы об особенностях его развития, методах работы с ним и создании необходимых условий в группе;

организация подготовки родителей нормально развивающихся детей к приходу в группу ребенка с ОВЗ – проведение бесед на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, организация совместных детскородительских мероприятий (например, праздников, походов) с участием семей, воспитывающих детей с ОВЗ;

организация методической помощи воспитателям по адаптации каждого ребенка с ОВЗ и включению его во взаимодействие с другими детьми; общие игры, групповые занятия;

оказание помощи психологу в организации игровых занятий в минигруппах с целью включения ребенка с ОВЗ во взаимодействие с другими детьми;

организация взаимодействия специалистов и воспитателей инклюзивных групп: еженедельные рабочие встречи с обсуждением результатов работы, ведение журнала взаимодействия, текущих записей по каждому ребенку;

контроль за ведением документации по каждому ребенку специалистами ДОО, посещение занятий специалистов;

организация и контроль за проведением психологопедагогической диагностики с целью отслеживания динамики развития ребенка (3 раза в год);

организация работы ПМПк по обсуждению достижений каждого ребенка (3 раза в год – плановые консилиумы, а также по запросу родителей или педагогов);

организация взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ: встречи с родителями, беседы, консультации, информационная поддержка, составление индивидуального плана развития ребенка с учетом интересов семьи, привлечение родителей к участию в коррекционноразвивающей работе, организация встреч родителей со специалистами, консилиума с участием родителей – по запросу родителей или педагогов;

организация консультаций ребенка у специалистов (невропатолога, психоневролога или других) по запросу родителей или педагогов;

налаживание сотрудничества со специалистами других организаций, занимающихся с ребенком с ОВЗ, посещающим ОО (например, ППМСцентр), организация совместных встреч, выработки единой стратегии коррекционноразвивающей работы;

организация преемственности инклюзивного образования: помощь в выборе ОО при переходе ребенка на следующую ступень образования (например, из детского сада в школу), налаживание контактов с педагогическим коллективом ОО, в которое поступает ребенок с ОВЗ, помощь в его адаптации;

организация взаимодействия специалистов и воспитателей инклюзивных групп: рабочие встречи с обсуждением результатов работы;

совместно со старшим воспитателем (другими членами административной группы) организация открытых занятий, мастерклассов, семинаров с целью повышения квалификации педагогического состава, семинаров и тренингов для родителей.

Таким образом, координатор по инклюзии создает необходимые условия совместной работы коллектива ДОО и родителей для наиболее эффективной реализации программы развития и реабилитации каждого ребенка с ОВЗ и его социализации в инклюзивной группе.

Педагогический коллектив инклюзивной группы включает в себя: воспитателей, учителялогопеда, учителядефектолога, педагогапсихолога, тьютора, социального педагога, педагогов дополнительного образования.

Цель работы этого коллектива – организация детсковзрослой общности как социальной модели, в которой каждый человек является ресурсом для другого человека.

Основные направления деятельности педагогического коллектива:

разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой ребенком с ОВЗ;

проведение анализа результатов психологопедагогической диагностики всех детей группы;

разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционноразвивающей работы;

реализация, с опорой на решения ПМПК, действий по включению детей в группу в начале учебного года;

планирование распорядка повседневных дел и занятий в группе;

обсуждение и планирование действий по сотрудничеству и взаимодействию с родителями;

планирование, организация и реализация событий и праздников;

анализ экстренных ситуаций и организация действий по их разрешению.

ПМПК назначает каждому ребенку с ОВЗ ведущего специалиста (в зависимости от образовательных потребностей) из числа специалистов педагогического коллектива группы.

Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов фиксируется в процессе профессиональных супервизий. Супервизия – вид психологопедагогического сопровождения работников помогающих профессий. Супервизия направлена на повышение профессиональной компетентности работников и профилактику синдрома эмоционального выгорания. В ДОУ супервизии проводятся (по запросу) как коллегами из учреждения, так и приглашенными из других организаций специалистами в соответствии с решениями научнометодического совета.

