Корелли композитор произведения. Биография. О Человеке: Л.Гинзбург, В.Григорьев о Арканджело Корелли

Арканджело Корелли родился 17 февраля 1653 года в небольшом городке Фузиньяно, между Равенной на Адриатическом море и Болоньей, старинным центром науки и искусства. Он происходил из древнего рода, давшего ряд юристов, врачей, математиков и поэтов. Отец умер за месяц до рождения сына, и Корелли пришлось самостоятельно пробивать себе жизненный путь. Направляющая рука матери-воспитательницы ощутима в прямоте и дельности, с какою этот путь неизменно проходился. Профессиональное образование Корелли получил в Болонье, где уже к середине XVII века сложилась своя школа скрипичной игры.

Основатель этой школы - Гаибара, по прозвищу "скрипач", что указывает на высокую оценку его исполнительской деятельности современниками. Ученик Гаибары - Бенвенути считается учителем Корелли; в какой-то мере воздействие на него оказал и другой ученик Гаибары, Бруньоли, который надолго сохранил славу отменного виртуоза и одаренного импровизатора.


Болонская филармоническая академия

Профессию музыканта Корелли избрал, по-видимому, с детства, ибо в семнадцатилетнем возрасте мы встречаем его в качестве члена незадолго до того основанной болонской "Академии филармоников", организации очень распространенного в то время типа. В одной Болонье насчитывалось четыре такие академии. Интерес к академиям, по словам тогдашних наблюдателей, доходил до "неистовой страсти". Академии, правильнее сказать, "Музыкальные общества", объединяли в своей среде как профессионалов, так и любителей музыки. Для поступления необходимо было выдержать испытание по композиции. Требования были довольно строгими.

Концерты, ученые диспуты, просто культурные встречи - основной стержень деятельности таких академий. Роль их была очень велика в выработке новой, светской культуры. Здесь музыканты-профессионалы, встречаясь с представителями интеллигенции и образованными дилетантами, расширяли кругозор, укрепляли свое общественное положение.

Принятие Корелли в число членов "Академии филармоников" можно считать концом его ученических лет. Вплоть до 1675 года - полный пробел в биографии Корелли, и это показывает, насколько нелегкими были для него первые шаги на артистическом поприще. В 1675 году Корелли - в Риме, где он занимается по композиции у М. Симонелли (певец папской капеллы, органист и композитор), которого современники называли "Палестриной XVII века", работает вторым скрипачом в инструментальном ансамбле во время церковных служб, получая за три таких выступления два скудо (три рубля золотом). Этот штрих сразу переносит нас в обстановку католического Рима конца XVII столетия. В эту эпоху церковь, борясь с ростом светской музыкальной культуры и пользуясь для привлечения прихожан ее новыми средствами - вокальной и инструментальной музыкой, - вносила в церковные службы элементы оперного и концертного искусства. При отсутствии в то время специально приспособленных для концертов помещений церковь оказывалась естественным и удобным по размерам концертным залом. Иностранные путешественники свидетельствовали о том, что посетители стекались к тем моментам, когда в церкви можно было послушать знаменитого виртуоза, а затем уходили.

Карьера Корелли, при всех его блестящих артистических данных, не могла развертываться в быстрых темпах. Италия, с ее большим числом капелл - церковных и светских, консерваторий, частных преподавателей музыки - вокалистов и инструменталистов, всевозможных кружков, академий, в которых не только музицировали, но и помогали в овладении музыкальным искусством, оперных театров, - поглощая много композиторских и исполнительских сил, создавала мощный приток молодых артистов, соискателей и соревнователей в поисках работы. И это уже добрый признак, если Корелли в 1679 году, в 26-летнем возрасте, выступил в качестве концертмейстера в римском театре Капраника, где шла опера его друга Бернардо Пасквини.

В 1682 году мы снова встречаем Корелли как участника праздничного концерта во французской церкви, но уже как концертмейстера струнного ансамбля из 10, а в дальнейшем и 14 исполнителей. Неторопливо, но верно и прочно он завоевывал себе одно из первых мест в римском музыкальном мире. За год до этого, в 1681 году, вышел "опус первый" Корелли, сборник его трио-сонат. Сонаты, включенные в op. 1, принято называть "церковными сонатами" (Церковная соната ("sonata da chiesa") предназначалась для исполнения в церкви, отсюда и ее название.

Корелли входил под своды католического храма со своими произведениями для струнного ансамбля во главе со скрипкой - инструментом, связанным с народно-музыкальным бытом, с народными увеселениями, плясками, - инструментом, "удобным для носки, особенно, когда нужно возглавлять свадебную процессию или комедиантов". Во всем облике Корелли, в его манерах, художественных вкусах, сказывался мирянин, пренебрегающий канонами благостно отрешенного от жизни церковного искусства. В противоположность своим современникам - скрипачам Альбинони, Бассани, Торелли и Витали, писавшим наряду со скрипичными произведениями духовные мессы и кантаты, - Корелли ограничился лишь областью скрипичной музыки. Играя во время церковных служб, он нередко заканчивал свои сонаты и концерты стремительными импровизациями, в которых прихожане улавливали отголоски зажигательной тарантеллы; в одном из его "Больших концертов" (Concerto grossi) под сводами католического храма прозвучала Пастораль - произведение, полное естественности, простоты и народности; сборник сонат для скрипки соло - творческий итог всей своей жизни - он завершил вариациями на испано-португальскую народную танцевальную песню - "Фолью".

В 1659 году в Риме поселилась бывшая шведская королева, Христина. Отказавшись от престола, она сохранила огромные доходы от ряда шведских провинций, дававшие ей ежегодно около 240 000 скудо (360 000 рублей золотом). В своем дворце "палаццо Риарио", с богатыми коллекциями произведений искусства, она организовала один из самых пышных и знаменитых европейских салонов своего времени, где сходились представители науки, литературы, искусства; а незримо, в глубине и в тишине, плелись сложные международные политические интриги. Именно Христине оказался посвященным первый сборник трио-сонат Корелли, и это показывает, что композитор был одним из активных участников салона в "палаццо Риарио". Кроме своего старого друга Пасквини, Корелли встречал здесь выдающегося итальянского мастера - оперного и камерного композитора Алессандро Скарлатти.

В 1687 году в Рим прибыл посол английского короля Якова II Кэссельмен для переговоров с римским престолом о возврате Англии в лоно католической церкви. Из переговоров ничего не вышло. Но они дали повод к организации на средства Христины празднеств, во время которых была исполнена кантата Пасквини, с участием 100 певцов и 150 инструменталистов, в основном, скрипачей во главе с Корелли. Бесспорно, это был один из самых грандиозных струнных ансамблей в концертной практике не только XVII века.

Однако подобная пышность не была в духе передовых музыкальных стремлений, выразителем которых исторически явился Корелли. Вместо этой пышности, столь характерной для искусства XVII века (стиль "барокко"), утверждало себя новое, классическое искусство с акцентом не столько на количественном умножении художественных средств, сколько на их качественном, экспрессивном использовании.

