Какими бывают строфы? Строфа - это сколько строк? Что такое строфа в стихотворении

Строфа характерна только для стихотворного творчества. Она представляет собой метроритмические периоды в пределах одного стихотворения. Из строф состоит все стихотворение классического вида, однако, последнее время идет тенденция к отказу от строфы (это касается белых стихов без определенной строфизации и верлибров – свободных стихов). Строфы, однако, не следует путать с абзацами в прозе, ибо часто не хватает одной строфы для выражения определенного чувствования, так, некоторые строфы как бы переливаются одна в другую:

Я букет тот снесу на могилу осеннюю,
Где листва из-под снега в минуту весеннюю
Грустно смотрит на нас, как жестокий ответ [!]

За минуту разлуки желанную, странную,
За минуту сомненья неясно-туманную,
И за вечность безбрежную, полную грез. /“Я бегу за тобой от сетей...”/

Строфы бывают:
1. Простые:
а) двойные:

Помню музыку ту, что свела нас с тобой,
С той минуты я вдруг потерял свой покой. Я влюблен в твои ручки, и ножки, глаза,
Сих хрусталей краса, глубина – без конца… /“Помню музыку ту...”/

Я от ласковых признаний, я от нежных чувств отвык,
Стал мне близок крик желаний, страсти яростный язык,

Все слова, какие мучат воспаленные уста,
В час, когда бесстыдству учат – темнота и нагота! /“Первые встречи” В.Брюсов/

б) четвертные:

По холодному городу с поднятым воротом
Я брожу, грея руки в карманах пальто.
Предо мною мелькают то люди, то вороны,
То зажжется огнями витрина “Шато”

То и дело с прохожими, грязными, скорыми –
Я встречаюсь и враз убегаю от них.
Листья желтые, падая, пишут узорами
Переплеты надежд и моих новых книг.

Вдруг коснется меня человек обгоняющий,
Ветром спешки дорог пролетит свет авто,
И вдогонку дождями очищенно-ноющий
Взгляд летит мой за ним до мерцанья “Шато”. /“Шато”/

Нет сил сказать, нет сил услышать,
Невластно ухо, мертв язык.
Лишь время знает, чем утишить
Безумно вопиющий крик.

Срывай последние одежды
И грудью всей на грудь прильни, –
Порыв бессилен! нет надежды!
И в самой страсти мы одни!

Нет единенья, нет слиянья, –
Есть только смутная алчба,
Да согласованность желанья,
Да равнодушие раба. /“Одиночество” В.Брюсов/

2. Сложные. Они имеют структуру пятистрочннх стихов (квинтины):

Я пал в истоме злободневной
И тотчас провалился в сон.
Но чу! – все виды повседневной
Привычной жизни откровенной
Вдруг вырвались из сердца вон. /“Сон”/

шестистрочных (например, секстины):

Цветы истлели в должный миг,
В веках, давно пройденных, –
Но жив тот цвет, что раз возник,
В мирах соединенных.
И озаряет лунный лик
Безумных и влюбленных. /“Предание о луне” В.Брюсов/

Его уста, застывшие в улыбке,
Теперь навечно золотые рыбки
На берег дальний сказкой отнесут.
А что ж ОНА? Уже ль ОНА страдает,
Что раб, в нее влюбленный, умирает? –
Приспущенные веки все снесут!.. /“Каравелла”/

семистрочных (септины):

Рассказ окончен: Вы его прервали.
Своим молчаньем Вы меня призвали
Быть Вашим нйдругом под панцирем обид.
О!.. Как решились этим откровеньем
Обезоружить, вновь начав гоненья
Моей души от Вас? Вам радостен сей вид?<> Рассказ нарочно кончен, Вы его прервали… /“Эскиз на холсте”/

То в пустоту ненароком
Смотрит невидящим оком,
То озирается с криком,
То вдруг слезами зальется,
Что-то хватает в неистовстве диком,
Плачет и тут же смеется. /“Романтика” А.Мицкевич/

восьмистрочных (октавы и пр.):

Собранье зол его стихия;
Носясь меж темных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров;
Он любит пасмурные ночи,
Туманы, бледную луну,
Улыбки горькие и очи,
Безвестные слезам и сну. /“Мой демон” М.Лермонтов/

и др.

На основание строф употребляются различные виды метров, рифм и рифмования.

