Испания собор саграда фамилия гауди. История строительства Sagrada Familia. Прощание с гением Барселоны. Гибель Антонио Гауди

Храм Саграда Фамилия – это удивительное строение, которое расположено в Барселоне , недалеко от её центра. Это здание привлекает людей со всего света по разным причинам. Кого-то интересует архитектура этого здания, а кто-то едет взглянуть на памятник истории – творение великого Антонио Гауди. Также интересно это здание тем, что до конца оно не построено. Известный во всём мире архитектор ушёл из жизни, не оставив чертежей и инструкций по дальнейшему строительству храма.


У храма Саграда Фамилия есть и другие имена. Полное его название - Искупительный храм Святого Семейства, иногда можно услышать как его называют церковью Святого Семейства. За всю мировую историю не было ни одного архитектора, который смог бы настолько сильно поражать своим творчеством воображение людей. Здания, выполненные по его чертежам, не похожи ни на какие другие. Известно, что Гауди изучал всевозможные стили архитектуры и брал для своего творчества то, что ему нравилось больше всего. Иногда в его строениях можно уловить элементы готического, мавританского стиля или стиля модерн. Но каждый раз в итоге получалось что-то удивительное, очередной шедевр, который нельзя было причислить ни к одному из известных стилей.

История строительства храма Саграда Фамилия

Пожалуй, чтобы лучше понять, как строилось это здание, нужно узнать немного больше и о самом архитекторе. Итак, Антонио Гауди появился на свет 25 июня 1852 года в городке Реус, который находился в Каталонии. Отец Антонио работал медником, и это сыграло немалую роль в жизни и творчестве будущего архитектора. С самого детства он любил наблюдать процесс отливания меди. Каталония славилась изделиями из кованого железа. Гауди с трепетом относился к ремеслу своего родного края и позже своими руками создал немало искусных изделий из этого металла.

Будучи ещё совсем молодым человеком Гауди поехал в Барселону, где сначала в течение пяти лет проходил обучение на подготовительных курсах, а затем поступил в Провинциальную школу архитектуры. В 1878 году молодой человек окончил своё обучение. В это время среди архитекторов особенно популярен был неоготический стиль. Одним из больших поклонников этого стиля был французский архитектор и писатель Виоле ле Дюк. Именно он в конце 19 века занимался реконструкцией собора Парижской Богоматери и других зданий, построенных в готическом стиле. Гауди стал последователем этого человека и принимал многие его идеи. Также молодого архитектора привлекал английский критик и искусствовед Джон Рескин, который ратовал за возвращение декоративности в искусстве. Можно сказать, что эти люди сыграли большую роль в дальнейшем творчестве Гауди. Однако его собственный стиль был не похож ни на один другой.


Гауди спроектировал множество прекрасных зданий, однако кафедральный собор, посвящённый Святому Семейству, занял основную часть в его жизни. В целом Антонио Гауди отдал этому сооружение около 43 лет своей жизни. Архитектор был не только талантливым, но и очень набожным человеком, истинным христианином. Он хотел возвести такое здание, которое бы показывало людям всю земную жизнь Христа и стать архитектурным воплощением Нового Завета.

Храм Саграда Фамилия начали строить ещё в 1883 году . Изначально главным архитектором был назначен Франсиско де Вильяр, который задумал создать собор в неоготическом стиле. Однако в 1891 году, когда работы по строительству сооружения только начинались, его сменил Антонио Гауди.


Архитектор занимался строительством храма до самых последних дней своей жизни. Несмотря на то, что здание должно было быть построено в неоготическом стиле, Гауди решил пойти своим путём. Он решил использовать готический стиль только в основе, выполнив чертежи здания в форме латинского креста. Однако всё остальное было выполнено в неповторимом стиле Гауди.

Интересно, что архитектор не любил продумывать все детали заранее. Он составлял общие чертежи и наброски, а детали появлялись сами собой по ходу строительства. По этой причине Гауди постоянно находился на строительной площадке, давая необходимые распоряжения, оценивая работу и постоянно создавая новые образы. В итоге для него была выделена уже готовая комнатка в здании будущего храма, где он и поселился. Нельзя сказать, что постройка здания шла легко или быстро. Постоянно обуреваемый новыми идеями и образами архитектор нередко заставлял работников остановить работы, а иногда и сломать уже сделанное, чтобы затем создать что-то совсем другое. Жители Барселоны с удивлением наблюдали, как в их городе появляется удивительное здание. Кто-то сравнивал его с муравейником, кто-то с каменными наростами в пещерах – сталагмитами.

