Исследовательская работа на тему "окрашивание цветов в домашних условиях". Эксперимент с окрашиванием цветов в разные цвета Опыт с окрашиванием цветка

У срезанных для букета растений можно изменить естественную окраску цветков. Так, если белые цветки розы или георгина опустить сначала в раствор фуксина, а затем в раствор поташа, они приобретут красивую голубую окраску. Этот способ издавна использовали для получения не существующих в природе необычных голубых роз.

Процесс, обеспечивающий создание в растениях различных цветов, на первый взгляд может представиться весьма простым, однако существующие в природе многочисленные расцветки и тона являются результатом сложного взаимодействия основных пигментов в различных сочетаниях со средой. Зависят они и от порядка размещения естественных красителей в растительных тканях.

У срезанных для букета растений можно изменить естественную окраску цветков. Так, если белые цветки розы или георгина опустить сначала в раствор фуксина, а затем в раствор поташа, они приобретут красивую голубую окраску. Этот способ издавна использовали для получения не существующих в природе необычных голубых роз. Можно попробовать таким же образом перекрасить белые цветки гиацинтов, тюльпанов или гладиолусов в голубые или попытаться "заставить" цвести розу (белую) ярко-синими цветками, поливая почву вокруг ее куста кобальтовой кислотой.

Правда, сохранились сведения о том, что знаменитому немецкому поэту и ботанику Гёте удавалось при выращивании роз в теплице под синими стеклами получать цветки с синеватым оттенком. И только совсем недавно, в наше время настоящие синие розы вырастили японцы.

А как из красной розы сделать белую? Зная, что антоциан обесцвечивается сернистым газом, поместим красную розу в герметически закрывающийся сосуд (стеклянную банку) с зажженным в нем кусочком горючей серы - и через несколько минут лепестки станут белыми. Не сожалейте об исчезнувшем красном цвете, через некоторое (довольно продолжительное) время на воздухе цветок снова примет свою прежнюю окраску. Так же можно "отбелить" астры, фиалки, гладиолусы и другие цветки, содержащие антоциан.

Можно перекрасить цветки фиолетовой окраски в ярко-красную погружением их в слабый раствор соляной кислоты.

Цветки с зелеными лепестками обычно невзрачны, но ради эксперимента их получить можно довольно быстро. Достаточно лишь, к примеру, голубой цветок незабудки болотной подержать над дымом тлеющей папиросы или сигареты, как он сразу же окрасится в зеленый цвет. Причиной такого изменения является содержащийся в табачном дыме углекислый аммоний, имеющий щелочную реакцию. Проникнув в ткани цветка, он превращает голубую окраску в зеленую.

Интересные превращения колеров у цветущих растений происходят под действием аммиака. Обработанные парами нашатырного спирта (в герметическом сосуде!) голубые, фиолетовые и пурпурные лепестки становятся зелеными, темно-красные (например, гвоздика) - черными, белые (белая лилия, белая роза и пр.) - желтыми. Особенно оригинальные изменения претерпевают цветки с пестрой окраской. Если же аммиак заменить парами крепкой соляной кислоты, синяя и фиолетовая расцветка превратится в красную. Любопытно еще и то, что после обработки аммиаком некоторые цветки, совсем не обладающие ароматом (например, астры), приобретают приятный запах.

Такие опыты можно проводить даже с целыми букетами цветов. Поскольку не все антоцианы реагируют одинаково на изменение среды, а также потому, что аммиак и соляная кислота действуют и на другие вещества (флавоны и т. п.), вызывая изменение цвета, получаются совершенно неожиданные окраски. Этим простым способом можно на несколько часов придать букету причудливую необычную расцветку. Последующее медленное восстановление естественной окраски цветков придает букету еще более эффектный вид.

Сернистая кислота вследствие своих раскисляющих свойств, обесцвечивает большую часть цветов, в розе, например, роз, барвинков, фиалок и т.п. Этот опыт чрезвычайно хорошо удается с помощью специального прибора. В маленьком фарфоровом тигле (чашечке) расплавляют серу, которая соединяясь с кислородом воздуха, воспламеняется и дает серную кислоту; для лучшего действия сернистых паров, тигель покрывают тонкой, конической медной трубкой, причем узкий ее конец обращается к испытуемым цветам.

Действие кислоты дает себя знать немедленно; в несколько секунд розы, барвинки, фиалки, иван-да-марья и др. совершено белеют.