Следует помнить, что длина срифмованных строк должна быть либо равной, либо короче, но каждая строфа (если стих написан строфично) должна полностью совпадать по длине строк со всеми последующими строфами. Длина строк определяется количеством слогов (гласных). Если строфа четвертная, то приняты такие формы строф, когда рифмуемые строки с женской рифмой длиннее строк с мужской на один слог (о рифме см. выше):

Я понимал, что ночь – лишь точка (9)
В конце неписаных стихов.(8)
Я знал, что ночь – всего лишь почка (9)
На стебле высохших цветов. (8)

Я понимал…но я не верил. (9)
Да кто поверил бы в тот миг, (8)
Когда слова ломали двери, (9)
В душе рождая томный крик: (8)

“Мне хорошо с тобой, Оксана!” (9)
“А как с тобой мне хорошо! (8)
Я грешную желала рану, (9)
С тобой сливаяся в одно… (8) /“Летняя ночь”/

Но существуют и другие формы строгих строф, которые автор применяет в зависимости от того, что должно отобразить в стихе.

Очень часто автор создает свои собственные формы строф для передачи определенных оттенков чувства (но не для упрощения поиска рифмования!!!), так, например, двустрочные строфы хоть и подразумевают одинаковую длину срифмованных строк, но не обязывают к этому:

Грустный сумрак, грустный ветер, шелесты в дубах. (13)

Вспоминает вечер о далеких снах. (11)

Ветер шепчет, шепчет грустно чье-то имя мне. (13)

Звездам бесприютно в черной тишине. (11)/“Грустный вечер” В.Брюсов/

Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в ее руке;
Облатка розовая сохнет
На воспаленном языке.
К плечу головушкой склонилась,
Сорочка легкая спустилась
С ее прелестного плеча…
Но вот уж лунного луча
сиянье гаснет. Там долина
сквозь пар яснеет. Там поток
Засеребрился; там рожок
Пастуший будит селянина.
Вот утро: встали все давно,
Моей Татьяне все равно.

Она зари не замечает,
Сидит с поникшею главой
И на письмо не напирает
Своей печати нарезной.
Но, дверь тихонько отпирая,
Уж ей Филипьевна седая
Приносит на подносе чай.
“Пора, дитя мое, вставай:
Да ты, красавица, готова!
О пташка ранняя моя!
Вечор уж так боялась я!
Да, слава богу, ты здорова!
Тоски ночной и следу нет,

Рифмование зависит от метра стихов и вида строф. Основные типы строгого рифмования бывают такие:

1. Построчное , когда рифма подбирается к концам строк:

в четвертных строфах (четверостишьях) применяются такие виды рифмования:

а) кольцевое:

А я хотел тебя не полюбить, (1)
А лишь приманивая миражем в пустыне (2)
И огнями во зыбкой тине, (2)
Чтобы русалкою на дне душить (1) /“А я хотел тебя не полюбить…”/

б) последовательное: рифмуются первые две строки и вторые две(1–1–2–2).

Русалка плыла по реке голубой, (1)
Озаряема полной луной; (1)
И старалась она доплеснуть до луны (2)
Серебристую пену волны. (2) /“Русалка” М.Лермонтов/

в) сквозное неполное: рифмуются вторая и четвертая строки (1–2–3–2).

Мы не прятали ласку за простыни, (1)
Мы открыто дарили тела. (2)
Нас с тобой презирали по глупости. (3)
Или, может, то зависть была? (2) /“Мерный шелест травы”/

г) сквозное полное: рифмуются первая и третья строки, вторая и четвертая (1–2–1–2).

По беломраморным ступеням (1)
Царевна сходит в тихий сад – (2)
Понежить грудь огнем осенним, (1)
Сквозной листвой понежить взгляд. (2) /“Путник” В.Брюсов/

Различные строфы имеют огромное количество видов рифмования. Так, например, септины могут иметь такую структуру: 1–1–2–3–3–2–1, 1–2–1–2–1–2–1, 1–2–3–1–2–3–1 и т.д. Секстины классические могут иметь такие структуры: (при чем слова, выносимые в рифму, повторяются в следующих секстинах + то, что строф шесть!), 1–1–2–2–3–3 и т.д. Пример классической секстины:

Я безнадежность воспевал когда-то, (1)
Мечту любви я пел в последний раз. (2)
Опять душа мучительством объята, (1)
В душе опять свет радости погас. (2)
Что славить мне в предчувствии заката, (1)
В вечеровой, предвозвещенный час? (2)

Ложится тень в предвозвещенный час; (1)
Кровь льется по наклонам, где когда-то (2)
Лазурь сияла. В зареве заката (1)
Мятежная душа, как столько раз, (2)
Горит огнем, который не погас (1)
Под пеплом лет, и трепетом объята. (2) и т.д./“Секстина” В.Брюсов/

Для передачи настроения в стихах используют различные виды рифмования, одновременно с различными видами строф и видов рифм получается экстракт элементарного стиха, не лишенного красивости. Так, например, для передачи нежных чувств поэты часто пользуются ямбом и четвертными строфами:

Признания в любви – немые речи,
В них звуков нет, в них – запахи весны,
В них содрогаются невинны плечи,
Когда затмят собой все сказочные сны. / “Признания в любви...”/.

