Как правильно промыть автобетононасос. Что нужно знать об установке и настройке бетононасоса, для достижения его продуктивного функционирования на строительной площадке. Работа поршневой системы

Для очистки системы от остатков бетона понадобится:

1) теплая вода (200 л на несколько циклов очистки);

2) воздушный компрессор;

3) промывочное звено, рассчитанное на подачу воды или сжатого воздуха (под давлением не более 10 бар);

4) промывочные шары и пыжи в виде цилиндра, которые выполнены из губчатого материала под диаметр бетоновода.

Прочистку бетоновода нужно проводить сразу по завершении подачи последней партии бетона, подготовив все необходимое для этого до опорожнения последнего автомиксера. Важно постоянно поддерживать связь с оператором на площадке бетонирования - он должен сообщить, когда останется залить лишь объем смеси, содержащийся в системе на данный момент. После такого сигнала нужно прекратить подачу бетона и залить в бункер бетононасоса воду - полученная в результате жидкая смесь поддерживается в бункере на как можно меньшем уровне, но не настолько, чтобы в цилиндры поршней попал воздух (поступление воздуха приведет к проблеме - он расслоит смесь). Завершив заливку, оператор участка бетонирования дает сигнал оператору бетононасоса - тот переключает работу бетононасоса на реверс (обратный режим) для уменьшения количества смеси в той части бетоновода, что расположена ближе к участку работ и для понижения давления в бетоноводе. Затем бетоновод отсоединяется от насоса и наращивается дополнительными секциями для достижения участка, предназначенного для сброса содержимого бетоновода (их нужно подготовить и собрать до нужной длины заранее). Обязательно следует надеть на концевую трубу, подводящую бетоновод к участку сброса, насадку-уловитель промывочного шара - он может вылететь на приличной скорости. Оператор участка бетонирования снимает раздаточный шланг со своего конца бетоновода и устанавливает вместо последнего колена насадку для продувки, предварительно вставив в бетоновод обильно смоченной водой промывочный шар (лучше скомбинировать - сначала ввести шар, а за ним пыж). Запуск сжатого воздуха оператором участка бетонирования и перевод пальцев игольчатого клапана в положение «открыто» нужно выполнить как можно более синхронно - движение промывочного шара по бетоноводу не должно прекратиться ни на минуту. Операцию по промывке лучше провести дважды - в бетоновод нужно повторно подать воду через бетононасос, переключив игольчатый клапан в положение «закрыто». Бункер бетононасоса промывается и чистится с подставкой под выходное отверстие сливного лотка. Особенно удобно, если данная модель оснащена собственным водяным насосом со шлангом и емкостью для воды, прогреваемой горячими газами выхлопной трубы - легче выполнить промывку и удаление остатков бетонной смеси, т.к. не нужно думать, где взять горячую воду.

Сброс остатков бетона

Куда сбрасывать остатки бетона после промывки системы? Просто на землю сбросить нельзя - это серьезно повредит почве, ведь полужидкий материал разольется по стройплощадке. Вариантов два:

1) сбор остатков промывки в ящик;

2) сброс в бункер предпоследнего автомиксера, предварительно согласовав эту операцию с поставщиком бетона.

В первом варианте нужно собрать из досок квадратный ящик-опалубку (высота 2 000 мм, глубина 500 мм), выстелив его пвх-пленкой толщиной 200 мкм - после промывки его содержимое можно будет переместить для утилизации. Второй вариант: завести шланг сброса от бетоновода в бункер автомиксера, запустить его в направлении «загрузки» и закрепив цепью (иначе он выскочит и все забрызгает), затем начать процесс промывки, описанный выше.

В монолитном строительстве бетонирование – один из самых важных моментов. Подача раствора должна осуществляться непосредственно в опалубку и при этом оперативно, чтобы слои не успевали схватываться на поверхности. Тогда готовая конструкция получится однородной и прочной. Но при работе на высоте или в случаях, когда автосмесителю не подъехать вплотную к площадке, возникает необходимость в бетононасосе. Это достаточно дорогое оборудование, но его можно собрать и своими руками.