Кристина Шведская

В то время эстетика барокко отчасти оказала воздействие на манеру скрипичной игры, и она нередко страдала излишним применением виртуозных приемов. Чрезмерная концентрация островыразительных эффектов создавала в скрипичном исполнительском искусстве ту взвихрённость стиля, неистовость эмоционального тонуса, какую так часто можно было тогда наблюдать в скульптурных группах, на фасадах церквей и дворцовых плафонах.

Всему этому Корелли противопоставил строгую сдержанность чувства, ясность, уравновешенность формы и мудрую экономию в средствах и приёмах выразительности. Техника его, в то время не знавшая равных, всецело подчинена была художественной интерпретации произведения. Он играл мягким, певучим и глубоким звуком; выравненность тона сочеталась с выразительной, разнообразной нюансировкой.

Отмечая, что под 1681 годом значится публикация первых сочинений Корелли, мы должны подчеркнуть, что композитору было в это время уже около тридцати лет. Он не торопился с опубликованием своих сонат не только потому, что это было технически не так просто (опытные граверы были очень немногочисленны); не только потому, что при отсутствии защиты авторских прав композиторы в то время не торопились с обнародованием своих произведений и делали это порою, лишь убедившись, что и без того сочинения их ходили по рукам, но только в плохих копиях. У Корелли, по-видимому, имелась еще особая причина. Доподлинно известно, что он уже с конца 1670-х годов работал над скрипичными сонатами соло. Сонаты были опубликованы как op. 5 лишь в 1700 году. Это одно из самых ярких свидетельств того медленного и вместе с тем тщательного процесса, в каком рождались его замечательные музыкальные произведения. В противоположность, например, А. Скарлатти, исключительно продуктивному композитору, Корелли был необычайно осторожен в своих творческих опытах, вынашивал их, отделывал до полного совершенства. Он относится к числу тех композиторов, чье творческое наследие не очень многочисленно, но зато оставило по себе глубокий, яркий след в истории музыки.

Салон бывшей королевы Христины не был единственным центром художественной жизни Рима времен Корелли. Римские кардиналы соперничали в привлечении лучших музыкантов в качестве своих маэстро. В 1687 году Корелли поступил на службу к кардиналу Панфили, у которого он работал капельмейстером до 1690 года. Это было у Корелли первое "штатное" место с ежемесячной оплатой. Очевидно и до этого Корелли был связан с Панфили по музыкальной работе, ибо изданные еще в 1685 году трио-сонаты для двух скрипок, смычкового баса или клавесина op. 2 посвящены ему.

С 1690 и до смерти, в 1713 году, Корелли работал у кардинала Пьетро Оттобони. Кардинал поселил Корелли у себя, и здесь создал то, что Корелли в посвященном ему op. 4 "Трио-сонат" (1694) называет "Академией Оттобони". Молодой, менее всего аскет, несмотря на кардинальский сан, сам немного композитор, Оттобони вплоть до старости сохранил страстную любовь к музыке. У него в течение многих лет Корелли руководил музыкальными собраниями, заведовал его капеллой. Здесь в 1708 году он встретился с Генделем, на которого игра Корелли и его произведения произвели глубокое впечатление. В инструментальную капеллу под управлением Корелли входило свыше тридцати музыкантов, находившихся у Оттобони на постоянной службе. Корелли был выдающимся дирижером.

С 1710 года Корелли перестал выступать публично. В конце 1712 года он переехал из кардинальского дворца в свою скромную частную квартиру, где умер 8 января 1713 года.

Корелли был погребен в Пантеоне, где с XVI века хоронили художников, архитекторов, скульпторов.


На надгробном памятнике он именуется "славнейшим лиристом". "Лирой" к этому времени нередко называют смычковые инструменты - доказательство роста смычкового, фрикционного (Фрикционный (от лат. frictio - трение) - действующий посредством трения) принципа, за счет щипкового. Для погребения Корелли в Пантеоне потребовалось специальное разрешение церковных властей, вероятно потому, что с образом музыканта-скрипача все еще упорно соединялись представления о чем-то, по преимуществу праздничном, увеселительном, бально-танцевальном.

Завещание и опись имущества, оставленные Корелли, позволяют воссоздать характерные черты его быта - скромного и содержательного. В имущественной описи Корелли после его смерти значатся: скрипки, виолончель, смычковый бас. В его квартире, увешанной картинами и рисунками, стоял клавесин с двумя клавиатурами, отделанный "в античном стиле" (all"antica).

Главное украшение квартиры Корелли - обширная коллекция из 136 картин и рисунков. О близких, дружеских, отношениях Корелли с художниками свидетельствует тот факт, что один из них, Тревизани, дал свой рисунок для посмертного издания его "Больших концертов". Подобное содружество представителей разного рода искусств - литературы, живописи, музыки - характерная, ренессансная черта. Интерес Корелли к живописи заслуживает серьезного внимания. В его домашнюю коллекцию, наряду с мастерами итальянской живописи, входили пейзажи выдающегося французского мастера этого жанра Пуссена, а также одна картина Питера Брейгеля, гениального голландского живописца, великого реалиста XVI века, с удивительным мастерством запечатлевшего на своих полотнах сцены народного быта - крестьянских свадеб, плясок под звуки народных инструментов. Корелли, по-видимому, высоко ценил эту картину Брейгеля, поскольку в завещании он сделал о ней специальное упоминание, передавши картину Оттобони.

Италия, с ее колоритной природой, ярким народным бытом, разнообразием форм городской жизни, начиная от севера, где родился Корелли, вплоть до Рима и Неаполя, где он бывал и восхищался глубоким своеобразием неаполитанской народной музыки - все это давало ему богатый запас зрительных впечатлений, наряду с бесценными сокровищами пластических искусств, архитектуры, живописи, скульптуры, художественных ремесел, которыми столь богата Италия.

Рим эпохи Корелли стал центром европейского скрипичного искусства. Сюда стекались скрипачи из всех стран не только послушать игру великого артиста, но и получить у него музыкальное образование. Корелли был первым скрипачом, создавшим педагогическую школу мирового значения. Исполнительский стиль у Корелли целиком определялся его творческими принципами. Пальцы Корелли являлись только "слугами его души".

Ведя жизнь скромного труженика и никогда не выезжая за границу, Корелли завоевал мировую славу и оставил после себя школу, к которой принадлежали такие замечательные музыканты, как Пьетро Локателли, Франческо Джеминиани, Джованни Баттиста Сомис и другие. Последователем Корелли был также крупнейший скрипач XVIII века Джузеппе Тартини.

Трудно назвать другого композитора, творчество которого получило бы столь безоговорочное и единодушное признание при жизни.

Творческое наследие Корелли заключено в шести опусах: четыре сборника по двенадцать трио-сонат, изданных в 1681, 1685, 1689, 1694 годах, двенадцать сонат для скрипки соло с басом, а также двенадцать concerti grossi.