Для передачи особо лирических (мелодических) моментов обычно используют трехсложные метры, с переменной рифмой (подбирая ее и составляя в зависимости от логики чувства или внутренней мелодики):

Что борешься ты в море, каравелла? (А)
Иль обогнуть опасность не успела? (А)
Волна, волна, еще одна волна! (Б)
Сойди на дно от пагубного воя, (В)
Найди покой средь вечного покоя, (В)
Ты – прошлое, решила так она. (Б) /“Каравелла”/

Некоторые классические жары поэзии требуют строгой формы рифмо- и строфообразования. Сонет итальянский представляет собой стих со следующей структурой: АББА АББА ВГВ ГГВ, АББА АББА ВГВ ГВГ или АББА АББА ВВГ ВВГ с применением классических метров (чаще всего ямб).

Помимо этих видов рифмования существуют и авторские, которые изобретают сами авторы для передачи тонких чувств и наложения определенного впечатления, созданного автором в своей душе на читателя через мелодику своего стихотворения. Эти виды рифмования вместе с изобретенными автором формами строф пользуются популярностью, ведь они передают самобытность автора.

2. Порционный тип рифмования:

а) рифма подбирается к середине разных строк:

Где ты, мерное дыхань е, возбуждающее слух ?
Своим сладеньким лобзаньем стелишь сны в ночи, как пух ./“Где ты, мерное дыханье…”/

Вполне возможно сделать из этих двустиший четверостишья с полным сквозным рифмованием, однако такой тип рифмования необходим для передачи долготы определенного чувства. Кроме того, порционные рифмы часто можно спутать с повторами ассоциативными (см. ниже), но это уже право автора определять тип рифмования и стилистического приема.

б) рифма подбирается к словам одной строки:

Книги , крики скуки нашей...

Чет иль нечет , видеть нечем . /Примеры автора/

Изучать стихотворную строфу стали еще во времена позднего Средневековья. Но появилась она, возможно, лишь чуть позже возникновения собственно человеческой речи.

В XX веке появилась даже специальная область знаний «строфика», изучающая редкие виды стихотворных первичных форм, их наличие, например, в «белых стихах» или в «стихотворениях в прозе». Сейчас издано огромное количество интересных научных исследований по этой тематике. Но что такое строфа, прекрасно знали еще древние греки: у них этим термином обозначались части трагедии, разделенные смыслом или паузой. На сцене это разделение подчеркивалось поворотом актеров, участников «хора» в другую сторону.

Умение разбивать речь для большей выразительности и более сильного воздействия на слушателей существует с древнейших времен.

Проще всего определить, что является строфой в стихотворении, при помощи ритмического рисунка, рифмы и смысловой законченности. Наиболее очевидным, при наличии в стихотворении рифмы, является деление, связанное с рифмовкой.

Таким образом, для простейших форм стихосложения очевидны строфы в виде:

  • двустишия (каждая нечетная строка зарифмована с четной, и получившееся двустишие создает законченный образ или формулирует определенную мысль);
  • четверостишия (комбинация двустиший с различным методом рифмовки);
  • шестистишия (комбинация четверостишия и заключительного, реже вводного, двустишия).

Таким образом, простейшие строфы состоят из двух, четырех или шести строк. Наиболее верным определением этого сочетания строк в стихотворении будет: «Строфа - это две или несколько стихотворных строчек, связанных ритмикой, смыслом и способом рифмовки».

Помимо простейших строф, существуют и более сложные их виды, связанные с развитием искусства стихосложения и разнообразием стихотворных форм. Но тут следует быть осторожным и помнить об определении этого сочетания строк, приведенного выше.

Так, четырнадцать строк в сонете не считаются отдельной специфической строфой из четырнадцати строк. Считается, что классический правильный сонет состоит из двух четверостиший и двух терцетов (трехстиший). Усложненные сонеты могут состоять из двух четверостиший и заключительного шестистишия, если первые три строчки заключительных шести строчек рифмуются с последними тремя (рисунок рифмы АbbА bААb AbCAbC, строчными символами обычно обозначают мужскую рифму, прописными - женскую).

А вот четырнадцать строк «Евгения Онегина» , скомпонованных по рифменной схеме AbAb CCdd EffE gg, принято считать одной «онегинской строфой», это устойчивое научное название. Хотя, на первый взгляд, трудно определить, сколько строк в «онегинской строфе». Ведь поначалу кажется, что каждый авторский фрагмент «Евгения Онегина» можно разделить на два четверостишия и три двустишия или на два катрена (четверостишия) с различной рифмовкой и заключительное шестистишие.