Самый простой вариант такой конструкции – односторонний поршневой бетононасос. Он представляет собой полый гидравлический стакан, внутри которого и ходит поршень. Его шток через кривошип соединяется с редуктором на роторе двигателя, и каждый оборот вала заставляет рабочий элемент перемещаться в гильзе. В свободной части стакана друг напротив друга вварены патрубки (вход и выпуск) с установленными обратными клапанами в каждом. Работает по такой схеме:

  • На полуобороте ротор двигателя через понижающий редуктор поворачивает кривошип, и тот тянет за собой шток с поршневой головкой из стакана.
  • В рабочей камере создается разрежение, и бетон через впускной клапан всасывается внутрь.
  • Следующий полуоборот вала толкает поршень вперед.
  • Из-за увеличивающегося давления впускной клапан закрывается, а выпускной – открывается, и раствор из стакана уходит в рукав трубопровода.

Подача бетона осуществляется залпово, из-за чего смесь просто выталкивается из рукава порциями, а не льется с постоянной скоростью.

Технология поршневой системы настолько проста, что такой бетононасос своими силами сделать будет несложно. Нужно помнить, что рабочая головка из-за трения в стакане быстро изнашивается. И если она протрется на кромках и не сможет плотно прилегать к стенкам, разрежение в камере создать уже не удастся. Для увеличения ресурса механизма на шток насаживают две поршневые головки.

Материалы и подготовка основных деталей

Понадобится масштабированный чертеж, а также схема движения рабочих деталей. Последняя поможет определить требуемую длину штока, размер кривошипа и поршневой ход (его обычно принимают равным 60-90 см). После этого нужно приобрести или сделать самостоятельно все элементы механизма:

1. Для гидравлического стакана потребуется толстостенная труба диаметром 350-400 мм.

2. Обратные клапаны и головку поршня лучше сделать из легированной стали, стойкой к щелочной среде.

3. В качестве привода берут асинхронный двигатель и понижающий редуктор – для вязкого бетона скорость вращения роторного вала слишком велика.

Характеристики бетононасоса должны соответствовать условиям транспортировки: высоте подачи и длине трубопровода, к которому подключен агрегат. В зависимости от мощности двигателя и передаточного отношения редуктора, а также полезного объема гидравлической камеры, можно получить производительность до 100-150 м 3 /ч с перекачкой раствора на расстояние до 40 м.

На шиберах следует остановиться особо, поскольку подходящих вариантов здесь несколько:

  • С-клапан (BRF) – самый простой в эксплуатации и обслуживании шибер, но и наименее долговечный.
  • S-клапан (BSF) – считается оптимальным по цене и при этом достаточно надежным.
  • Рок-клапан (RL) – наиболее редкий вид шиберов, но для работы с тяжелыми и крупнозернистыми бетонами он подходит лучше всего, так как меньше забивается густыми смесями.

Дополнительно понадобится лист нержавейки или обычного железа толщиной до 6 мм, а также металлический профиль (уголок, швеллер) для корпуса. Если бетононасос будет перевозиться с места на место, его устанавливают на колесную базу.

Руководство по сборке насоса своими силами

Трубу для будущего цилиндра насоса нужно тщательно отшлифовать изнутри, а в двух противоположных стенках прорезать отверстия и вварить короткие патрубки под клапаны. Поршневая головка вытачивается на токарном станке по размерам камеры гидравлического стакана на чертеже, доводится и шлифуется до полного совпадения с внутренним диаметром (допуск не должен превышать ±0,1 мм). После этого в патрубки вставляют клапаны, закручивают и регулируют их шурупами.

Инструкция по сборке привода:

  • Закрепить трехфазный двигатель на колесной базе или сварной раме.
  • Установить на роторный вал соединительную муфту и через нее подключить понижающий механический редуктор.
  • На выходе смонтировать кривошип и шатун, закрепленный на головке поршня.

Готовый механизм закрывается защитным кожухом из нержавеющей стали. Варить швы на ней непросто, поэтому лучше по максимуму применять технологию гибки. Не будет ошибкой сделать корпус из обычного листового железа, но для защиты от атмосферных влияний его следует обработать антикоррозионной грунтовкой по металлу и покрасить.

Руководство по эксплуатации

Использовать самодельный бетононасос можно на основании типовых инструкций для агрегатов заводской сборки. На площадке его подключают к двум трубопроводам: первый соединяется с бункером, в котором находится раствор, второй ведет непосредственно к месту укладки. Монтаж подающего тракта наиболее сложен, особенно если необходимо качать смесь снизу вверх. Лучше сразу подготовить схематический чертеж, где можно будет определить количество колен и соединений. Их число следует свести до минимально возможного, но без фанатизма. Отдайте предпочтение элементам без прямых и острых углов – уж лучше пусть их окажется чуть больше, но бетонопровод должен получиться пологим.