С Годами Гауди всё более углублялся в строительство храма Саграда Фамилия, отдавая ему всё своё время. Он стал похожим на отшельника, живущего в здании будущего храма. Иногда он выходил на улицу и протягивал прохожим шапку, прося пожертвований на строительство собора. Ведь это был единственный источник финансирования его архитектурного шедевра. В 1926 году Гауди был сбит трамваем и умер в госпитале. А похоронили его там же, на территории собора. В дальнейшем было много споров о том, стоит ли продолжать дело великого архитектора. Ведь большинство его замыслов относительно этого сооружения ушли вместе с ним.


Особенности храма Саграда Фамилия

Гауди задумал создать собор с тремя фасадами. На каждом их них должны были возвышаться по 4 высоких шпиля, имеющие криволинейные очертания. В итоге на вершине здания должны были располагаться 12 высоких башен, каждая из которых должна была означать одного из 12 учеников Христа. Посередине должна была располагаться самая большая башня, символизирующая самого Христа, вокруг нее – ещё 4 башни поменьше в честь четырёх Евангелистов. Каждая из башен должна быть украшена их традиционными символами – тельца, орла, ангела и льва. А на башне Христа должен был располагаться большой крест. И ещё одна небольшая башня-колокольня в честь Девы Марии должна была возвышаться над апсидой, полукруглым выступом здания, завершающим алтарное пространство. На каждом из трёх фасадов должны были находиться рельефы и изображения, символизирующие один из трёх самых важных моментов в жизни Иисуса Христа. Так, один из фасадов получил название «Рождество», другой – «Страсти Христовы», а третий – «Вознесение». Все три фасада должны быть объединены клуатром – крытой обходной галереей, создающей что-то вроде внутреннего двора храма.

Строительство шло очень долго, и поэтому за жизнь Гауди удалось построить только часть, посвящённую Рождеству. До сих пор здание не построено и наполовину, а из 18 задуманных над ним возвышаются лишь 4 башни. Однако и в таком виде он поражает взгляды многих тысяч туристов.

Фасад, посвящённый Рождеству Христа, разделён на 3 портала, которые символизируют основные добродетели христианства – Надежду, Веру и Милосердие. Каждый из порталов украшен скульптурами, которые отображают различные сцены из жизни Христа. Над левым порталом, символизирующем Надежду, изображены сцены обучения Иосифа и Марии, их побега в Египет. А на самом верху изображена гора Монсеррат с надписью «Спаси нас». На правом портале, символизирующем Веру, располагаются скульптуры, изображающие встречу Иисуса с фарисеями, Елизаветы с Богоматерью и Иисуса, находящегося за работой в мастерской плотника. На портале, который занимает место посередине фасада, изображена большая рождественская звезда, а также скульптуры, отображающие рождение Иисуса, трубящих ангелов и волхвов, которые пришли поклониться Спасителю.

Собор Саграда Фамилия - это одно из самых удивительных зданий, которые существуют в мире на сегодняшний день. Оно находится рядом с самым центром Барселоны и ввиду самых разных причин влечет к себе толпы туристов каждый год. Саграда де Фамилия представляет собой непревзойденное творение великого Антонио Гауди. Особенность здания еще и в том, что его строительство, которое длится вот уже 120 лет, до сих пор не заканчивается. Хотя знаменитый архитектор покинул этот мир и не оставил ни малейших намеков в виде каких-либо инструкций или же чертежей, по которым можно было бы продолжать возведение данного собора в Барселоне.

Саграда де Фамилия - это не единственное имя, которое относится к храму. Часто можно услышать и такие названия, как Искупительный храм Святого Семейства или же церковь Святого Семейства. Но какое бы название не имело это удивительное сооружение, оно является уникальным по своей природе. Никто так и не смог превзойти Гауди и воплотить что-то подобное в жизнь, ведь его творческий подход настолько оригинальный, что ни одно из зданий, созданных по его проекту, не имеет схожести ни с каким другим. За свою жизнь архитектор успел тщательно изучить разные направления и стили, взяв на заметку только то, что нравилось ему больше всего. Его идеи - это сочетание готики, модерна и даже мавританского стиля. А чаще всего его очередной шедевр невозможно было отнести к какому-либо конкретному стилю, что делало творения Гауди чем-то особенным и несравнимым.