Не пропустите: в литературе, примеры использования.

Исторически сложившиеся и искусственно созданные

Выражаясь более научно: «Строфа есть единица поэтического текста, выраженная в группе стихов, исполняющая функцию абзаца в прозе, обладающая собственным ритмическим рисунком, чаще всего ограниченная рифмой и соответствующая другим единицам произведения».

Но поэтический мир настолько разнообразен, что в поэзии есть большое количество сочетаний строк или «стихов», обязанных своему появлению на свет или собственной уникальностью, или историческому развитию стихосложения в той или иной стране, или изощренному взлету поэтического гения какого-либо поэта или группы поэтов. А эти уникальные литературные формы, соответственно, рождают и специфические виды строф.

Обязательно нужно выделить:

Есть и более экзотические виды поэтических стихотворных форм, например, арабские и среднеазиатские «газели», латинские секвенции и итальянские мадригалы, в которых количество строчек в этой «единице поэтического текста» следует определять, ориентируясь не на рифмы, а на законченность смыслового фрагмента произведения.

В песнях, белом стихе и в «стихотворениях прозой»

В песенном и народном творчестве строфы определяются почти так же, как в рифмованных стихах, стоит только обращать внимание на музыкальную законченность фрагмента произведения.

В «белых стихах», сказаниях (былинах или тюркских «дастанах») или произведениях, подобных «стихотворениям в прозе» И. С. Тургенева , законченный первичный фрагмент произведения можно выделять:

  • или исследованием текста на паузы в ритмике («клаузулы»);
  • или принимать за строфы выделенные автором абзацы из нескольких предложений.

Например, в известнейшем «Буревестнике» Максим Горький лично работал над разбивкой текста, выделяя наиболее важные в смысловом отношении фрагменты. Из-за чего и получается, что довольно длинный абзац:​ «Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады», ─ это одна строфа, совершенно равноправная с самым коротким абзацем этого шедевра: «Буря! Скоро грянет буря!».

Более глубокий анализ текста ─ на паузы или клаузулы ─ ученикам школ делать не понадобится, но, если необходимо подготовиться к поступлению в гуманитарные вузы, стоит почитать специальную литературу.

Вот короткий список наиболее значимых книг и изданий:

  • «Теория стиха», Жирмунский М. В. , 1985 год;
  • «Русские стихи в комментариях», Гаспаров М. Л. , 1993 год;
  • «Литературная энциклопедия» (соответствующая статья).

Также необходимые уточнения по данному предмету можно получить на некоторых научно-литературных сайтах. Из их огромного количества, безусловно, стоит рекомендовать сайт «Академкнига» и сайт «Гуманитарная Россия» и посвященный строфике раздел: www.philol.msu.ru/~tezaurus/library.php?course=4&raz=3&pod=1&view=c

Строфа (греч. strophe — поворот) — изначально, в трагедии, песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота; впоследствии система из организованного сочетания стихов, закономерно повторяющаяся на протяжении стихотворного произведения или его части. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы — повторяемость её элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр.

Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу; напр. Informis hiemes reducit // Juppiter, idem /// summovet (Horatius, Carmina II 10, 15-17), где Juppiter, idem и summovet разделяются и т.о. подчеркиваются (в современном стихосложении явление получило название «строфический анжамбеман»).

В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Так, парная рифмовка (AA BB CC и т.д.) дает кратчайшую из возможных строф, дистих, двустишие. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Перекрестное (ABAB CDCD и т.д.) и опоясывающее (ABBA CDDC и т.д.) представляют собой два основных вида четверостишия.

Соединение в различных комбинациях простейших видов строфы дает множество сложных строф. Напр. сочетание двустишия с четверостишием составляет строфу из шести стихов: CC ABAB или ABAB CC, или CC ABBA или ABBA CC. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т.д.

Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространенным, но далеко не единственным способом построения строфы. В белом (нерифмованном) стихе строфа создается при помощи сочетания в определенном порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) - чаще всего женских с мужскими. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлиненных стихов. Принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом; многие строфы напр. допускают удвоение, посредством прибавления строфы с обратным («зеркальным») строением рифмы.

В жанрах песенной, главным образом народной лирики конструкция строфы, при отсутствии всяких других внешних структурных признаков, иногда создается только посредством синтаксического параллелизма. Такое построение строфы тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис от строфики в определенной степени независим (имеет место расхождение границ строфы с синтаксическим членением текста, т.н. строфический анжамбеман).