Также нужно продумать надежное крепление рукава, чтобы тяжелый состав, подаваемый под давлением с толчками, его не вырвал. Для этой цели подойдут металлические фермы или леса. А для безопасности вертикальную часть бетонопровода следует расположить не ближе 9-10 м от самого насоса. В подъемной трубе также устанавливают односедельный игольчатый клапан – он не допустит обратного хода раствора в случае аварийной остановки.

Поскольку работать предстоит с густыми смесями, в систему сперва заливают жидкое цементное молочко. Оно играет роль своеобразной смазки, позволяет избежать перегрузок при включении двигателя и предупреждает образование пробок в тракте. Вхолостую делать пробный запуск не рекомендуется.

К самому раствору тоже предъявляются особые требования:

1. Размер крупных заполнителей привязывается к внутреннему диаметру трубопроводов. Максимальные значения фракций не могут превышать 0,3d для щебня и 0,4d – для гравия.

2. Подвижность смеси должна соответствовать классу П2, иначе в камере насоса может произойти расслоение раствора на компоненты. В случае с жидким бетоном вода будет продавливаться сквозь клапан быстрее, чем тяжелые фракции.

3. Стоит заранее проверить осадку конуса пробной порции – в идеале она должна составлять от 40 до 120 мм.

В процессе заливки монолита следует избегать риска гидравлического удара. Если вы не вварили манометр, придется действовать по наитию. Здесь важно постепенно наращивать подачу на стадии запуска до стабилизации работы, а перед отключением агрегата – понижать ее. Резкий скачок давления из-за изменения скорости потока способен привести к выходу из строя клапанов.

После бетонирования систему по инструкции обязательно промывают, чтобы удалить остатки. Для этого можно купить специальные шары подходящего для трубопровода диаметра, также потребуется теплая вода и компрессор. Здесь важно поймать момент, когда в бункер нужно заливать подогретую жидкость. Она должна подаваться в камеру сразу за последней партией раствора так, чтобы не образовался воздушный «карман», но при этом вода не испортила сам бетон.

а) Закрыть задвижку и отсоединить первую трубу насоса.

б) Очистить от остатков бетона и подсоединить насадку для очистки со вставленным и предварительно смоченным шаром.

в) Открыть задвижку.

г) Подсоединить и открыть вентиль, и начать подавать воду до выхода шара.

ВНИМАНИЕ Если промывочная вода выходит перед бетоном, это указывает на наличие проблем, и необходимо заменить трубопровод.

Воздухом под давлением

а) Операция должна осуществляться специально подготовленным персоналом.

б) На конце трубопровода не должно быть отводов или шлангов.

в) Никто не должен находиться вблизи выхода бетона.

г) Проверить крепление соединений и убрать людей от трубопровода

СЖАТЫЙ ВОЗДУХ ОЧЕНЬ ОПАСЕН

д) Запустить компрессор, проверяя давление на манометре.

е) Наиболее простой и практичной операцией является проверка выхода шара, принимая однако во внимание то, что: ВЫХОД ШАРА МОЖЕТ СОЗДАТЬ ОПАСНУЮ СИТУАЦИЮ

Путем всасывания (только для трубопровода при вертикальной подаче)

Только для вертикальной подачи или с гидравлическими стрелами.

а) Вставить шар внутрь выходного шланга (шар должен быть хорошо смоченным). ВНИМАНИЕ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗИНОВЫЕ ШАРЫ

  • Диаметр 6" для труб диаметром 5" (125 мм)
  • Диаметр 5" для труб диаметром 4" (100 мм)

б) Включить обратное прокачивание.

в) Проконтролировать шар на конечной его фазе. Остановить всасывание перед входом шара в бункер, так как "S" шибер может разрезать его. Проверьте по графику на стр. 11 количество раствора, находящегося внутри трубопровода.

ПРИМЕЧАНИЕ: бетон из бетонопровода вернётся в бункер. При этом необходимо принять во внимание то, что емкость бункера составляет приблизительно 300 литров (проверьте внутренний объём бетонопровода.

Мойка

Никогда не мойте движущиеся части. Мойте только остановленную машину. Очистите бункер водой иод давлением и уберите остатки бетона. Размещайте остатки бетона только в тех местах, где это разрешено.

Включайте и выключайте насос только на холостом ходу.