    Структурные подразделения ДОО, реализующего инклюзивную практику

Инклюзивное образовательное пространство основано на предоставлении новых форм дошкольного образования для детей с разными стартовыми возможностями. Для детей, которые по какимлибо причинам не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня, создаются дополнительные структурные подразделения: центр игровой поддержки развития (ЦИПР), консультативный пункт (КП), лекотека, служба ранней помощи (СРП), группа кратковременного пребывания «Особый ребенок», деятельность которых направлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Открытие в детском саду новых структурных подразделений производится в соответствии с Положениями об организации деятельности лекотек, службы ранней помощи, консультативного пункта, групп кратковременного пребывания, а также рекомендательных писем, сборников методических рекомендаций.

При приеме ребенка с ОВЗ в каждом структурном подразделении проводится первичная консультация, в ходе которой специалисты подразделений (педагогпсихолог, учительлогопед, учительдефектолог, социальный педагог и др.) проводят диагностику и составляют первичные рекомендации по конкретизации индивидуального образовательного маршрута и условий для адаптации ребенка (для обсуждения на ПМПк).

В каждом из подразделений образовательные услуги ребенку с ОВЗ предоставляются в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Одним из условий успешности образовательного процесса является включение семьи в образовательное пространство. Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации (по запросу взрослого), мастерклассы или семинары.

В структурных подразделениях ДОУ ребенок может находиться до школы или переходить по мере готовности в группу кратковременного пребывания, инклюзивную группу и др.

Наличие структурных подразделений позволяет ДОУ варьировать образовательные формы, предоставляя выбор образовательных услуг, соответствующих запросам родителей и рекомендациям психологомедикопедагогической комиссии. Состав структурных подразделений в разных ДОО может варьироваться. Дадим краткое описание этих подразделений.

Консультативный пункт организуется в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения. Цель создания консультативного пункта – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психологопедагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Направления деятельности консультативного пункта:

оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям 5–6 лет, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;

содействие социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей, не посещающих образовательные учреждения;

обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

Служба ранней помощи является структурным подразделением государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной помощи, детского сада компенсирующего (комбинированного) вида, начальной школы – детского сада компенсирующего вида, специальной (коррекционной) начальной школы – детского сада или иного образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия для ее деятельности.

Служба ранней помощи реализует программу обучения и воспитания детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет. В условиях специально организованной развивающей среды специалисты (учительдефектолог, педагогпсихолог, учительлогопед) проводят индивидуальные и групповые занятия при участии родителей, консультируют родителей по проблемам развития и достижениям ребенка, по использованию игр и упражнений на домашних занятиях. Целью деятельности службы является психологопедагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Содержание деятельности Службы ранней помощи:

проведение психологопедагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

оказание комплексной коррекционноразвивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психологопедагогической поддержки их семьям;

осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Лекотека является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. Лекотеки организуются для детей, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психологопедагогической и медикосоциальной помощи.

В деятельности лекотеки используются различные коррекционноразвивающие и игровые методы работы и осуществления психологической поддержки развития детей. Целью деятельности лекотек является обеспечение психологопедагогического сопровождения детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности и оказания психологопедагогической помощи родителям (законным представителям).

В лекотеке проводятся индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие первичных социальных навыков, моторной, эмоциональноволевой, познавательной, речевой сфер. Содержание занятий определяется в зависимости от рекомендаций специалистов и в соответствии с программами обучения детей с различными нарушениями в развитии. Лекотека является одной из первых ступеней социализации ребенка. Впоследствии ребенок может быть переведен в инклюзивную группу или класс.

Содержание деятельности лекотеки:

реализация образовательной программы, разрабатываемой с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой лекотекой самостоятельно;

проведение психокоррекции средствами игры у детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;

обучение родителей (законных представителей), специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;

проведение психопрофилактической работы с членами семей детей с нарушением развития;

психологопедагогическое обследование детей с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей);

помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;

подбор индивидуальных техник формирования у детей предпосылок учебной деятельности;

поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.

Группа развития «Особый ребенок» создается для детейинвалидов в возрасте от 3 месяцев до 7 лет с целью оказания им систематической психологомедикопедагогической помощи, формирования предпосылок учебной деятельности, социальной адаптации, содействия родителям в организации воспитания и обучения детей. Группа создается для проведения коррекционноразвивающей работы специалистов различного профиля с детьми с ОВЗ, обеспечения первичной адаптации ребенка с ОВЗ в группе сверстников без индивидуального сопровождения взрослого, подготовки к посещению инклюзивной группы. С этой целью проводятся индивидуальные и групповые занятия учителялогопеда, учителядефектолога, педагогапсихолога. На групповых занятиях вводятся музыкальноритмические виды деятельности, фольклорные народные игры. В индивидуальной работе специалисты помимо основных коррекционных методов работы используют адекватные особенностям ребенка приемы телесноориентированной терапии, нестандартные методы изобразительной и игровой деятельности.