Мировая поэзия накопила огромное количество твердых строфических форм. Богатейшим источником строфических форм, которые позднее постоянно разрабатывались в лирике европейских народов, является античная поэзия. Отсюда широкоизвестны названия строф античной поэзии, связанные с именами поэтов, которые впервые их применяли (напр. Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа); или по названию стихов, из которых строфа состоит (напр. ионическая строфа, ямбэлегическая строфа).

Виды строф:

ДВУСТИШИЕ (дистих) — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — дистих, в восточной — бейт, в силлабической — вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
(Осип Мандельштам)

Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки.

В мире как в море: не спят рыбаки,
Сети готовят и ладят крючки.
В сети ли ночи, на удочку дня
Скоро ли время поймает меня?
(Расул Гамзатов)

ТРЁХСТИШИЕ (терцет) — простая строфа из трёх стихов. Также, см. терцина

В беспечных радостях, в живом очарованье,
О дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
(А.С. Пушкин)

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима глядит в глаза.
(И.А. Крылов)

ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов.

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
(М.Ю. Лермонтов)

ШЕСТИСТИШИЕ — строфа из шести стихов.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
(А.С. Пушкин)

Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ — СЕКСТИНА.

Опять звучит в моей душе унылой
Знакомый голосок, и девственная тень
Опять передо мной с неотразимой силой
Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;
Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!
Я устарел: и жить и чувствовать — мне лень.
(Л.А.Мей)

СЕМИСТИШИЕ (септима) — сложная строфа из семи стихов.

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Hедаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(М.Ю. Лермонтов)

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) – строфа из 8 стихов.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)

ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) — сложная строфа из 9 стихов.

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу.
Черногривого коня.
Дайте раз пор синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне…
(М.В. Лермонтов)

ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима) — сложная строфа из 10 стихов.

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать
(М.В. Ломоносов)

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественные оды.

Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.
(Г. Державин)

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»).

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девушкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
(А.С. Пушкин)

БАЛЛАДНАЯ СТРОФА — строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливым твоим,
Не хочу и славы;
Слава – нас учили – дым;
Свет – судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье».
(В.А. Жуковский) .

СТРОФА - группа стихов, повторяющаяся по признакам объема, системы рифмовки (клаузул) и размера (либо соотношения размеров). Именно повторяющаяся. Говорят и об “одиночных строфах”, которые часты в малых жанрах, эпиграммах, эпитафиях, посвящениях, мадригалах, альбомных записях. Ho это не строгое обозначение. “Граница между вольной рифмовкой и одиночной строфой условна; наибольшей длиной последних считают 8-10 строк”.

Окончания стиха, начиная с последнего ударения, именуются клаузулами. Они могут рифмоваться и не рифмоваться.

То или иное расположение рифм называется рифмовкой. Простейшая рифмовка - парная. Пара рифм может быть продлена на один или несколько стихов, как иногда делает Лермонтов в поэме “Мцыри” (она и кончается трехстишием); тогда рифмовку называют смежной. Четыре стиха можно объединить по схемам AAAA, ААББ (условно рифма обозначается буквой: при разных клаузулах а - мужская клаузула, А - женская, А ’ - дактилическая, А” - гипердактилическая), АБАБ (перекрестное четверостишие), АББА (охватное четверостишие). Четверостишие можно продлить, сделав его пятистишием (АБААБ) и т.д.

В романтической поэме господствовала вольная рифмовка: произвольно сочетались двустишия, различные четверостишия, пятистишия и т.д. Это астрофический стих. Он характерен также для басни и вообще вольного стиха. Для лирики он характерен меньше, но использовался и в ней, особенно в жанре дружеского послания. Так, послание Пушкина “К Чаадаеву” 1818 г. (“Любви, надежды, тихой славы...”) написано по схеме АбАбВггВВггВдЕ дЕжЗжЗж. Может возникнуть вопрос, действительно ли одну рифму составляют слова желанье - призыванье - упованья - свиданья. Если это одна рифма, то приблизительная по отношению к первой и ко второй паре. Пушкину в 1818 г. приблизительные рифмы в общем не свойственны. Однако если понимать стык призыванье - упованья не как рифму, получится нарушение правила чередования женских и мужских рифм (альтернанса), по которому два однородных окончания не ставились рядом, если не были зарифмованы. Скажем, после четверостишия АбАб должно было идти В, а не в. Правда, с начала XlX в. это правило иногда нарушалось, но редко. Гораздо чаще так бывало в XX в.