Приведем еще один опыт:

Налив в стакан обыкновенного эфира и, прибавив к нему 1/10 часть (по объему) нашатырного спирта, по грузим в полученную смесь испытуемые цветы. Некоторые из цветов, имеющих в натуре фиолетовую или разовую окраску, принимают мгновенно ярко-зеленый цвет. Сюда относятся: розоватый журавленник или гераний, фиолетовый барвинок, лиловая ночная фиалка и ярутка, разовая и красная розы, магоновый левкой, тимиан, маленький синий колокольчик, дымянка, незабудка и гелиотроп. Другие же цветы, окраска которых не везде одинаковая, принимают от действия смеси аммиака с эфиром более или менее различные оттенки.

Верхний фиолетовый лепесток душистого горошка становится синим, тогда как нижий принимает бледно-зеленую окраску. Белые цветы обыкновенно желтеют. Таковы например: белый мак, полосатый жабрей, становящийся желтым и темно-фиолетовым; белая роза окрашивается в палевый цвет, белый водосборь, черно­ корень, ромашка, душистый чубушник, маргаритка, картофель, ночная фиалка, каприфолий, цветы бобов, лабазник, наперстнянка и пр. Все они в прикосновении с аммиякальным эфиром принимают темно желтый цвет. Белый жабрей становится желтым и темно-оранжевым.

У разового душистого горошка верхний лепесток превращается в голубой, а нижний – в зеленый весьма нежного оттенка; разовые герани или журавленнки делаются голубыми; в губастик аммиакальный эфир действует только на красные пятна, которые превращаются в коричнего-зеленый; красный жабрей принимает прелестный коричневый цвет с металлическим отливом; валериан приобретает сероватый оттенок, а красный мак становится темно фиолетовым.

На желтые цветы аммиакальный эфир не действует:

Лютик, ноготки, желтофиль и т.д., будучи погружены в эту жидкость, сохраняют свою естественную окраску.

http://www.valleyflora.ru/

Окрашивание цветов пищевыми красителями

Если вы не можете найти в магазине срезанный цветок на 8 Марта нужного вам оттенка, вы можете самостоятельно поменять цвет растения . Для этого следует только запастись некоторым терпением и определенными материалами.

Для искусственной окраски подходят не все цветы . Для работы следует брать только свежие цветы. Чем дольше стоит цветок, тем хуже он будет окрашиваться. Также следует обратить внимание на цвет лепестков. С красными или более темными цветами достигнуть желаемого результата невозможно, поэтому такие растения брать не следует. Лучше всего подходят белые цветы, на крайний случай — кремовые. Из всего разнообразия цветов вы можете брать для окраски цветов розы, тюльпаны, гвоздики и хризантемы. С любыми другими белыми цветами также можно экспериментировать.

Теперь же расскажем более подробно, как покрасить цветок. Для окрашивания цветов следует использовать пищевые красители . Но и здесь не все так просто. Нельзя использовать любой пищевой краситель, особенно тот, которым окрашивают глазурь на тортах. Используйте краситель, который будет полностью растворяться в воде, окрашивая ее. Разведите в воде комнатной температуры краситель. Чем больше красителя вы разведете в воде, тем быстрее окрасятся цветы.

Острым ножом обрежьте стебли цветов . Срезы следует делать под углом 45°, а их длина должна достигать 2 см. Если вы используете розы, обрезайте их стебли в воде. Когда будете вынимать стебель розы из воды, прижмите пальцем срез, чтобы у него не было контакта с воздухом. Теперь подготовленные цветы поставьте на ночь в вазу с водой, в которой разведен краситель. Уже утром вы увидите некоторые изменения. На полное окрашивание у вас уйдет 24 часа.

При желании можно провести несколько экспериментов с красителями . Так, для этого применяют некоторые приемы, которые дают возможность создавать различные цветовые эффекты. Вы можете на ночь оставить цветок в емкости с красителем одного цвета. Затем утром поменяйте воду и цвет красителя. Посмотрите, как замысловато будут окрашиваться лепестки цветов. Также можно использовать один и тот же цвет красителя, но менять его концентрацию в воде. Таким образом вы можете получить или очень яркий цветок, или нежные мягкие оттенки лепестков.