Alegoria Corelli

Шестьдесят сонат Корелли разделяются на несколько групп по различным жанровым и структурным признакам: сорок восемь из них - трио, двенадцать - сольных, тридцать - церковных с органом, тридцать - с чембало.

В своем последнем, шестом опусе Корелли опубликовал двенадцать больших концертов (Concerto grosso). Наряду с концертами Генделя и И.С. Баха, эти последние творения мастера представляют собою наиболее совершенные образцы в истории концертного жанра доклассической эпохи. Перед нами замечательная форма раннего струнного оркестра. Корелли, таким образом, заложил основу для дальнейшего развития симфонической музыки.

В наш век, после продолжительного пребывания в полузабвении, произведения Корелли снова зазвучали в концертных залах, способствуя развитию хорошего вкуса и воспитанию как аудитории, так и исполнителей.

Sonata da Chiesa in G minor Op.5, No.5

Sonate No. 7 in D minor, Op. 5

Sonata da Chiesa, Op. 1 No. 1 in F major

Sonate No. 2 in B flat major, Op. 5

Sonate per Violino Op.5 - No.8 in E Minor


Он родился 17 февраля 1653 года в старинном городе Фузиньяно в Нижней Романье в весьма просвещенной семье, учился игре на скрипке в Болонье у тамошних мастеров - Дж.Бенвенути, а также у знаменитого венецианского … Читать всё

Арка́нджело Коре́лли (итал. Arcangelo Corelli; 17 февраля 1653, Фузиньяно, Равенна - 8 января 1713, Рим) - итальянский скрипач и композитор, считающийся создателем художественной игры на скрипке.
Он родился 17 февраля 1653 года в старинном городе Фузиньяно в Нижней Романье в весьма просвещенной семье, учился игре на скрипке в Болонье у тамошних мастеров - Дж.Бенвенути, а также у знаменитого венецианского виртуоза-импровизатора Бруньоли. Еще в юности Корелли достиг такого искусства в области композиции, что был принят в болонскую Филармоническую академию семнадцати лет от роду. Не позже 1675 года Корелли появился в Риме, где с непрерывно нараставшим успехом играл в церквах, театрах, «академиях». Он начал вторым скрипачом в театральном ансамбле, затем стал солистом, а в конце 1670-х - начале 1680-х годов - капельмейстером церковных концертов.

Он отличался большим артистическим темпераментом, разносторонними интересами (он, например, страстно любил и знал живопись; в его коллекции были работы Пуссена, Брейгеля, Маратта, Тревизани и других мастеров), трезвым и даже холодным умом. Корелли сосредоточенно и настойчиво совершенствовался под руководством композитора М.Симонелли и в начале 1680-х годов выступил с первым своим капитальным произведением - сборником двенадцати сонат для струнного трио в сопровождении органа.

В начале 1700-х годов он вошел в «Аркадскую академию», где сблизился с Генделем, Бернарде Пасквини и Алессандро Скарлатти. Несмотря на гордый, независимый нрав, так характерный для больших художников, Корелли вынужден был связать себя службой у богатых меценатов - кардиналов Панфили и Оттобони. Справедливость требует отметить, что эти деятели церкви, будучи страстными любителями музыки, по достоинству оценили искусство великого скрипача и оказывали ему большую поддержку. Он прослужил у них капельмейстером с 1687 года и до смерти в 1713 году. В этот период он создал большую часть своих трио-сонат, знаменитые сонаты для скрипки соло с сопровождением клавесина (1700 год) и, наконец, concerti grossi (1712 год).

Трудно назвать другого композитора, творчество которого получило бы столь безоговорочное и единодушное признание при жизни. Вероятно, это объясняется не только его гениальностью, трудолюбием и несравненным артистическим обаянием, но и тем, что в искусстве своем он необыкновенно гармонично и цельно ответил на те вопросы, которые инструментальная культура его страны и эпохи уже поставила.

Творческое наследие Корелли заключено в шести опусах: четыре сборника по двенадцать трио-сонат, изданных в 1681, 1685, 1689, 1694 годах, двенадцать сонат для скрипки соло с басом, а также двенадцать concerti grossi.

Знаменательно, что, невзирая на связи с церковными кругами, этот великий композитор Италии совсем, либо почти совсем не написал культовой музыки. Что же касается тех сонат Корелли, которые все еще называли иногда «церковными», то они не только вполне светские по образному содержанию, но к тому же никогда не имели подобного авторского обозначения. Более того, Корелли был первым, кто в нетанцевальной скрипичной сонате заменял сопровождающий орган клавесином. Это окончательно эмансипировало сонату, оторвало ее от церкви. Корелли - композитор и виртуоз - утвердил в скрипичном искусстве стиль, сочетавший глубокую жизненную содержательность музыки с гармоничным совершенством формы, итальянскую эмоциональность - с полным господством разумного, логического начала. «Всякий труд, - писал он, - должен основываться на разуме и изучении образцов, оставленных наиболее выдающимися мастерами».

Творчество Корелли подлинно народное. В танцевальных жанрах, особенно в жигах его партит, звучат ритмы итальянских народных плясок. Один из самых совершенных образцов его манеры - знаменитая жига из Пятой сольной сонаты соль минор с ее увлекательно-вихревым кружением и идеально стройной формой - выдержана в ритмической фигуре тарантелльного типа. Самая популярная среди сольных скрипичных композиций Корелли - ре-минорная, написана в виде вариаций на тему португальской народной песни о безумной девушке и ее несчастной любви. Жизнерадостный финал Восьмого («Рождественского») концерта - это поэтическая картинка, с великолепным мастерством воссоздающая звучание крестьянского инструментального ансамбля со свирелями, волынками, флейтами. Корелли народен как музыкант-художник, в классически ясных образах запечатлевший свой народ с его жизнью, идеалами, страстями.

У композитора, совмещавшего размах и темперамент южанина с трезвым рационализмом, эти образы потребовали широты, простора для своего воплощения. И Корелли нашел эти вместительные формы, обратившись к жанрам сонаты и концерта -жанрам, хорошо известным его предшественникам, а теперь всецело захватившим также и его внимание.

Шестьдесят сонат Корелли разделяются на несколько групп по различным жанровым и структурным признакам: сорок восемь из них - трио, двенадцать - сольных, тридцать - церковных с органом, тридцать - с чембало. В своем последнем, шестом опусе Корелли опубликовал двенадцать Больших концертов (Concerto grosso). Наряду с концертами Генделя и И.С.Баха, эти последние творения мастера представляют собою наиболее совершенные образцы в истории концертного жанра доклассической эпохи. Перед нами замечательная форма раннего струнного оркестра. Корелли, таким образом, заложил основу для дальнейшего развития симфонической музыки.