И все же рифмовка тяготеет не к астрофичности, а к более или менее строгой последовательности. В XVIII в. ‘‘большие жанры - эпос, трагедия, а также дидактическое послание, элегия, эклога и пр. - за небольшим исключением пользовались в системе классицизма “александрийским стихом” - 6-ст. ямбом с рифмовкой двустишиями. Четверостишия и тем более длинные строфы употребляются только в лирических жанрах”.

Если группы стихов повторяются не по всем трем указанным параметрам, перед нами нетождественные строфы. Так, в лермонтовском “Когда волнуется желтеющая нива...” четвертое, заключительное, четверостишие не перекрестное, как предыдущие, а охватное и включает один 4-стопный (последний) стих на фоне предыдущих 6- и 5-стопных (расположенных неупорядоченно: некоторая нетождественность была и там). “Еще сильней размывает строфу чередование строф с разным количеством стихов: 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д. Такие нетождественные строфы называются иногда строфоидами, т.е. строфоподобными; единство строфоида поддерживается преимущественно синтаксической завершенностью; это форма переходная к нестрофическому стиху...”. Ho трудно сказать, считать ли, например, стихотворение Пушкина “К морю” написанным строфоидами: в нем 12 четверостиший и три пятистишия (два AoAAo и одно аБаБа), а из четверостиший одно имеет охватную рифмовку вместо перекрестной. Границы между строфой и строфоидом, действительно, подвижны.

Обычно стиховеды включают в число определителей строфы синтаксическую и смысловую завершенность. На этом основании александрийскому стиху отказывается в праве именоваться строфой, а за двустишиями второй части “Эпилога” ахматовского “Реквиема”, обособленными лишь пробелами (даже не всегда синтаксически), такое право не оспаривается. Ho никто не отрицает факт “строфических переносов”, синтаксической незавершенности некоторых строф, в том числе и “онегинских”. Логично заключить: по формальным признакам и александрийский стих, и, допустим, элегический дистих являются строфами, а смежные рифмы “Мцыри" нетождественными строфами или строфоидами; функционально же и строфоиды, законченные и соотнесенные друг с другом, играют роль строф.

Уже четверостишия обнимают собой множество вариантов строф. Кроме четырех способов рифмовки они допускают разные клаузулы и холостые стихи, а главное - всевозможные размеры и их соотношения вразностопных, или смешанных, стихах. Разностопными в отличие от вольных называют те стихи, которые варьируют стопность одного метра, реже - разные метры в определенном порядке. Например, “Шепот, робкое дыханье...” Фета: четверостишия АбАб, регулярно чередующие 4- и 3-стопный хорей; “Ангел” Лермонтова: четверостишия, состоящие из двустиший аабб, в каждом из которых объединены стихи 4- и 3-стопного амфибрахия.

Строфы с четным количеством стихов распространены гораздо больше, чем строфы с нечетным их количеством. Можно сказать, что из пятистиший в русской поэзии употребительно главным образом одно - АбААб, как бы наращенное четверостишие, которым Пушкин написал “И.И. Пущину” (“Мой первый друг, мой друг бесценный!..”). Из семистиший известна строфа лермонтовского “Бородина” (ААбВВВб, стихи бб - 3-стопный ямб, остальные - 4-стопный), но только с этим стихотворением она и связывается. Это индивидуально-авторская строфа. Немало индивидуально-авторских строф изобрел Фет.

Безоговорочный лидер в строфике - четверостишие АбАб. В XX в., особенно в советское время, когда строфика крайне упростилась (исключения среди поэтов единичны: богаты строфами лишь песни

B.C. Высоцкого и стихотворения И.А. Бродского), по схеме АбАб написано подавляющее большинство поэтических произведений. Даже ближайшее к этой схеме четверостишие аБаБ далеко отстает от строфы-лидера, видимо, женский стих на конце выглядит недостаточно твердо завершающим строфу. Четверостишия, подчеркнуто обособленные, завершенные по смыслу, иногда называются стансами. Некоторые поэты, как Тютчев, любили объединять четверостишия в восьмистишия. Оригинальное восьмистишие применил Лермонтов в “Завещании”: схема абабввГГ, перекрестное четверостишие чередует 4- и 3-стопный ямб, потом идут двустишия 4- и 3-стопного ямба с мужскими и женскими окончаниями. Из прославленных в европейских литературах восьмистиший следует отметить октаву (АбАбАбВВ и гДгДгДее), Пушкин ее применил в шутливой поэме “Домик в Коломне” (1830), а потом в серьезной “Осени” (1833). Пример шестистишия - лермонтовское “Как часто, пестрою толпою окружен...”: схема ааБввБ, 6-стопный ямб в стихах аа и вв, 4-стопный - в стихах ББ. Перекрестное четверостишие и такое же шестистишие, но целиком 4-стопноямбические - это одическая строфа, популярнейшее десятистишие. Им (с вариациями) писали оды в XVIII в., но Пушкин в оде “Вольность” предпочел более простую строфу - восьмистишие аБаБвГГв, объединенные перекрестное и охватное четверостишия. А для “Евгения Онегина” он изобрел универсальную и гениальную в своей простоте 14-строчную строфу, объединявшую все основные способы рифмовки: четверостишия AC)AC), ВВгг, ДееД и заключительное, часто афористическое двустишие жж. Это уникальный пример строгой упорядоченности, стройности и разнообразия, синтез высшего искусства и естественности. Предпринимались попытки создания более длинных строф, но не самые удачные.