Обратите внимание, что у вас окрасятся не только лепестки цветка, но также его листья и стебель . Для окрашивания древесного стебля, как у розы, уйдет намного больше времени. А вот мягкие стебли тюльпанов окрашиваются очень быстро. Также не забывайте, что окрашивание всегда происходит неравномерно. Первыми окрашиваются толстые жилки, по которым проходит вода. Только затем наступает полная окраска цветка.

Как видите, окрашивание живых цветов — это не очень трудная задача. Главное — это придерживаться некоторых правил :

  • используйте только свежие цветы
  • никогда не пережимайте стебель во время обрезки
  • красьте цветы только при комнатной температуре

Если вы примените этот нехитрый способ окрашивания, у вас обязательно будут самые яркие и необычные цветы на 8 Марта. Попробуйте, вам обязательно понравятся такие букеты !


http://strana-sovetov.com/hobbies/rukodelie/5673-8-march-flowers-bouquet.html

А вот исследовательская работа, выполненная ученицей 5-го класса:

Тезисы к исследовательской работе
«Цветочное волшебство»
Автор: Лях Светлана. 5класс, МБОУ «Зоркальцевская СОШ» Томского района.
Руководитель: Борисенко Нина Ивановна, учитель биологии МБОУ «Зоркальцевская СОШ» Томского района.

Задачи:

  • изучение строения стебля растений
  • окрашивание белых цветов в разные цвета
Объект исследования: всасывание пищевого красителя.
Предмет исследования: тюльпан, роза, хризантема, гвоздика
Гипотеза исследования: жёлтый тюльпан, белая роза, белые гвоздики, белые хризантемы окрасятся в цвет пищевых красителей.
Методы исследования: эксперимент и наблюдение.
Стебель растения представляет собой осевую часть побега, состоящую из узлов и междоузлий. Основная роль стебля в жизнедеятельности растения – опорная (механическая), ведь на стебле расположены листья, почки, цветки, органы спороношения. На стебле листья в оптимальном порядке размещены так, чтобы с максимальной производительностью осуществлять фотосинтез. Также не менее важна функция стебля растения как посредника между листьями и корнями, то есть проводящая. Стебель выступает связующим звеном между корневой системой, через которую вода с минеральными веществами попадает в растение, и листьями, где происходит синтез органических веществ. Проводящие ткани стебля, листьев и корня составляют единую структуру, обеспечивающую передвижение веществ в организме растения. Таким образом, главные функции стебля – опорная и проводящая. Стебель цветковых растений имеет проводящие сосуды и ситовидные трубочки, по которым вода и минеральные соли поднимаются вверх в цветок. У роз и гвоздик стебель плотный, вода и минеральные соли поступают к листьям и цветам значительно медленнее. А у тюльпана стебель трубчатый с полыми ситовидными трубками, поэтому движение воды и минеральных веществ происходит быстрее.
Практическая работа
Искусственное изменение окраски лепестков цветов.
Цель: получение тюльпанов, роз, гвоздик, хризантем разной окраски
Я развела пищевые красители и опустила туда стебельки цветов, предварительно сделав срез стебля. Высокий стакан наполнила до половины водой. В стакан с водой всыпала 2 чайные ложки красителя и хорошо размешала. Вода должна быть насыщенной. Если вода окажется слегка окрашенной, то я добавлю ещё пищевого красителя для получения тёмного цвета. Потом добавила 2 столовые ложки сахара и перемешала, чтобы растаял. Сахар поможет красителю быстро подняться по капиллярам и роза быстрее начнёт проявлять цвет.
Стебель розы срезала ножом под углом, держа его под проточной водой. Такой способ обрезки стеблей даёт возможность капиллярам остаться открытыми и восприимчивыми к пищевому красителю. Подготовленные розы сразу же поставила в окрашенную воду. Розы должны постоять в подкрашенной воде не меньше трёх дней, чтобы появились цветовые оттенки. Чем больше роза будет находиться в окрашенной воде, тем красочнее будут лепестки
Лепестки гвоздик на 4-ый день окрасились в оранжевый цвет и голубой цвет.
На 2-ой день тюльпаны приобрели зелёную окраску.
На 5-ый день розы окрасились в синий цвет.
На 6-ой день хризантемы стали розовыми.
Вывод: быстрее окрасились лепестки тюльпанов, затем гвоздики, потом розы, и
последними стали окрашиваться хризантемы. Опыт доказал, что поступление пищевого
красителя с водой зависит от строения стебля.
Литература:
1.Журнал «Биология в школе», М.Просвещение, 2009г
2.Детский журнал «Химические опыты в домашних условиях», М., Дрофа, 2011г
3. http://goodmagic.ru/iskusstvennoe-okrashivanie-tsvetov
4. http://secret-
5.http://munok.3dn.ru/publ/fokusy/khimicheskie_fokusy/iskusstvennoe_okrashivanie_cvet