Он родился 17 февраля 1653 года в старинном городе Фузиньяно в Нижней Романье в весьма просвещенной семье, учился игре на скрипке в Болонье у тамошних мастеров - Дж.Бенвенути, а также у знаменитого венецианского виртуоза-импровизатора Бруньоли. Еще в юности Корелли достиг такого искусства в области композиции, что был принят в болонскую Филармоническую академию семнадцати лет от роду. Не позже 1675 года Корелли появился в Риме, где с непрерывно нараставшим успехом играл в церквах, театрах, "академиях". Он начал вторым скрипачом в театральном ансамбле, затем стал солистом, а в конце 1670-х - начале 1680-х годов - капельмейстером церковных концертов.

Необыкновенно единодушное и широкое признание в столице и знатоков, и широкой публики отнюдь не вскружило ему голову. Он отличался большим артистическим темпераментом, разносторонними интересами (он, например, страстно любил и знал живопись; в его коллекции были работы Пуссена, Брейгеля, Маратта, Тревизани и других мастеров), трезвым и даже холодным умом. Корелли сосредоточенно и настойчиво совершенствовался под руководством композитора М.Симонелли и в начале 1680-х годов выступил с первым своим капитальным произведением - сборником двенадцати сонат для струнного трио в сопровождении органа.

В начале 1700-х годов он вошел в "Аркадскую академию", где сблизился с Генделем, Бернарде Пасквини и Алессандро Скарлатти.

Несмотря на гордый, независимый нрав, так характерный для больших художников, Корелли вынужден был связать себя службой у богатых меценатов - кардиналов Панфили и Оттобони. Справедливость требует отметить, что эти деятели церкви, будучи страстными любителями музыки, по достоинству оценили искусство великого скрипача и оказывали ему большую поддержку. Он прослужил у них капельмейстером с 1687 года и до смерти в 1713 году. В этот период он создал большую часть своих трио-сонат, знаменитые сонаты для скрипки соло с сопровождением клавесина (1700 год) и, наконец, concerti grossi (1712 год).

Ведя жизнь скромного труженика и никогда не выезжая за границу, Корелли завоевал мировую славу и оставил после себя школу, к которой принадлежали такие замечательные музыканты, как Пьетро Локателли, Франческо Джеминиани, Джованни Баттиста Сомис и другие. Последователем Корелли был также крупнейший скрипач XVIII века Джузеппе Тартини.

Трудно назвать другого композитора, творчество которого получило бы столь безоговорочное и единодушное признание при жизни. Вероятно, это объясняется не только его гениальностью, трудолюбием и несравненным артистическим обаянием, но и тем, что в искусстве своем он необыкновенно гармонично и цельно ответил на те вопросы, которые инструментальная культура его страны и эпохи уже поставила.

Творческое наследие Корелли заключено в шести опусах: четыре сборника по двенадцать трио-сонат, изданных в 1681, 1685, 1689, 1694 годах, двенадцать сонат для скрипки соло с басом, а также двенадцать concerti grossi.

Уже первые двенадцать трио-сонат 1681 года открыли новую страницу в истории итальянской инструментальной музыки, и с каждым новым опусом художественное совершенство возрастало. Сольные же сонаты опус 5 и концерты опус 6 оказались вершиной, в своем роде недосягаемой.

Лучшие дня

Знаменательно, что, невзирая на связи с церковными кругами, этот великий композитор Италии совсем, либо почти совсем не написал культовой музыки. Что же касается тех сонат Корелли, которые все еще называли иногда "церковными", то они не только вполне светские по образному содержанию, но к тому же никогда не имели подобного авторского обозначения. Более того, Корелли был первым, кто в нетанцевальной скрипичной сонате заменял сопровождающий орган клавесином. Это окончательно эмансипировало сонату, оторвало ее от церкви. Корелли - композитор и виртуоз - утвердил в скрипичном искусстве стиль, сочетавший глубокую жизненную содержательность музыки с гармоничным совершенством формы, итальянскую эмоциональность - с полным господством разумного, логического начала. "Всякий труд, - писал он, - должен основываться на разуме и изучении образцов, оставленных наиболее выдающимися мастерами".

В то время эстетика барокко и вычурно-надуманная поэзия маринистов отчасти оказали воздействие на манеру скрипичной игры, и она нередко страдала излишним применением виртуозных приемов. Чрезмерная концентрация островыразительных эффектов создавала в скрипичном исполнительском искусстве ту взвихренность стиля, неистовость эмоционального тонуса, какую так часто можно было тогда наблюдать в скульптурных группах, на фасадах церквей и дворцовых плафонах.

Всему этому Корелли противопоставил строгую сдержанность чувства, ясность, уравновешенность формы и мудрую экономию в средствах и приемах выразительности. Он чуждался аффектации; обнаженная, так сказать, непосредственность выражения также не была в его художественной натуре. Техника его, в то время не знавшая равных, всецело подчинена была художественной интерпретации произведения. Он играл мягким, певучим и глубоким звуком; выравненность тона сочеталась с выразительной, разнообразной нюансировкой.

Творчество Корелли подлинно народное. В танцевальных жанрах, особенно в жигах его партит, звучат ритмы итальянских народных плясок. Один из самых совершенных образцов его манеры - знаменитая жига из Пятой сольной сонаты соль минор с ее увлекательно-вихревым кружением и идеально стройной формой - выдержана в ритмической фигуре тарантелльного типа. Самая популярная среди сольных скрипичных композиций Корелли - ре-минорная, написана в виде вариаций на тему португальской народной песни о безумной девушке и ее несчастной любви. Жизнерадостный финал Восьмого ("Рождественского") концерта - это поэтическая картинка, с великолепным мастерством воссоздающая звучание крестьянского инструментального ансамбля со свирелями, волынками, флейтами. Корелли народен как музыкант-художник, в классически ясных образах запечатлевший свой народ с его жизнью, идеалами, страстями.

У композитора, совмещавшего размах и темперамент южанина с трезвым рационализмом, эти образы потребовали широты, простора для своего воплощения. И Корелли нашел эти вместительные формы, обратившись к жанрам сонаты и концерта -жанрам, хорошо известным его предшественникам, а теперь всецело захватившим также и его внимание.

Шестьдесят сонат Корелли разделяются на несколько групп по различным жанровым и структурным признакам: сорок восемь из них - трио, двенадцать - сольных, тридцать - церковных с органом, тридцать - с чембало. В своем последнем, шестом опусе Корелли опубликовал двенадцать Больших концертов (Concerto grosso). Наряду с концертами Генделя и И.С.Баха, эти последние творения мастера представляют собою наиболее совершенные образцы в истории концертного жанра доклассической эпохи. Перед нами замечательная форма раннего струнного оркестра. Корелли, таким образом, заложил основу для дальнейшего развития симфонической музыки.

Современники Корелли оставили нам немногочисленные, но важные свидетельства его великолепного дирижерского искусства. Он добивался чрезвычайно точной и тонкой отделки партитуры. Ансамбль звучал идеально слаженно по строю, штрихам, динамике, фразировке. Глубокая выразительность сочеталась с благородной простотой.