Содержание деятельности группы развития «Особый ребенок»:

проведение коррекционноразвивающих групповых и индивидуальных занятий, направленных на развитие коммуникативной, познавательной и иных сфер с целью максимальной социальноэмоциональной адаптации ребенка в среде сверстников;

подготовка ребенка с ОВЗ к включению в инклюзивную группу;

проведение консультативной работы с родителями.

Инклюзивная группа (группа комбинированной направленности) ДОУ открывается для совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивная группа комплектуется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении: «В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:

до 3 лет – 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

старше 3 лет:

10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью – умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

Например, в одной группе могут эффективно обучаться 2 ребенка с синдромом Дауна, 1 ребенок с синдромом раннего детского аутизма, 1–2 ребенка с детским церебральным параличом, несколько детей с общим недоразвитием речи.

Содержание деятельности инклюзивной группы:

осуществление развивающей деятельности (развитие речи и представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктивной деятельности и т. д.);

социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников;

реализация коррекционной деятельности специалистов (учительлогопед, учительдефектолог, педагогпсихолог, массажист);

реализация программ творческого развития детей (керамическая мастерская, хореография, музыкальноритмические занятия, игротерапия и др.).

Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе:

диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;

планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;

организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;

мониторинг инклюзивного образовательного процесса.

Список литературы:

    Волосовец, Т. В., Кутепова, Е. Н.. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / -М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 144 с.

    Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие [Текст] / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН,2010.

Инклюзивное обучение нацелено на формирование доступной среды для получения знаний и навыков. Дети с ОВЗ традиционно находились в специальных образовательных организациях. Но коррекционные школы не предоставляют варианты для социализации. Общение и совместная деятельность с детьми возрастной нормы поможет детям с ОВЗ интегрироваться в общество и чувствовать себя равными с другими.

Люди с ОВЗ будут готовы трудиться и вступать в межличностные отношения, в случае, если социальная адаптация начнётся с ранних лет.

Мы сейчас со всех сторон слышим вопрос, как трудоустроить взрослого инвалида, особенно ментального, - сообщает изданию «Коммерсант» руководитель Центра проблем аутизма и член Экспертного совета при Минобрнауки Екатерина Мень. - Я в таких случаях всегда говорю: чтобы трудоустраивать инвалидов, надо начинать с детского сада. Эти дети должны расти вместе со своими будущими работодателями.

ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ

Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.

Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:

  • обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;
  • сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;
  • построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей;
  • поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.

Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.

Обучение в ДОУ осуществляется по адаптированной программе

ФГОС ДО определяет требования к содержанию и осуществлению программы. Программа гарантирует личностный рост и развитие дошкольников в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических способностей детей.

Адаптированная программа направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.

Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.

Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании

Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья: с нарушениями слуха, зрения и речи, опорно-двигательной системы, задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития.

Задача воспитателя - помочь дошкольникам с ОВЗ осознать, что они могут наравне со всей группой расти и одерживать новые победы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении.

Я думаю, что большинство детей, как и нормативный ребёнок, к трём годам им дома становится скучно, - рассказала в беседе с ведущим «Радио Свобода» руководитель инклюзивного детского сада «Наш дом» Елена Цырульникова. - У особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже хочет расширять среду обитания и количество контактов.

Дети с ОВЗ интегрируются в коллектив по 2-3 ребёнка, при этом им требуется персональный подход и организация специального обучения.

Воспитатели МБДОУ №113 города Казани делятся опытом инклюзии в детском саду в статье «Организация инклюзивного образования в условиях ДОУ» (Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», №5, 2016 год). В 2014 году в МБДОУ №113 прибыл ребёнок с синдромом Гольденхара.

В ходе работы выяснилось, что мы совсем не готовы к решению педагогических задач в данных обстоятельствах, и возникла необходимость поиска путей его решения, - говорится в материале.