Введение

В природе существует особый удивительный мир, завораживающий своей красотой, необычностью форм и таинственностью - мир цветов. Присутствие цветов в повседневной жизни человека привносит яркость и краски и дополняет её суть. Цветы олицетворяют у людей красоту, радость и совершенство природы. Люди всегда украшают этими удивительными дарами природы праздничные, торжественные дни своей жизни, и будни.

С древних времен цветы считались прекрасным растением и украшением жизни людей. Человек украшал своё жилище разнообразными растениями, стараясь принести, домой кусочек живой природы. Кто-то разводит цветы для создания в городской квартире особого микроклимата, ещё со школьной скамьи усвоив, что растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, тем самым улучшая состав воздуха. Кроме того, они увлажняют его, испаряя влагу с поверхности листьев, вот почему среди растений так легко дышится. Другие разводят цветы исключительно из-за их красоты. Цветы всегда ассоциировались с любовью, радостью, хорошим настроением и бодростью.

Среди национальных особенностей белорусского народа, которые не могут не привлекать внимания это приверженность к живым цветам, к выращиванию, разведению, уходу, широкому использованию их в виде украшения.

Мир цветов с их бесконечным многообразием красок и форм, чарующей красотой, будимые ими у человека возвышенные чувства, постоянно были неисчерпаемым источником вдохновения поэтов всех времен. Наш взор быстро найдет синие цветы василька, желтоглазые ромашки, пушистые соцветия клевера, ярко-желтые одуванчики. Это пестрое и благоухающее разноцветье создает атмосферу праздника весны, лета.

Объект моего исследования : всасывание пищевого красителя.

Предмет исследования : белая гвоздика и роза.

Цель исследования : получить разный окрас розы и гвоздики при взаимодействии с раствором пищевого красителя

Методы исследования : работа с литературными источниками, теоретический анализ, эмпирические методы (эксперимент, сравнение, наблюдение), аналитические (сравнение полученных данных), моделирование ситуации.

Задачи:

1. Изучить строение стебля растения на основе анализа литературы по теме;

2. Провести эксперимент и сравнить искусственное окрашивание с природным видовым разнообразием;

3. Выяснить практическую значимость способности впитывать воду растениями, лишенными корней.

Гипотез а: белые гвоздики окрасятся в цвет пищевых красителей.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Описание объекта исследования

Родовое латинское название Dianthus происходит от греч. δῖος - «божественный»" и ἄνθος - «цветок»: цветок Зевса, Юпитера; дано растению К. Линнеем по красивым цветкам

Цветки одиночные или по 2-3 на концах веточек. Чашечка цилиндрическая или цилиндрически-коническая, с многочисленными продольными жилками и (1)2-4(5) парами чешуевидных, черепитчато налегающих прицветников. Лепестков пять, с длинными ноготками и зубчатым, бахромчато рассечённым, изредка цельным отгибом. Тычинок десять. Столбиков два.

Плод - цилиндрическая коробочка, сидячая или на коротком карпофоре, одногнёздная, раскрывающаяся четырьмя зубцами. Семена многочисленные, уплощённые, овальные, чёрного цвета, мелко-тупобугорчатые.

Около 300-350 видов в Европе, Азии, Африке, а отчасти в Северной Америке. Наиболее богато род представлен в Средиземноморье. Многие виды введены в культуру в качестве декоративных растений и иногда натурализуются.

Некоторые виды гвоздик культивируются как летники и зацветают в год посева, а другие - как двулетники, то есть в год посева развивают только розеточные листья и цветут на второй год. В декоративном садоводстве в настоящее время используются многочисленные гибриды. Это растение было особенно популярно в Советском Союзе, где эти цветы стали символом Октябрьской революции, а впоследствии победы в Великой Отечественной войне.

Некоторые исследователи утверждают, что запах гвоздики «помогает сгладить внутренние противоречия» и «стимулирует положительные эмоции».