Стиль Корелли, с его отчетливо проступающими народными истоками, эмоционально наполненный и в то же время лаконичный и скромный, сдержанно-величавый, далекий как от риторики, так и от излишеств экспрессии и структуры, удивительно гармоничный, уравновешенный в трактовке формы, не вместим в рамки стилевых понятий барокко или классицизма XVII века. Скорее, можно было бы определить его как стиль, предшествующий классицизму XVIII столетия.

В наш век, после продолжительного пребывания в забвении или полузабвении, concerti grossi Корелли снова зазвучали в концертных залах, способствуя развитию хорошего вкуса и воспитанию как аудитории, так и исполнителей.

Арканджело Корелли известен миру как великий итальянский скрипач и композитор, который был одним из основателей классической школы, где обучали игре на скрипке (работает и на данный момент). Музыкант появился на свет в Фузиньяно, городке недалеко от Болоньи 17 февраля 1653 года, в семье, которая имела глубокие корни, и где каждый был выдающейся личностью. Из его рода вышло много известных ученых, юристов, поэтов. С ранних лет у Арканджело проявлялись большие способности к музыке. Когда же ему исполнилось 13 лет, родители послали его на обучение в Болонью. Там он овладел игре на скрипке. Л. Бруньоли и Дж. Бенвенути были одними из его преподавателей. В 1670 году Корелли пригласили стать членом филармонической академии Болоньи. Через пять лет он отправился в Рим. Там началась его плодотворная деятельность и успех на музыкально поприще, он был желанным визитером двора шведской королевы Кристины (некоторые произведения Корелли посвятил ей; они были напечатанные в 1681 году). Именно во дворце Кристины музыкант впервые представил публике свои «concerti grossi» (изданные посмертно). С 1687 года музыкант был капельмейстером кардинала Панфли, а с 1689-го — при П. Оттбони. Последний стал его хорошим другом, пригласил жить к себе во дворец. В 1706 году его вместе с А. Скарлати и Б. Пасквини пригласили в Аркадскую академию, на тот момент самую известную творческую обитель знания. Все, кто были ее членами, получали высокое звание и уважение всего итальянского общества. Но, несмотря на свою популярность и изысканное окружение, Арканджело был скромным и тихим человеком. Его любимым занятием было находится среди книг и картин у себя дома.

При жизни композитора было опубликовано сборник сонат для скрипки и basso continuo (1700), 4 собрания композиций трио-сонат для двух скрипок и basso continuo (1681, 1685, 1689, 1694). В 1714, уже после смерти музыканта, вышло собрание записей «concerti grossi». Слушателям настолько восхищались произведениями Корелли, что все его собрания переиздавались около 40 раз в разных странах. Многие музыканты ставят в пример его инструментальные представления и сонаты предклассического периода. Считается, что Арканджело Корелли сотворил основы исполнения классической скрипичной игры (напеваемое начало, подражание человеческому голосу), выступал против увлечения создавать виртуозную игру на струнных музыкальных инструментах. Именно его принято считать основателем широко известной итальянской скрипичной школы, хотя до этого искусство игры на скрипке было сформировано уже более, чем полстолетия назад. Продолжателями традиций Корелли были такие знаменитости, как Ф. Джеминиани, Ф. Гаспарин, так же Л. Сомис, они и передали свои музыкальные знания будущим известным скрипачам Дж. Виотти и Г. Пуньяни.

Творчество выдающегося итальянского композитора и скрипача А. Корелли оказало огромное влияние на европейскую инструментальную музыку конца XVII - первой половины XVIII в., он по праву считается основоположником итальянской скрипичной школы. Многие крупнейшие композиторы последующей эпохи, включая И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, высоко ценили инструментальные сочинения Корелли. Он проявил себя не только как композитор и замечательный скрипач-исполнитель, но и как педагог (школа Корелли насчитывает целую плеяду блестящих мастеров) и дирижер (он был руководителем различных инструментальных ансамблей). Творчество Корелли и его многообразная деятельность открыли новую страницу в истории музыки и музыкальных жанров.

О ранних годах жизни Корелли известно мало. Первые уроки музыки он получил у священника. Сменив несколько педагогов, Корелли наконец попадает в Болонью. Этот город был родиной целого ряда замечательных итальянских композиторов, и пребывание там оказало, по-видимому, решающее влияние на дальнейшую судьбу молодого музыканта. В Болонье Корелли занимается под руководством известного педагога Дж. Бенвенути. О том, что уже в молодости Корелли достиг выдающихся успехов в области скрипичной игры, свидетельствует тот факт, что в 1670 г. в возрасте 17 лет он был принят в знаменитую Болонскую академию. В 1670-х гг. Корелли переселяется в Рим. Здесь он играет в различных оркестровых и камерных составах, руководит некоторыми ансамблями, становится церковным капельмейстером. Из писем Корелли известно, что в 1679 г. он поступил на службу к королеве Кристине Шведской. Будучи музыкантом оркестра, он занимается также композицией - сочиняет сонаты для своей покровительницы. Первый труд Корелли (12 церковных трио-сонат) появился в 1681 г. В середине 1680-х гг. Корелли поступил на службу к римскому кардиналу П. Оттобони, где и остался до конца жизни. После 1708 г. он удалился от публичных выступлений и сосредоточил все свои силы на творчестве.

Сочинения Корелли сравнительно немногочисленны: в 1685 г. вслед за первым опусом появились его камерные трио-сонаты ор. 2, в 1689 г. - 12 церковных трио-сонат ор. 3, в 1694 - камерные трио-сонаты ор. 4, в 1700 г. - камерные трио-сонаты ор. 5, Наконец, в 1714 г. уже после смерти Корелли в Амстердаме были опубликованы его concerti grossi op. 6. Эти сборники, а также несколько отдельных пьес и составляют наследие Корелли. Его сочинения предназначены для струнных смычковых инструментов (скрипка, viola da gamba) с участием клавесина или органа в качестве аккомпанирующих инструментов.

Творчество Корелли включает 2 основных жанра: сонаты и концерты. Жанр сонаты именно в творчестве Корелли сформировался в том виде, в каком он характерен для доклассической эпохи. Сонаты Корелли делятся на 2 группы: церковные и камерные. Они различаются как по исполнительскому составу (в церковной сонате аккомпанирует орган, в камерной - клавесин), так и по содержанию (церковная отличается строгостью и углубленностью содержания, камерная близка танцевальной сюите). Инструментальный состав, для которого сочинялись подобные сонаты, включал 2 мелодических голоса (2 скрипки) и аккомпанемент (орган, клавесин, viola da gamba). Поэтому их называют трио-сонатами.

Концерты Корелли также стали выдающимся явлением в этом жанре. Жанр concerto grosso существовал задолго до Корелли. Он был одним из предшественников симфонической музыки. Идеей жанра было своеобразное соревнование группы солирующих инструментов (в концертах Корелли эту роль выполняют 2 скрипки и виолончель) с оркестром: концерт, таким образом, строился как чередование solo и tutti. 12 концертов Корелли, написанные в последние годы жизни композитора, стали одной из самых ярких страниц в инструментальной музыке начала XVIII в. Они и сейчас являются едва ли не самым популярным произведением Корелли.