Во время промывки цилиндров, запустите машину на всасывание при отсоединённом первом участке трубопровода и произведите не более пяти полных циклов (10 перемещений), с водой в бункере. При этом имеет смысл промывать водой под давлением S шибер. После этого опорожните бункер и, используя режим всасывания, подводя поочерёдно в крайнее положение поршни насоса, тщательно промойте их водой иод давлением.

Если установка используется периодически то, после мойки, покрыть смазкой детали, которые находились в контакте с бетоном.

Остановка насоса

По окончании работ, после завершения мойки оборудования, насос необходимо останавливать в следующей последовательности:

1) Перевести рычаг регулятора оборотов двигателя в минимальное (холостой ход), крайнее левое положение (против часовой стрелки);

2) Выждать не менее 1 минуты (желательно несколько минут);

3) Повернуть ключ зажигания против часовой стрелки (остановка двигателя);

4) Слить воду из резервуара.

Внимание: Присутствие в сливаемой жидкости песка свидетельствует об износе подающих поршней. В этом случае поршни необходимо заменить.

И бетоновода

Для очистки системы от остатков бетона понадобится:

1) теплая вода (200 л на несколько циклов очистки);

2) воздушный компрессор;

3) промывочное звено, рассчитанное на подачу воды или сжатого воздуха (под давлением не более 10 бар);

4) промывочные шары и пыжи в виде цилиндра, которые выполнены из губчатого материала под диаметр бетоновода.

Прочистку бетоновода нужно проводить сразу по завершении подачи последней партии бетона, подготовив все необходимое для этого до опорожнения последнего автомиксера. Важно постоянно поддерживать связь с оператором на площадке бетонирования — он должен сообщить, когда останется залить лишь объем смеси, содержащийся в системе на данный момент. После такого сигнала нужно прекратить подачу бетона и залить в бункер бетононасоса воду — полученная в результате жидкая смесь поддерживается в бункере на как можно меньшем уровне, но не настолько, чтобы в цилиндры поршней попал воздух (поступление воздуха приведет к проблеме — он расслоит смесь). Завершив заливку, оператор участка бетонирования дает сигнал оператору бетононасоса — тот переключает работу бетононасоса на реверс (обратный режим) для уменьшения количества смеси в той части бетоновода, что расположена ближе к участку работ и для понижения давления в бетоноводе. Затем бетоновод отсоединяется от насоса и наращивается дополнительными секциями для достижения участка, предназначенного для сброса содержимого бетоновода (их нужно подготовить и собрать до нужной длины заранее). Обязательно следует надеть на концевую трубу, подводящую бетоновод к участку сброса, насадку-уловитель промывочного шара — он может вылететь на приличной скорости. Оператор участка бетонирования снимает раздаточный шланг со своего конца бетоновода и устанавливает вместо последнего колена насадку для продувки, предварительно вставив в бетоновод обильно смоченной водой промывочный шар (лучше скомбинировать — сначала ввести шар, а за ним пыж). Запуск сжатого воздуха оператором участка бетонирования и перевод пальцев игольчатого клапана в положение «открыто» нужно выполнить как можно более синхронно — движение промывочного шара по бетоноводу не должно прекратиться ни на минуту. Операцию по промывке лучше провести дважды — в бетоновод нужно повторно подать воду через бетононасос, переключив игольчатый клапан в положение «закрыто». Бункер бетононасоса промывается и чистится с подставкой под выходное отверстие сливного лотка. Особенно удобно, если данная модель оснащена собственным водяным насосом со шлангом и емкостью для воды, прогреваемой горячими газами выхлопной трубы — легче выполнить промывку и удаление остатков бетонной смеси, т.к. не нужно думать, где взять горячую воду.

Сброс остатков бетона

Куда сбрасывать остатки бетона после промывки системы? Просто на землю сбросить нельзя — это серьезно повредит почве, ведь полужидкий материал разольется по стройплощадке. Вариантов два:

1) сбор остатков промывки в ящик;

2) сброс в бункер предпоследнего автомиксера, предварительно согласовав эту операцию с поставщиком бетона.

В первом варианте нужно собрать из досок квадратный ящик-опалубку (высота 2 000 мм, глубина 500 мм), выстелив его пвх-пленкой толщиной 200 мкм — после промывки его содержимое можно будет переместить для утилизации. Второй вариант: завести шланг сброса от бетоновода в бункер автомиксера, запустить его в направлении «загрузки» и закрепив цепью (иначе он выскочит и все забрызгает), затем начать процесс промывки, описанный выше.

Если у вас появились вопросы по аренде автобетононасоса . Звоните! 89856449405