Педагоги отобрали индивидуальные и групповые формы взаимодействия с детьми, при которых обучение базируется на партнёрских взаимоотношениях с воспитанниками.

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья начал раскрываться, открывать себя для себя и для других, - прокомментировали педагоги. - Ребёнок повторяет за своими сверстниками все их действия, старается быть похожим на них.

Воспитатели Эльвира Садретдинова, Гельназ Сабирова и Эльмира Каюмова считают, что положительный эффект инклюзии достигается только при индивидуальной форме взаимодействия.

Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников.

Воспитанники с нарушением слуха невнимательны и замыкаются в себе, не проявляют активность в общении. В процессе обучения и воспитания с глухими и слабослышащими дошкольниками применяются макеты, игрушки, иллюстрации, учебные фильмы, демонстрация действий, воспроизведение наглядных ситуаций и другие приёмы наглядности.

При отборе материала для дошкольников с нарушениями зрения учитываются величина предмета и контрастность цветов. Для слепых и слабовидящих детей проводятся занятия по ориентированию в пространстве, мимике и пантомимике.

Дети с ЗПР с трудом концентрируются и самостоятельно делают задания. Для таких дошкольников потихоньку усложняют уроки.

У детей с повреждениями опорно-двигательной системы встречаются нарушения слуха и зрения, интеллекта и речи и наблюдаются судорожные симптомы. При отборе обучающего материала предпочтение отдаётся предметам с выраженной тактильной поверхностью.

Воспитатели и родители работают в команде

С детьми с ОВЗ занимаются педагог по коррекции речи, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и медицинский персонал ДОУ.

Логопед определяет степень понимания и воспроизведения речи, готовит индивидуальные планы коррекции речи, ведёт персональные и групповые занятия.

Педагог-психолог подготавливает индивидуальные программы для коррекции, проводит психодиагностику дошкольников и даёт консультации для родителей.

Воспитатель развивает мелкую и общую моторику детей, ведёт персональные и групповые занятия по продуктивным видам активности: рисование красками и карандашами, лепка из пластилина и конструирование из бумаги и природных материалов.

Музыкальный руководитель при отборе материала учитывает психофизические и речевые способности детей, использует элементы звукотерапии на занятиях музыкой.

Учитель физкультуры ведёт занятия по совершенствованию психомоторных процессов у детей.

Медработник ДОУ организует лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

При организации инклюзивной практики руководство ДОУ может привлекать дополнительных педагогов. Коллективные действия сотрудников детского сада формируют благоприятную среду для адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями в детском коллективе.

Педагоги ДОУ сотрудничают друг с другом и с родителями воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к положительному результату. Сотрудничество с семьями дошкольников организуется в форме консультаций, дней открытых дверей и семинаров-практикумов, на которых родителей знакомят с дидактической литературой, играми и учат использовать полученные сведения на практике.

Праздники в детском саду - тоже часть работы воспитателей с семьёй дошкольника. На мероприятиях родители наблюдают достижения ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.

  • строить план занятий с учётом особенностей ребёнка;
  • вести персональные и групповые занятия, что повышает инициативность ребёнка с ОВЗ и умение трудиться в команде;
  • следить за душевным состоянием ребёнка до и во время проведения занятия;
  • развивать моторику путём специальной гимнастики, игр и заданий;
  • привлекать детей к активному участию в мероприятиях;
  • развивать способности и таланты детей.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Инклюзивной группы. С этой целью проводятся индивидуальные и групповые занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.

На групповых занятиях вводятся музыкально-ритмические виды деятельности, фольклорные народные игры. В индивидуальной работе специалисты помимо основных коррекционных методов работы используют адекватные особенностям ребенка приемы телесно-ориентированной терапии, нестандартные методы изобразительной и игровой деятельности.

–проведение коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных занятий, направленных на развитие коммуникативной, познавательной и иных сфер с целью максимальной социально-эмоциональной адаптации ребенка в среде сверстников;

–подготовка ребенка с ОВЗ к включению в инклюзивную группу;

–проведение консультативной работы с родителями.

Инклюзивная группа (группа комбинированной направленности) ДОУ открывается для совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивная группа комплектуется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении: «В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:

До 3 лет – 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

Старше 3 лет:

–10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью – умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

–15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

–17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

Например, в одной группе могут эффективно обучаться 2 ребенка с синдромом Дауна, 1 ребенок с синдромом раннего детского аутизма, 1–2 ребенка с детским церебральным параличом, несколько детей с общим недоразвитием речи.