А. Пильгун

Скрипка - музыкальный инструмент народного происхождения. Она родилась примерно в XV веке и долгое время бытовала только в народе. «Широкое распространение скрипки в народном быту ярко иллюстрируют многочисленные картины и гравюры XVII века. Сюжеты их: скрипка и виолончель в руках бродячих музыкантов, сельских скрипачей, увеселяющих народ на ярмарках и площадях, на гуляньях и танцульках, в кабачках и трактирах». Скрипка вызывала даже презрительное к ней отношение: «Встречаешь мало людей, кои ею пользуются, кроме тех, что живут своим трудом. Ее используют для танцев на свадьбах, маскарадах»,- писал Филибер Железная Нога, французский музыкант и ученый первой половины XVI века.

Пренебрежительный взгляд на скрипку, как на грубый простонародный инструмент, нашел отражение в многочисленных поговорках, идиомах. Во французском языке до сих пор слово violon (скрипка) употребляется как ругательство, название никчемного, глупого человека; в английском языке скрипка называется fiddle, а народный скрипач - fiddler; в то же время эти выражения имеют вульгарный смысл: глагол fiddlefaddle означает - попусту болтать, ротозейничать; fiddlingmann переводится как воришка.

В народном искусстве, среди бродячих музыкантов были великие умельцы, но их имен история не сохраняла. Первым скрипачом, сведения о котором до нас дошли, был Баттиста Джиакомелли. Он жил во второй половине XVI века и пользовался необычайной славой. Современники запросто называли его il violino.

Крупные скрипичные школы возникли в XVII веке в Италии. Они формировались постепенно и были связаны с двумя музыкальными центрами этой страны - Венецией и Болоньей.

Венеция - торговая республика, издавна жила шумной городской жизнью. Здесь существовали открытые театры. На площадях устраивались красочные карнавалы с участием простого люда, бродячие музыканты демонстрировали свое искусство и нередко приглашались в патрицианские дома. Скрипку стали замечать и даже предпочитать другим инструментам. Она превосходно звучала в театральных помещениях, а также на народных праздниках; от сладостной, но тихой виолы она выгодно отличалась богатством, красотой и полнозвучием тембра, хорошо звучала соло и в оркестре.

Венецианская школа сложилась ко второму десятилетию XVII века. В творчестве ее главы - Биаджо Марини закладывались основы жанра сольной скрипичной сонаты. Представители венецианской школы были близки к народному искусству, охотно применяли в своих сочинениях приемы игры народных скрипачей. Так, Биаджо Марини написал (1629) «RitornelIo quinto» для двух скрипок и китароны (т. е. басовой лютни), напоминающие народную хороводную музыку, а Карло Фарина в «Capriccio Stravagante» применил различные звукоподражательные эффекты, заимствуя их из практики бродячих музыкантов. В «Каприччо» скрипка имитирует лай собак, мяуканье кошек, крик петуха, кудахтанье курицы, свист марширующих солдат и т. д.

Болонья была духовным центром Италии, средоточием науки и искусства, городом академий. В Болонье XVII века еще ощущалось влияние идей гуманизма, жили традиции позднего Возрождения, поэтому и сформировавшаяся здесь скрипичная школа заметно отличалась от венецианской. Болонцы стремились придать инструментальной музыке вокальную выразительность, так как высшим критерием считался человеческий голос. Скрипка должна была петь, она уподоблялась сопрано и даже ее регистры ограничивались тремя позициями, го есть диапазоном высокого женского голоса.

Болонская скрипичная школа насчитывала много выдающихся скрипачей - Д. Торелли, Дж.-Б. Бассани, Дж.-Б. Витали. Их труд и мастерство подготовили тот строгий, благородный, возвышенно-патетический стиль, который нашел свое высшее выражение в творчестве Арканджело Корелли.

Корелли... Кто из скрипачей не знает этого имени! Юные воспитанники музыкальных школ и училищ штудируют его сонаты, а его Concerti grossi звучат в залах филармоний в исполнении прославленных мастеров. В 1953 году весь мир отметил 300-летие со дня рождения Корелли, связывая его творчество с величайшими завоеваниями искусства Италии. И действительно - когда думаешь о нем, то невольно сравниваешь созданную им чистую и благородную музыку с искусством ваятелей, зодчих и живописцев эпохи Возрождения. Мудрой простотой церковных сонат она напоминает картины Леонардо да Винчи, а светлой сердечной лирикой и гармоничностью камерных сонат - Рафаэля.

При жизни Корелли пользовался всесветной славой. Перед ним преклонялись Куперен, Гендель, И.-С. Бах; на его сонатах учились поколения скрипачей. Для Генделя его сонаты стали образцом собственного творчества; Бах заимствовал у него темы для фуг и был многим ему обязан в певучести скрипичного стиля своих произведений.

Корелли родился 17 февраля 1653 года в маленьком городке Романьи Фузиньяно, находящемся на полпути между Равенной и Болоньей. Его родители принадлежали к числу образованных и богатых жителей городка. Среди предков Корелли было много священников, врачей, ученых, юристов, поэтов, но ни одного музыканта!

Отец Корелли умер за месяц до рождения Арканджело; вместе с четырьмя старшими братьями он воспитывался матерью. Когда сын стал подрастать, мать привезла его в Фаэнцу, чтобы местный священник преподал ему первые уроки музыки. Занятия продолжались в Луго, затем в Болонье, куда Корелли попал в 1666 году.

Биографические сведения об этой поре его жизни очень скудны. Известно лишь, что в Болонье он занимался у скрипача Джованни Бенвенути.

Годы ученичества Корелли совпали с периодом расцвета болонской скрипичной школы. Ее основатель - Эрколе Гайбара был учителем Джованни Бенвенути и Леонардо Бруньоли, высокое мастерство которых не могло не оказать сильного влияния на юного музыканта. Арканджело Корелли являлся современником и таких блестящих представителей болонского скрипичного искусства, как Джузеппе Торелли, Джованни-Баттиста Бассани (1657-1716) и Джованни-Баттиста Витали (1644-1692) и др.

Болонья славилась не только скрипачами. В это же время Доменико Габриелли закладывал основы виолончельной сольной музыки. В городе имелось четыре академии - музыкальные концертные общества, привлекавшие на свои собрания профессионалов и любителей. В одну из них - Академию филармоников, основанную в 1650 году, Корелли был принят в 17-летнем возрасте как полноправный член.

Где жил Корелли с 1670 по 1675 годы, неясно. Его биографии противоречивы. Ж.-Ж. Руссо сообщает, что в 1673 году Корелли посетил Париж и будто там у него произошло крупное столкновение с Люлли. Биограф Пеншерль опровергает Руссо, утверждая, что Корелли никогда в Париже не был. Падре Мартини, один из известнейших музыкантов XVIII века, высказывает предположение, что эти годы Корелли провел в Фузиньяно, «но решил, для удовлетворения пылкого своего желания и, уступая настояниям многочисленных дорогих друзей ехать в Рим, где занимался под руководством знаменитого Пьетро Симонелли, с большой легкостью восприняв правила контрапункта, благодаря чему стал превосходным и законченным композитором».