Кроме собственно строф существуют строфы цепные. Каждая строфа здесь не вполне самостоятельна, рифмовка перебрасывается в следующую. Например, лермонтовское “На севере диком стоит одиноко...” - это две взаимно связанных схемой АбВб АгВг строфы 4-стопного и 3-стопного амфибрахия. Уникальный венок строф - “Шаганэ ты моя, Шаганэ!..” Есенина. Первое пятистишие - это охватное четверостишие плюс буквально повторенный начальный стих. Второе пятистишие начинается второй строкой первой строфы, она же повторяется в конце пятистишия. Третье пятистишие начинается третьим стихом первой строфы, тоже повторяющимся в конце, и т.д. Так вся первая строфа оказалась повторенной в последующих четырех строфах.

До этого был известен лишь венок сонетов. Сонет - самая популярная и самая совершенная из твердых форм. Tвердая форма в отличие от строфы не предполагает циклического повторения всей группы стихов в рамках произведения. Это устойчивая, закрепленная традицией стиховая конструкция, охватывающая весь объем текста. Правильный сонет обязательно насчитывает 14 строк, но известны три его канонические разновидности. Итальянский сонет состоит из двух четверостиший (катренов) и двух цепных трехстиший (терцетов). Четверостишия зарифмованы перекрестно и оба на одну пару рифм: АБАБ АБАБ. В трехстишиях исключается парная рифмовка, возможны варианты BГB ГВГ(т.е. как бы полтора четверостишия на две рифмы, отличных от тех, которые были в катренах) и ВГД ВГД (созвучия через два нерифмующихся стиха, в каждом из терцетов зарифмованных между собой строк нет). Во французском сонете предпочитается охватная (“закрытая”) рифмовка катренов: АББА АББА. К ней полагается перекрестная, “открытая” рифмовка терцетов: ВВГДГД (в отличие от итальянского сонета терцеты не тождественны по конфигурации). Реже катрены были перекрестными, “открытыми” (АБАБ АБАБ), и к ним полагались “закрытые” терцеты (ВВГ ДДГ, т.е., по сути, двустишие с охватным четверостишием, но записывавшиеся в виде двух трехстиший). Наконец, простейший английский, или шекспировский (хотя появился он до Шекспира), сонет - это три перекрестных четверостишия на разные рифмы и заключительное двустишие: АБАБ ВГВГ ДЕДЕ ЖЖ. Французы соблюдали правило альтернанса, итальянцы - нет, у них рифма обычно женская. У англичан твердого правила на этот счет не было. В России в качестве канонических размеров сонета закрепились 6- и 5-стопный ямб по аналогии с традиционным французским силлабическим 12-13-сложником и итальянским 11-сложником.

Однако сонетов, полностью сохраняющих условия итальянской и французской моделей, - меньшинство. Имеются всевозможные модификации сонета (опрокинутый сонет, безголовый сонет, сонет с кодой и др.), но главное - и независимо от получивших свои названия модификаций поэты имеют обыкновение упражняться с разнообразными вариациями на сонетной основе, иногда создают свои собственные индивидуальные модели. В принципе канонические типы сонета дают огромные возможности для проявления творческого мастерства, но и неправильные сонеты совсем не обязательно неудачны. В 6-стопноямбическом сонете Пушкина “Поэту” (“Поэт! не дорожи любовию народной...”) один катрен перекрестный, другой охватный. “Приморский сонет” (1958) А.А. Ахматовой написан 4-стопным ямбом, а по рифмовке это “контаминированный”, т.е. сводный, французский сонет с “закрытыми” (охватными) катренами и “закрытыми” же терцетами.

Многие поэты Серебряного века и наши современники, изощряя свое мастерство, сочиняли венки сонетов - циклы из пятнадцати сонетов, в которых последняя строка каждого предыдущего сонета повторялась как первая строка каждого последующего. Последняя строка четырнадцатого встречается с первой строкой первого. Все первые строки объединяются в сонет-магистрал, который должен быть единым текстом.

Такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа, основывается на порядке расположения рифм в стихах (здесь под стихами мы подразумеваем отдельные строки).

Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое и семантическое целое - она содержит свою особую тему, которая меняется с переходом к другой строфе.

Наименьшей из строф является двустишие . Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были четверостишия, октавы, терцины.

Двустишия бывают нестрофическими (не образуют отдельную строфу) и строфическими (отделяются пробелами от других).

Нестрофические встречаются:

В стихотворениях вольной рифмовки - в них используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами, и есть наши нестрофические двустишия.

Отечески пенаты, О пестуны мои! Вы златом не богаты, Но любите свои Норы и темны кельи, Где вас на новосельи Смиренно здесь и там Расставил по углам; Где странник я бездомный, Всегда в желаньях скромный, Сыскал себе приют. К.Н.Батюшков, Мои пенаты (отрывок)

В александрийском стихе - твердая форма, пишется 6-стопным ямбом со смежной рифмовкой и регулярным чередованием пар мужских и женских рифм. Этот стих встречается в двух основных формах, между которыми, как обычно, есть переходные.

Первая, свободная, в 18-м веке использовалась преимущественно в драматургии: реплики персонажей могут включать не только половины одного двустишия, но даже части одного стиха. Это действительно нестрофический стих. Но в пространных монологах пьес и особенно в поэмах и длинных стихотворениях проявляется тенденция к смысловой замкнутости двустиший, а иногда даже к объединению мужских и женских пар. Но в крупных произведениях множество двустиший создает определенное однообразие. Поэтому уже в 19 веке нередко использование свободной, отчетливо нестрофической формы александрийского стиха, либо с замыканием фразы в конце рифменной пары, либо с переносом ее в следующую.

Мой голос для тебя и ласковый и томный Тревожит поздное молчанье ночи темной. Близ ложа моего печальная свеча Горит; мои стихи, сливаясь и журча, Текут, ручьи любви; текут полны тобою. Во тьме твои глаза блистают предо мною, Мне улыбаются - и звуки слышу я: Мой друг, мой нежный друг... люблю...твоя... твоя!.. А.С.Пушкин, Ночь

Строфические - четко замкнуты тематически, разделяются пробелами. Двустишная строфа требует лаконизма, ведь в 2 стиха надо уложить законченную мысль.

Изменой слуга паладина убил: Убийце завиден сан рыцаря был.

Свершилось убийство ночною порой - И труп поглощен был глубокой рекой.

И шпоры и латы убийца надел И в них на коня паладинова сел.

И мост на коне проскакать он спешит, Но конь поднялся на дыбы и храпит.

Он шпоры вонзает в крутые бока - Конь бешеный сбросил в реку седока.

Он выплыть из всех напрягается сил, Но панцирь тяжелый его утопил. В.А.Жуковский, Мщение

Своеобразная форма двустишия - рифма-эхо: за длинным стихом следует короткий, чаще всего - одно слово. Такие двустишия обычно встречаются в стихотворениях шутливых и сатирических, хоть и не только в них. Например, у Маяковского в поэме "Хорошо!": "Кончайте войну!| Довольно!| Будет!| В этом| голодном году - || невмоготу.|| Врали:| "народа -| свобода,| вперед,| эпоха,| заря,..." - | и зря.||"

Я не поэт - и, не связанный узами С музами, Не обольщаюсь ни лживой, ни правою Славою. Родине предан любовью безвестною, Честною, Не воспевая с певцами присяжными, Важными Злое и доброе, с равными шансами, Стансами, Я положил свое чувство сыновнее Все в нее. В.С.Курочкин, фрагмент .

Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки:

Смежная - рифмовка смежных стихов : первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Кольцевая(опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.

Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.

Схема октавы: абабабвв

В шесть лет он был ребенок очень милый И даже, по ребячеству, шалил; В двенадцать приобрел он вид унылый И был хотя хорош, но как-то хил. Инесса горделиво говорила, Что метод в нем натуру изменил: Философ юный, не смотря на годы, Был тих и скромен, будто от природы.

Признаться вам, доселе склонен я Не доверять теориям Инессы. С ее супругом были мы друзья; Я знаю, очень сложные эксцессы Рождает неудачная семья, Когда отец - характером повеса, А маменька ханжа. Не без причин В отца выходит склонностями сын!

Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки . В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.

Схема терцины:

аба бвб вгв гдг дед и т.д.

Терцины нельзя назвать строфами в точном смысле слова: они не обладают ни интонационной, ни смысловой завершенностью, но структура их все же строго повторяется, что-таки является признаком строфы.