Жизнь великого архитектора, тесно связанная с собором

История Собора Саграда Фамилия начинается еще в 1883 году. И на то время она еще никак не была связана с именем великого архитектора Гауди, ведь изначально созданием храма должен был заниматься Франсиско де Вильяр. В его планах было создание собора, который бы полностью отвечал всем канонам неоготического стиля. Но уже в 1891 году, именно в тот период, когда строительство только разворачивалось, на смену ему пришел Антонио Гауди и посвятил этому великому собору в Барселоне целых 43 года своей жизни. Он не покидал строительство даже в самые последние дни своей жизни. Хотя изначально планировалось использование неоготического стиля, Гауди принял решение применить готику только в самой основе, и воплотил эту идею в чертеже, где здание имело форму латинского креста. Все, кроме этого, являлось исключительным и не похожим ни на что другое, стилем Гауди.

Он никогда не продумывал все мелочи заранее, прочерчивая только самое основное. А вот детали уже сами возникали в процессе строительства. Именно поэтому архитектор все время находился в пределах строительной площадки, где он мог создавать что-то новое, отдавать необходимые распоряжения и оценивать полученные результаты. По этой же причине со временем у него появилась собственная небольшая комната внутри Саграда Фамилия, где он поселился и полностью курировал процесс создания храма.

Вряд ли можно было сказать, что строительство шло легко, а тем более быстро. Неутомимого архитектора все время одолевали новые идеи, из-за чего нередко строителям приходилось вносить изменения или даже полностью рушить то, что уже было создано. Не менее удивительным был этот процесс для жителей города, которые могли наблюдать, как здесь появляется что-то необыкновенное и великое. Кому-то здание напоминало муравейник, а кто-то заявлял, что это не что иное, как сталагмиты (наросты из камня в пещерах). Каждый видел собор по-разному.

Чем дальше заходило строительство, тем больше Гауди отдавал ему свое время. Став отшельником, живущимвнутри Саграда Фамилия, он лишь изредка выходил к людям и протягивал в руке шапку, собирая деньги на дальнейшее строительство этого храма. К сожалению, это стало единственным на то время источником финансирования этого великого шедевра. Все это продолжалось вплоть до 1926 года. Этот год стал трагическим, как для архитектора, которого сбил трамвай, так и для собора, строительство которого на время просто замерло. Гауди был похоронен на территории своего неоконченного творения, а вокруг дальнейшего возведения собора начали вестись многочисленные споры. Ситуация усложнялась еще и отсутствием каких-либо замыслов архитекторов, которые были бы запечатлены на бумаге. Все великие идеи ушли вместе с автором.

Собор Саграда Фамилия сегодня

Если говорить о внешнем виде Собора Саграда Фамилия, то по задумке Гауди, это было здание с тремя фасадами, на которых располагались по четыре достаточно высоких шпиля. Интересно и то, что их очертания должны быть криволинейными. В результате, вершина строения получила бы 12 башен, в которых вкладывался великий смысл - ведь именно столько было учеников у Иисуса. В центре было отведено место для самой большой башни - символа самого Христа. Ее дополняли бы еще 4 башни, но уже меньшего размера - то же количество Евангелистов согласно Библии. При этом башня Христа должна была быть украшена крестом, а вот башни Евангелистов - соответствующими им символами - львом, тельцом, ангелом и орлом. В этом строении Гауди также не упускал уважения к Деве Марии, образ которой должна была передавать небольшая по размерам башня-колокольня.

К сожалению, из всего замысла Гауди Саграда де Фамилия получила при жизни архитектора только лишь часть, которая посвящена Рождеству. Именно так называл автор один из будущих фасадов здания, второй и третий назывались «Страсти Христовы» и «Вознесение».

Внутри Саграда Фамилия отображает основные задумки архитектора - простая конструкция и геометрические фигуры в виде эллипса, геликоида, коноида и пр. Их пересечение образует еще более простые решения - прямые линии. Вся внутренняя отделка украшена лепниной, росписями, мозаиками и фресками, которые строго отвечают всем законам геометрии.