–осуществление развивающей деятельности (развитие речи и представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктивной деятельности и т.д.) ;

–социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников;

–реализация коррекционной деятельности специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, массажист) ;

–реализация программ творческого развития детей (керамическая мастерская, хореография, музыкально-ритмические занятия, игротерапия и др.) .

Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе:

Диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

Комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;

Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;

Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;

Мониторинг инклюзивного образовательного процесса.

Остановимся подробнее на условиях реализации каждого из выделенных направлений.

Диагностика индивидуальных особенностей детей

Беседа и анкетирование родителей.

В рамках диагностики используется опросник, который предлагается заполнить родителям. Каждый ребенок оценивается собственными родителями, и эта оценка составляет основу для последующей работы.

Сведения, полученные от родителей, используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.

Диагностика развития ребенка. Проводится специалистами детского сада (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) .

Наблюдение за поведением детей в группе. На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка с ОВЗ в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ним в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контактов с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявления самостоятельности и активности, сферу интересов др. Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки,

Подробней mreadz.com

Инклюзивная практика в дошкольном образовании

06-07-2015 16:54Последние записи deti - Лента друзей - Архив

Аннотация: Статья раскрывает проблему развития образования инклюзивного в России.

Проблема развития инклюзивного (inclusif. франц – включающий в себя, от лат. include – включаю, заключаю) образования в России находится под вниманием пристальным не только родителей, педагогических сообществ, но и общественности всей.

Внедрение инклюзивного образования началось с образований дошкольных. Постепенный процесс привел такие обучения формы в общеобразовательные школы. Родители детей с возможностями ограниченными здоровья (ОВЗ) уже были тому к готовы, что их дети имеют полное образование на право, как остальные.

В муниципальном бюджетном образовательном дошкольном учреждении Волоконовском детском саду вида комбинированного 1 «Березка» Волоконовского района Белгородской есть области базовые предпосылки для внедрения в инклюзивного практику обучения.

Кроме воспитателей имеются учитель: специалисты - логопед, педагог-психолог, музыкальный старшая, руководитель медицинская сестра.

Специалистами пройдены базе на курсы Белгородского института развития образования профессиональной и квалификации переподготовки специалистов по темам:

  • «Актуальные психологического вопросы сопровождения образовательного процесса в ДОО в введения условиях ФГОС ДО»,
  • «Современные подходы к организации развивающей-коррекционно работы учителя-логопеда ДОО в введения условиях ФГОС ДО».

Задача команды педагогов - проблему в вникнуть ребенка с ОВЗ, оказать индивидуальную ему помощь, дать совет, помочь и подсказать который, воспитателю работает с группой, где имеется ребенок такой.

При организации инклюзивной практики мы творчески подходим, учитывая пол, возраст ребенка, а принадлежность также к той или иной социальной процессе.

В группе внедрения инклюзивной практики педагоги сада детского имеют командную, междисциплинарную форму при, работы планировании своей деятельности применяют формы проектные организации образовательного процесса, диагностику и инклюзивных мониторинг процессов и включение в этот целостный всех комплекс участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) .

Для проведения психолого-педагогической динамики оценки развития ребенка, реализации индивидуального маршрута образовательного в детском саду создан психолого-педагогический-медико консилиум.

Индивидуальный образовательный маршрут учетом с разрабатываем возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с возможностями ограниченными здоровья, который включает следующие направления основные:

  • смену различных видов деятельности,
  • эмоционального развитие и предметного общения,
  • развитие общей и моторики мелкой,
  • развитие предметной деятельности,
  • развитие от действенного-наглядно мышления до словесно-логического,
  • расширение и пассивного накопление словаря,
  • стимуляцию активной речи,
  • формирование предпосылок к конструктивной и деятельности изобразительной,
  • закрепление навыков самообслуживания.

Задачи программы индивидуальной развития решаются как на индивидуальных ребенком с занятиях, так и на групповых.

Мы осознаем важность и таких эффективность занятий, но не исключаем и групповые формы Здесь. проведения можно отметить ряд преимуществ:

  1. образовательный в Включение процесс наибольшего количества детей;
  2. детей у Развитие коммуникативных навыков, волевых качеств;
  3. благоприятных Создание условий для использования большого упражнений спектра по формированию эмоциональной сферы отдельного раскрытия, ребенка межличностных взаимодействий в группе.