1.2 Почему лепестки меняют цвет?

Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее, растение не теряет возможность поглощать окрашенную воду. Это возможно благодаря процессу транспирации - испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.

У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. срез.gif

Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней…

Глава 2. Практическая часть

2.1 Покрасить живых цветов (описание опыта)

Для проведения опыта нам понадобится:

· любые цветы с белыми лепестками, я использовал белые розы и гвоздику.

· емкости для воды, например стаканы.

· пищевые красители разных цветов

· нож

· вода

План работы:

1. Наполнили емкости водой.

3. Отложите один цветок, а остальным цветам подрезали стебли. Ножницы для этой цели не годятся - только острый нож. Обрезать стебель нужно наискось на 2 сантиметра под углом 45 градусов в теплой воде. Перемещение цветов из воды в емкости с красителями осуществляли максимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно проходить по стеблю.

4. Поместили по одному цветку в каждую емкость с красителем.

5. Брали тот цветок, который отложили. Разрезали (расщепили) его стебель вдоль от центра на две части. Повторяли с ним процедуру, описанную в пункте 3. После этого поместили одну часть стебля в емкость с красителем (зеленого цвета), а другую часть стебля в емкость с красителем др. цвета (красным).

6. Ожидали, пока окращенная вода поднялась по стебелькам растений вверх и окрасила их лепестки в разные цвета. По времени это заняло около 4 дней. В конце эксперимента не забыли обследовать каждую часть цветка (стебель, листья, лепестки), чтобы увидеть путь воды.

2.2 Объяснение опыта (вывод):

Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее растение не теряет возможность поглощать воду. Это возможно благодаря процессу транспирации - испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.

У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка

Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

Заключение:

Данная научно – исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

В первой главе изучена и проанализирована литература по теме исследования, изучено строение и история возникновения хризантемы, а так же причины изменения цвета лепестков.

Во второй главе разработана технология окрашивания живых цветов. Даны рекомендации по окрашиванию цветов. Опыт проводился в домашних условиях с родителями.

Задачи, поставленные перед нами, выполнены.

В дальнейшей своей работе я планирую окрасить цветок в большее количество цветов, получить синюю розу.

Создайте простой и визуально ошеломляющий научный эксперимент вместе с детьми, чтобы исследовать как вода проходит через растение! Это достаточно легкое научное исследование, с которым сможет справиться даже дошкольник.

Этот эксперимент я проводила с детьми, когда преподавала природоведение в младших классах. Результат опыта всегда приводил детей в восторг и часто в классе слышались отзывы: «Ничего себе!» Ученики наглядно видели, что растения поглощают воду через стебель, забирают ее к листьям и лепесткам цветка, увлажняя их. Окрашенная вода, в которой стоит цветок, за короткий промежуток времени может окрасить яркие белые цветы в тот же цвет, что и вода! Кратковременность опыта очень нравится малышам, которые не терпеливы к длительным экспериментам.

Итак, Вы готовы к экспериментам? Тогда приступим!

Возьмите:

— несколько стеблей белых цветов, таких, как хризантема, гербера или гвоздика

— банки, как минимум пол-литровые

— порошкообразный, гелеобразный или жидкий пищевой краситель.

Процесс выполнения эксперимента:

— Заполните банки водой. Добавьте в воду краситель. Если вы хотите окрасить цветы в разные цвета, то поставьте цветы в несколько банок, заполненных водой разного цвета.

В течение часа или около того некоторые лепестки цветка будут менять цвет. Наиболее ярко выражено проявляют себя синие и зеленые красители. Как оказалось, они являются самыми сильными при окрашивании цветов.

— На следующий день весь цветок окрашивается в цветовой тон воды. Так, например, фиолетовый краситель сделал лепестки цветка фиолетовыми.

— Результаты эксперимента я представила на фото!

— Дети старшего возраста могут делать заметки о результатах испытаний, рисовать рисунки с изображением увиденного.

Этот эксперимент учит детей делать прогнозы , изучать движение воды по растению и анализировать результаты.

Татьяна Парамонова

Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира , и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится. Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет . Некоторые предметы мы узнаем только благодаря цвету . Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта.

Мы можем превратить их в разные предметы с помощью цвета .