В Рим Корелли переехал в 1675 году. Обстановка там оказалась очень сложной. На рубеже XVII-XVIII века Италия переживала период ожесточенных междоусобных войн и теряла былое политическое значение. К внутренней междоусобице прибавлялась интервенционистская экспансия со стороны Австрии, Франции, Испании. Национальная раздробленность, непрерывные войны вызывали сокращение торговли, экономический застой, обнищание страны. Во многих областях восстанавливались феодальные порядки, народ стонал от непосильных поборов.

К реакции феодальной прибавлялась реакция клерикальная. Католицизм стремился вернуть себе былую силу воздействия на умы. С особенной интенсивностью общественные противоречия проявлялись именно в Риме, центре католицизма. Однако в столице существовали замечательные оперные и драматические театры, литературно-музыкальные кружки и салоны. Правда, клерикальные власти притесняли их. В 1697 году распоряжением папы Иннокентия XII был закрыт крупнейший оперный театр Рима Tor di Nona, как «безнравственный».

Усилия церкви помешать развитию светской культуры не привели к желанным для нее результатам - музыкальная жизнь лишь стала сосредотачиваться в домах меценатов. И в среде духовенства можно было встретить образованных людей, отличавшихся гуманистическим мировоззрением и отнюдь не разделявших ограничительных тенденций церкви. Двое из них - кардиналы Панфили и Оттобони - сыграли заметную роль в жизни Корелли.

В Риме Корелли довольно быстро завоевал высокое и прочное положение. Первоначально он работал вторым скрипачом в оркестре театра Тог di Nona, затем третьим из четырех скрипачей в ансамбле французской церкви св. Людовика. Однако на положении второго скрипача он был недолго. 6 января 1679 года в театре Капраника он дирижировал произведением своего друга композитора Бернардо Пасквини «Dove e amore e pieta». В это время его уже оценивают как замечательного, непревзойденного скрипача. Свидетельством сказанному могут служить слова аббата Ф. Рагенэ: «Я видел в Риме,- писал аббат, - в одной и той же опере Корелли, Пасквини и Гаэтано, которые, конечно, есть лучшие в мире скрипка, клавесин и теорба».

Возможно, что с 1679 по 1681 год Корелли находился в Германии. Это предположение высказывает М. Пеншерль, основываясь на том, что в указанные годы Корелли не числился в списках служащих оркестра церкви св. Людовика. В различных источниках упоминается, что он был в Мюнхене, работал у герцога Баварского, посетил Гейдельберг и Ганновер. Впрочем, добавляет Пеншерль, ни одно из этих свидетельств не доказано.

Во всяком случае с 1681 года Корелли находится в Риме, часто выступает в одном из самых блестящих салонов итальянской столицы - салоне шведской королевы Христины. «Вечный город, - пишет Пеншерль,- захлестнула в то время волна светских развлечений. Аристократические дома соперничали друг с другом по части разнообразных празднеств, комедийных и оперных представлений, выступлений виртуозов. Среди таких меценатов, как принц Русполи, коннетабль Колонн, Рос-пильози, кардинал Савелли, герцогиня Браччиано, выделялась Христина Шведская, сохранившая несмотря на отречение от престола, все свое августейшее влияние». Она отличалась оригинальностью, независимостью характера, живостью ума и интеллигентностью; ее часто называли «Северной Палладой».

Христина поселилась в Риме в 1659 году и окружила себя художниками, литераторами, учеными, артистами. Обладая огромным состоянием, она устраивала грандиозные праздники в своем палаццо Риарио. В большинстве биографий Корелли упоминается праздник, данный ею в честь английского посла, прибывшего в Рим в 1687 году для переговоров с папой от имени короля Якова II, стремившегося восстановить католицизм в Англии. В празднике участвовало 100 певцов и оркестр из 150 инструментов, который возглавлял Корелли. Христине Шведской Корелли посвятил свой первый печатный труд - Двенадцать церковных трио-сонат, опубликованный в 1681 году.

Корелли не оставлял оркестра церкви св. Людовика и управлял им на всех церковных праздниках вплоть до 1708 года. Переломной в его судьбе датой оказалось 9 июля 1687 года, когда он был приглашен на службу к кардиналу Панфили, от которого в 1690 году перешел на службу к кардиналу Оттобони. Венецианец, племянник папы Александра VIII, Оттобони являлся образованнейшим человеком своей эпохи, знатоком музыки и поэзии, щедрым меценатом. Его перу принадлежит опера «II Colombo obero l"India scoperta» (1691), а на его либретто Алессандро Скарлатти создал оперу «Statira».

«Сказать по правде, - писал Блэнвилль, - духовное облачение не очень идет кардиналу Оттобони, который имеет вид исключительно изысканный и галантный и, по-видимому, охотно готов променять свой духовный сан на светский. Оттобони любит поэзию, музыку и общество ученых людей. Каждые 14 дней он устраивает собрания (академии), где встречаются прелаты и ученые, и где Квинт Сектанус, он же монсиньор Сегарди, играет главную роль. Его святейшество содержит на своем иждивении также лучших музыкантов и прочих художников, среди которых находится знаменитый Арканджело Корелли».

Капелла кардинала насчитывала свыше 30 музыкантов; под руководством Корелли она превратилась в первоклассный ансамбль. Требовательный и чуткий Арканджело добивался исключительной точности игры и единства штрихов, что было уже совсем необычно. «Он останавливал оркестр, если только замечал уклонение хоть у одного смычка», - вспоминал его ученик Джеминиани. Об оркестре Оттобони современники отзывались как о «музыкальном чуде».

26 апреля 1706 года Корелли был принят в члены Аркадской академии, основанной в Риме в 1690 году - для защиты и прославления народной поэзии и красноречия». «Аркадия», объединившая в духовном братстве принцев и артистов, насчитывала среди своих членов Алессандро Скарлатти, Арканджело Корелли, Бернардо Пасквини, Бенедетто Марчелло.

«В Аркадии играл многочисленный оркестр под управлением Корелли, Пасквини или же Скарлатти. В ней предавались поэтическим и музыкальным импровизациям, что вызывало артистические состязания между поэтами и музыкантами.»

С 1710 года Корелли перестал выступать и занимался только композицией, трудясь над созданием «Concerti grossi». В конце 1712 года он оставил дворец Оттобони и переехал на свою частную квартиру, где находились его личные вещи, музыкальные инструменты и обширная коллекция картин (136 картин и рисунков), содержавшая полотна Тревизани, Маратти, Брейгеля, пейзажи Пуссена, мадонну Сассоферрато. Корелли отличался высокой образованностью и был большим знатоком живописи.