В процессе психолого работы-медико-педагогического консилиума идет поиск активный необходимых условий для эффективной и адаптации успешной ребенка в детском саду. Такого практика рода хорошо прослеживается в коррекционной группе, детей для с тяжелыми нарушениями речи, в группе пребывания кратковременного детей, созданной при нашем также, а учреждении на дополнительных занятиях со специалистами.

На заседаниях рассматриваются консилиума вопросы особенностей развития детей с возможностями ограниченными здоровья, методах работы с ними и необходимых создание, благоприятных условий в группе.

Взаимодействие с ребенка семьей с ОВЗ осуществляется при помощи форм различных работы:

  • беседы,
  • составление маршрутов индивидуальных с учетом интересов семьи,
  • вовлечение коррекционно в родителей-развивающий процесс,
  • консультационные встречи «родители-Ребенок-специалисты».

В работе с детьми возникает консультаций необходимость у психоневролога, невропатолога.

Среди родителей дошкольников детей проводим просветительскую работу о необходимости диагностирования раннего не только физического, но и интеллектуального, психического ребенка развития.

В перспективе - наладить контакт со специалистами ведомств различных: здравоохранения и социальной защиты, которые проблемой занимаются внедрения инклюзивной практики в сфере современной развития образовательной системы.

В настоящее время социализации вопросы детей с недостатками речи и, в частности, с недоразвитием общим речи в условиях дошкольного образовательного стали учреждения более актуальными.

Речевые нарушения серьезной являются проблемой, так как у этой детей категории зачастую нарушено полноценное общение со что, сверстниками приводит впоследствии к формированию комплекса отрицательно, неполноценности сказывается на умственных способностях, а также на социализации и поведении ребенка в целом.

Именно поэтому и необходимость возникает своевременно включать детей на путь эмоционально преодоления-волевых и поведенческих трудностей, расширяя их социальный и коммуникативный статус.

Раннее включение ребенка в процесс образовательный поможет сформировать умение адекватно другими с взаимодействовать людьми, сверстниками, раскрыть себя, то заложить есть основы социально сформировавшейся личности.

В детском нашем саду сохраняется высокий процент детей выпуска коррекционной группы в общеобразовательную школу с динамикой положительной речевого развития (в 2011-2012 году учебном- 85 %, 2012-2013 учебном году- 86 %, 2014-2013 учебном году- 86 %,) .

В итоге коррекционной дети работы-выпускники овладели самостоятельной связной, правильной грамматически речью, фонетической системой родного также, а языка элементами грамоты, что дает оценку положительную готовности к обучению детей в школе.

развивающая-Коррекционно деятельность в группе строится с учетом линий ведущих речевого развития: фонетики, лексики, связной, грамматики речи.

Весь обучающий процесс себя в включает интеграцию речевого, познавательного, экологического, эстетического-художественно развития ребенка.

Для реализации направлений данных широко применяются как традиционные, нетрадиционные и так методы работы:

  • сказкотерапия,

Материал с сайта deti.jofo.ru

Инклюзивное дошкольное образование

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера.

Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями. В этой статье освещены ответы на самые часто задаваемые вопросы, затрагивающие инклюзивное дошкольное образование.

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование) , опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.

Основные принципы, на которых основывается дошкольное образование инклюзивного характера во всём мире, закреплены в Саламанской декларации от 1994 года. На данный момент только в Москве функционирует 96 ДОУ, где дошкольное образование инклюзивного и интегративного характера успешно реализуется уже не первый год. Практически во всех крупных городах России имеются образовательные учреждения инклюзивной направленности.

Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.

  • При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.
  • В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.

Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

Что необходимо для того, чтобы ребёнка с особыми потребностями приняли в образовательное учреждение?

Родителям особенного ребёнка достаточно предоставить заявление, подписанное одним из родителей, копию своего паспорта и свидетельства о рождении ребёнка и медицинскую карту по форме 286-у. Желательно перед этим получить специальную программу реабилитации ребёнка-инвалида, которую выдают федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

На основании наличия у ребёнка особых потребностей вам не вправе отказать в получении образования в желаемой форме и в желаемом дошкольном учреждении. Единственное, что может стать помехой – недостаточное техническое обеспечение того или иного ДОУ, если для полноценного обучения ребёнка-инвалида требуются особенные технические средства.