Цвет помогает узнать , поспели ли ягоды, наступила ли осень, потому что зеленые листья пожелтели или покраснели, какое состояние человека - от того румян он или бледен. Значит, цвета и их оттенки надо знать хотя бы для того, чтобы лучше понимать друг друга . Цвет – один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. И, следовательно, цвет помогает детям понимать окружающее .

Порой бывает очень трудно научить ребенка различать и правильно называть тот или иной цвет . Этот процесс бывает довольно длительным и строится на обобщении или сравнении, аналогии и запоминании (синяя чашка, синее платье, синее море,., кузнечик зеленый как огуречик) . Есть красочные настольные игры, которые помогают заучиванию цвета . И на первое место в них выдвигается формирование представлений о спектральных цветах : основных и составных.

А что, если изучать цвета через экспериментирование ? При этом целенаправленное экспериментирование с цветом лучше начинать с 4 лет, когда ребенок выходит из доизобразительной деятельности и переходит от спонтанного манипулирования с цветом к его осознанному использованию на основе ассоциаций. Например, во что можно «превратить» красный кружочек?. Суть экспериментов будет заключаться в том, какой элемент и какого цвета можно или нужно дорисовать (зеленый листочек, желтый бочок, синюю полоску, чтобы получился художественно-выразительный образ (помидор, спелое яблоко, ягодкой, солнышко, мячик,.)

При знакомстве дошкольников с составными цветами , можно использовать показ смешивания красок, используя такой прием, как технологическая сказка (например, «Как дружба помогла краскам найти апельсин» см. Приложение) с последующей апробацией этих действий.

Побуждать к экспериментированию и получению новых цветов , можно создавая проблемные ситуации, используя, например дидактическую игру «Волшебные капельки»


или предлагать детям технологические карты


Необходимо знакомить и с тоновыми особенностями цвета . Мы же употребляем в речи такие слова, как светло-зеленый и темно-зеленый, синий и голубой, розовый и др. В некоторых случаях дети могут догадаться, о каком цвете идет речь , когда услышат о малиновом, вишневом, брусничном, кирпичном цвете и соотнести его со спектральным красным, а песочный, шоколадный – с коричневым, так как их сходство обуславливается сходством по цветовому тону . В данном случае также можно предложить детям в качестве эксперимента смешать краски , чтобы получить цвета изображаемых объектов (песка, неба, ягод, травы) .

В старших группах можно использовать при обучении детей смешиванию красок для получения полутонов технологические карты и схемы. Ребята быстро усваивают, что, добавляя, например, белую краску в исходный цвет , можно получить серый, голубой, розовый, лимонный, а желтую – салатовый, песочный.

Но как научить определять цвет , который предлагают авторы стихов И. А. Бунин : «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…» или Э. Федоровская : «Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила, пожелтел орешник, и зарделись клены, в пурпуре осины, только дуб зеленый.», И. Грабарь в названии картины «Февральская лазурь» ?

В данном случае можно предлагать выполнение работ в технике монотипии.

При использовании этой техники для детей всегда открытием будет получение каких-либо новых цветов и оттенков . Предложите детям рассмотреть картинку и послушать высказывания о тех цветах , которые они видят. Затем сообщите им свой вариант названия цвета . Попросите ребят сравнить новые полученные оттенки со знакомыми им цветами . Здесь можно использовать метод «открытого вопроса» (например, красно-коричневый цвет больше похож на красный или коричневый). Ответы будут зависеть от индивидуального восприятия цвета .

А далее можно пофантазировать вместе, во что-нибудь превратить то или иное цветовое пятно , предложить ребятам соотнести его с какими-нибудь реальными предметами. Можно соотнести цвет с каким-либо настроением и чувством (радость и грусть, нежность, страх.) .

Таким образом, экспериментируя с цветом , находя все время новые оттенки, нюансы цветов , сравнивая и анализируя их, соотнося их с реальностью, дети узнают о многообразии цвета в окружающем их мире предметов , явлений, начинают понимать выразительные возможности цвета , пытаются донести через цветовые сочетания свои мысли и чувства, а, следовательно, учатся лучше понимать окружающую их действительность .

«Сказка о том, как дружба помогла краскам найти апельсин» .

Жили-были две краски - Желтая и Красная. Задумали они однажды нарисовать натюрморт. Нарисовали желтую скатерть, красное яблоко. А вот апельсин никак у них не получается.

А, ну-ка, я сейчас попробую!- сказала Красная краска и нарисовала красный кружочек.