5 января 1713 года он написал завещание, оставив кардиналу Колонну картину Брейгеля, кардиналу Оттобони - одну из картин по его выбору, а все инструменты и рукописи своих сочинений - любимому ученику Маттео Фарнари. Он не забыл одарить скромной пожизненной пенсией своих служителей Пиппо (Филиппа Грациани) и его сестру Олимпию. Умер Корелли в ночь на 8 января 1713 года. «Его смерть опечалила Рим и мир». По настоянию Оттобони Корелли погребен в Пантеоне Санта-Мария делла Ротунда, как один из величайших музыкантов Италии.

«Корелли-композитор и Корелли-виртуоз неразрывны между собой, - пишет советский музыкальный историк К. Розеншильд. - Оба утвердили в скрипичном искусстве стиль высокого классицизма, сочетавший глубокую жизненную содержательность музыки с гармоничным совершенством формы, итальянскую эмоциональность с полным господством разумного, логического начала».

В советской литературе о Корелли отмечаются многочисленные связи его творчества с народными мелодиями и танцами. В жигах камерных сонат слышны ритмы народных плясок, а наиболее известное из его сольных скрипичных произведений Folia напигана на тему испано-португальской народной песни, в которой рассказывается о несчастной любви.

Другая сфера музыкальных образов откристаллизовалась у Корелли в жанре церковных сонат. Эти его произведения наполнены величавой патетикой, а стройные формы фугированных аллегро предвосхищают фуги И.-С. Баха. Подобно Баху Корелли повествует в сонатах о глубоко человеческих переживаниях. Его гуманистическое мировоззрение не позволяло подчинить свое творчество религиозным мотивам.

Корелли отличался исключительной требовательностью к сочиняемой музыке. Хотя он начал заниматься композицией еще в 70-е годы XVII века и интенсивно работал всю жизнь, однако из всего написанного опубликовал лишь 6 циклов (opus 1-6), составивших стройное здание его творческого наследия: 12 церковных трио-сонат (1681); 12 камерных трио-сонат (1685); 12 церковных трио-сонат (1689); 12 камерных трио-сонат (1694); сборник сонат для скрипки соло с басом - 6 церковных и 6 камерных (1700) и 12 Больших концертов (concerto grosso) - 6 церковных и 6 камерных (1712).

Когда этого требовали художественные замыслы, Корелли не останавливался перед нарушением канонизированных правил. Второй сборник его трио-сонат вызвал спор в среде болонских музыкантов. Многие из них протестовали против примененных там «запретных» параллельных квинт. В ответ на обращенное к нему недоуменное письмо, сознательно ли он это сделал, Корелли ответил язвительно резко и обвинил своих оппонентов в незнании элементарных правил гармонии: «Я не вижу, насколько велики их знания сочинений и модуляций, потому что, если бы они были подвинуты в искусстве и разбирались в его тонкостях и глубине, то знали бы, что такое гармония и как она может очаровывать, возвышать человеческий дух, и они не были бы так мелочны - качество, которое обычно порождается невежеством».

Стиль сонат Корелли кажется теперь сдержанным и строгим. Однако при жизни композитора его сочинения воспринимались иначе. Итальянские сонаты «потрясаю! чувства, воображение и душу, - писал Рагенэ в цитированном труде, - скрипачи, которые их исполняют, подчиняются их захватывающей бешеной власти; они терзают свои скрипки. будто одержимые».

Судя по большинству биографии, Корелли обладал уравновешенным характером, что проявлялось и в игре. Однако Хаукинс в «Истории музыки» пишет: «Человек, видевший его играющим, утверждал, что во время исполнения глаза его наливались кровью, становились огненно-красными, и зрачки вращались как в агонии». Поверить такому «красочному» описанию трудно, но зерно истины, возможно, в нем есть.

Хаукинс рассказывает, что однажды в Риме Корелли не смог сыграть пассажа в генделевском Concerto grosso. «Гендель тщетно пытался объяснить Корелли, ведущему оркестр, как надо исполнить и, наконец, потеряв терпение, выхватил из его рук скрипку и сыграл сам. Тогда Корелли ответил ему самым вежливым образом: «Но, дорогой саксонец, это музыка французского стиля, в котором я не сведущ». На самом деле игралась увертюра «Trionfo del tempo», написанная в стиле concerto grosso Корелли, с двумя солирующими скрипками. Подлинно генделевская по мощи, она оказалась чуждой спокойной, изящной манере игры Корелли «и ему не удалось «атаковать» с достаточной мощью эти грохочущие пассажи».

У Пеншерля описывается другой аналогичный случай с Корелли, понять который можно лишь вспомнив о некоторых особенностях болонской скрипичной школы. Как было упомянуто, болонцы, в том числе и Корелли, ограничивали диапазон скрипки тремя позициями и делали это сознательно из желания приблизить инструмент к звучанию человеческого голоса. В результате этого и Корелли, величайший исполнитель своей эпохи, владел скрипкой только в пределах трех позиций. Однажды его пригласили в Неаполь, ко двору короля. На концерте ему предложили исполнить скрипичную партию в опере Алессандро Скарлатти, содержавшую пассаж с высокими позициями, и Корелли не смог сыграть. В замешательстве он и следующую арию вместо до минора начал в До мажоре. «Повторим», - сказал Скарлатти. Корелли начал снова в мажоре, и композитор опять прервал его. «Бедный Корелли был в таком смущении, что предпочел тихонько возвратиться в Рим».

Корелли был очень скромен в личной жизни. Единственным богатством его жилища являлась коллекция картин и инструментов, обстановка же состояла из кресла и табуретов, четырех столов, из которых один был алебастровым в восточном стиле, простой кровати без балдахина, алтаря с распятием и двух комодов. Гендель сообщает, что обычно Корелли одевался в черное, носил темное манто, ходил всегда пешком и протестовал, если ему предлагали коляску.

Жизнь Корелли в общем сложилась благополучно. Он был признан, пользовался почетом и уважением. Даже находясь на службе у меценатов не испил горькой чаши, которая досталась, например, Моцарту. И Панфили и Оттобони оказались людьми, высоко ценившими необыкновенного художника. Оттобони был большим другом Корелли и всей его семьи. Пеншерль цитирует письма кардинала к легату Феррары, в которых тот умолял оказать содействие братьям Арканджело, принадлежащим к семье, которую он любит с горячей и особенной нежностью. Окруженный симпатией и восхищением, обеспеченный материально, Корелли в течение большей части своей жизни мог спокойно отдаваться творчеству.

Очень мало что можно сказать о педагогике Корелли, а между тем он очевидно был превосходным воспитателем. У него учились замечательные скрипачи, составившие в первой половине XVIII века славу скрипичного искусства Италии - Пьетро Локателли, Франциско Джеминиани, Джованни-Баттиста Сомис. Приблизительно в 1697 году один из его именитых учеников - английский лорд Эдиньюмб заказал художнику Гуго Говарду портрет Корелли. Это единственное из существующих изображений великого скрипача. Крупные черты его лица величавы и спокойны, мужественны и горды. Таким он и был в жизни, простым и гордым, мужественным и человечным.