Диагноз «необучаем» сейчас уже не ставит ни одна медико-психологическая комиссия, и законодательство гарантирует, что особенный ребёнок может обучаться на общих основаниях в любом учреждении по месту жительства.

Подробней на сайте www.deti-club.ru

Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений-Коллектив авторов - Читать онлайн.

Т.В. Волосовец, Е. Н. Кутепова

Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

Введение

К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Италия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стало интегрированное образование, которое предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Однако выделение «особых» классов и групп часто ведет к исключению этих детей из социальной жизни школы и детского сада и создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому от интеграции перешли к инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Термин «инклюзия» введен в 1994г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Инклюзия (калька с англ. inclusion) – включение, добавление, прибавление, присоединение, то есть:

Вовлечение в образовательный процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;

Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

В 2000г. на Всемирном форуме по образованию в Дакаре многие страны, придерживаясь положений Саламанкской декларации, достигли договоренности о стремлении создать инклюзивное образование, или школу для всех учеников, где участие, равенство в сообществах является главным показателем качества образования.

Дакарская рамочная концепция действий (Dakar Framework for Action) и последующие за ней цели развития тысячелетия в образовании (Millennium Development Goals on Education) предлагают наиболее полный и современный подход, позволяющий реально обеспечить образование для всех к 2015г. В документе сказано, что инклюзивно-ориентированные образовательные учреждения – это «самый эффективный метод борьбы с дискриминацией в образовании, инструмент построения по-настоящему инклюзивного общества и предоставления образования для всех детей…»

Подобные учреждения «…могут эффективно предоставлять образовательные услуги большинству детей, а также увеличить, в частности, эффективность затрат на образование в рамках всей системы…».

В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для людей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

Конвенция о правах инвалидов (2006) – это первый акт о правах человека в этом тысячелетии и первый обязательный международный правовой акт всеобъемлющего характера, который касается прав инвалидов. Ратификация Конвенции Российской Федерацией будет содействовать изменению законодательства по отношению к инвалидам. В статье 24 Конвенции говорится: «Государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования».

При инклюзивном подходе выигрывают все дети, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех участников образовательного процесса. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в жизнь группы (класса) . Цель инклюзии – организация пространства группы (класса) для успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.

В последние годы в России наметилась тенденция к дифференциации форм дошкольного образования, закрепленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008г. №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения обозначено осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Для решения этой задачи определены дошкольные образовательные учреждения следующих видов:

Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях) ;

Детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании) .

В Постановлении подчеркивается, что дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию

Подробней на сайте mreadz.com

Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений-Коллектив авторов Страница 13 - Читать онлайн.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений в государственном образовательном учреждении условий, предусмотренных частью 1 статьи 19 настоящего Закона, в целях обеспечения баланса интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, не имеющих таких ограничений, а также условий для успешной трудовой деятельности педагогических работников по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области образования, с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии в классе (группе) может устанавливаться меньшая наполняемость, а соотношение в классе (группе) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, обучающихся по очной форме обучения, определяется таким образом, чтобы совместное обучение не препятствовало успешному освоению ими образовательных программ».

Организация и содержание инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении

Инклюзивная практика как инновационная педагогическая деятельность

Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующих инклюзивную практику, диктует необходимость создания структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение воспитанниками социальными, здоровье сберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.

Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:

принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее обследование учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы) ;

принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации) . Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;

принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга всеми участниками образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе; активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;

принцип междисциплинарного подхода . Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя) , работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;

принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, то есть необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как общей, так и специальной педагогики;

принцип партнерского взаимодействия с семьей . Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка;

принцип динамического развития образовательной модели детского сада . Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении учитывается следующее:

Наличие мотивации руководителя ДОУ;

Психологическая готовность коллектива ДОУ к инклюзии, предполагающая знакомство с основными ценностями, целями, методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;

Наличие необходимых специалистов (учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов) или договора с психолого-педагогическими и медико-социальными центрами о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ;

Наличие специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды;

Возможность повышения квалификации педагогов.

Материал с сайта mreadz.com