Да разве это апельсин? - удивилась Желтая краска. И совсем не похоже! (Ребята, похож красный кружок на апельсин? Почему? На что он похож)

Вот я сейчас правильно нарисую апельсин, - похвасталась Желтая. И на листе появилось что-то желтое, непонятной формы.

Ох, насмешила!- прыснула Красная. Тоже мне, апельсин! Ха-ха-ха. Не умеешь - не берись! (Ребята, на что похож рисунок)

Ах, так! Ты еще и смеяться надо мной будешь?- разобиделась Желтая краска и даже подпрыгнула от обиды. Да так сильно подпрыгнула, что выплеснулось из баночки чуть-чуть краски.

Ты это что на меня «топаешь» ? - возмутилась Красная краска.

Думаешь, я не могу топнуть? Еще как могу. И тоже подпрыгнула. Но краски в баночке было немного, и поэтому выплеснулись ее совсем чуток.

И надо же было такому случиться, попала эта капля красной краски прямо в ту маленькую желтую лужицу. Забеспокоилась Кисточка-помощница.

Кто это на листочке балуется, красками брызжет? Принялась кисточка краску подтирать. Да не тут-то было. Превратилась лужица в оранжевое круглое пятнышко.

Эй, краски! - крикнула Кисточка. Полюбуйтесь, что вы натворили!

Обернулись краски, увидели оранжевое пятно да и ахнули. Обрадовались очень. Стоят довольные, любуются на пятнышко. (Ребята, как вы думаете, почему они так удивились и обрадовались)

Вот же он какой - апельсин! Как же он получился?

Вот если не капризничать, а дружить и помогать друг другу, то все получится,- ответила им Кисточка. Да вы теперь у ребят спросите.

(Ребята, объясните, чего не хватало краскам для того, чтобы нарисовать апельсин? - Смешать краски и подобрать оттенок и форму).

Легко ли смешивать цвета? Конечно, да! Если смешать красный и желтый, то получим оранжевый, а синий и желтый при смешивании дают зеленый цвет. Кажется все очень просто, ведь на практике мы много раз все это проделывали. Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли? Проведем вместе простые опыты с цветом.

Оказывается и это возможно сделать. Для того чтобы узнать из каких цветов состоит, например, черный или фиолетовый цвет можно использовать научный метод, называемый хроматография . Открыл хроматографию русский ученый Михаил Семенович Цвет. Получилось забавное совпадение: ученый изучал цвета и фамилия у него Цвет.

Суть метода в том, что вода по-разному растворяет различные вещества и краски. Молекулы одних веществ «плывут» быстрее, чем других. Хроматографию используют для разных целей. Анализ крови делают с ее помощью, и преступления раскрывают, новые лекарства изобретают, воду очищают, и даже запахи разделают. Много полезного «умеет» хроматография. Мы сегодня проделаем простой опыт с салфеткой, который продемонстрирует этот научный способ. Для вас сегодня опыты с цветом для детей . С цветами будут в:yes: другой раз.

Из чего состоит черный цвет?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам понадобятся:

Обратите внимание, что салфетка, на которой было нарисовано кольцо черным фломастером, не стала черной, а на ней проявились разные цвета. Тоже можно сказать и о салфетке с фиолетовым кольцом.

Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, мы смогли увидеть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета. Хочу отметить, что фломастеры разных производителей могут вести себя по разному, и могут получиться различные цвета.

Из нашего простого опыта можно увидеть, что черный — это не просто черный, а смешение различных цветов.

Поэкспериментировав с салфетками, мы решили сделать что-то подобное на ткани.

Хроматография на ткани

Мы провели ряд испытаний и выяснили, что с помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани. Это завораживает, когда из хаотических точек образуется необычный узор! Создать простой рисунок из точек и линий разного цвета — легко. Мы экспериментировали с кусочками белой ткани и обычными фломастерами. Но если бы у нас были водостойкие фломастеры, то мы бы обязательно украсили наши футболки. Итак, как же мы это делали?

Для опыты использовали:

Я еще не придумала, что с этими узорами можно сделать. Если возникнут идеи, то обязательно пишите. Такой красоте нельзя пропадать. Так как у нас есть еще большая белая простынь, то я уверена, что эксперименты с хроматографией на этом не закончатся!

Удачных экспериментов! Наука – это весело!