О данном соборе в Барселоне можно говорить бесконечно, но все это не отобразит той удивительной красоты и особенной атмосферы, который он в себе таит. Организуйте свое путешествие и посмотрите в живую на то, что действительно заслуживает внимания. А в этом вам всегда поможет компания сайт, где вы найдете дешевые авиабилеты и жилье на время поездки, а также узнаете множество полезной информации.

“Temple Expiatori de la Sagrada Família” или «Искупительный храм Святого Семейства» - удивительная базилика в Барселоне(Испания). Ее часто называют коротко - Саграда Фамилия. Строительство храма началось в 1882 году, а уже в 1883 году проект возглавил гениальный Антонио Гауди.

Храм Святого семейства по замыслу Гауди имеет элементы модерна, неоготики и некоторого сюрреализма. Внешне базилика напоминает замок из песка с плавными линиями, без четких углов и с башнями-колокольнями, напоминающими формой веретено.

Центральный шпиль церкви будет иметь высоту 170 метров. Это не случайно, великий Гауди не хотел соперничать с вершиной Монтжуика в Барселоне, «дабы не превзойти то, что создано самим Господом».

Витая форма башен Гауди объясняется тем, что внутри располагаются винтовые лестницы. При этом каждая башня посвящена своему апостолу и украшена его статуей. Статуи установлены в месте перехода от квадратного сечения к круглому. Трубчатые колокола будут размещены в верхней части каждой башни.

Всем элементам базилики и ее декору архитектор хотел придать глубокое символическое звучание, основанное на Библии. Тексты литургии и цитаты из Библии на нескольких языках украшают главные врата фасада Страстей.

Три фасадные колонны: Рождества, Славы и Страстей Христовых облицованы цветной керамикой и стеклом. Освещенные солнцем, они переливаются и играют всеми цветами радуги. «Не увидят люди, так увидят ангелы» - так гениальный архитектор объяснил свою идею. Вся внутренняя часть храма декорирована колонами, фресками, лепниной, мозаиками, скульптурами и росписями.

В оформлении внутреннего убранства базилики наблюдается некоторая эклектика. Для того, чтобы объединить эти декоративные и конструктивные элементы Гауди все подчинил строгим геометрическим законам. Огромное количество ярких витражей, мозаики и статуй упорядочивают колонны, устремленные ввысь и поддерживающие своды.

Люстра для храма Святого Семейства существует пока только в виде проекта, созданного самим Гауди. Удивительно, но то что у знаменитого архитектора просто рождалось в голове, сейчас реально воссоздать только благодаря компьютерному моделированию и многочисленным вычислениям.

Значительно облегчает строительство тот факт, что Гауди оставил проекты многих своих идей. Хотя стоит заметить, что во время пожара в 1936 году часть макетов и проектов была уничтожена огнем и только частично восстановлена впоследствии.

Из трех запланированных фасадов на данный момент построены только два: "Рождество"- под руководством самого Гауди и "Страсти Христовы" - каталонским архитектором Ориоль Боигас.


Фасад "Страсти Христовы" построенный в наше время каталонским архитектором сильно отличается от фасада "Рождества" Гауди: здесь уже нет плавных линий, все имеет рубленые формы и выглядит жестко. Много острых углов.

Всего будет построено 12 башен, которые символизируют 12 апостолов. В центре располагаются 4 шпиля, на вершинах которых находятся символы евангелистов: бык (Св. Лука), ангел (Св. Матфей), орел (Св. Иоанн) и лев (Св. Марк). Выше - шпиль Святой Девы Марии. По центру планируется возвести еще один, самый высокий шпиль - шпиль Иисуса Христа.

В законченном виде церковь будет иметь форму латинского креста, а верхние галереи будут опираться на множество резных колонн.

По данным правительства Испании, завершено строительство храма Святого Семейства будет не раньше 2026года - к 100-летию со дня смерти Антонио Гауди. Архитектор похоронен в крипте храма и, кажется, наблюдает за его строительством.

«Мой заказчик никуда не торопится...» Антонио Гауди

Все об истории и архитектуре уникального творения Антонио Гауди - собора Саграда Фамилия. Побывать в нем рекомендуем каждому, кто собирается посетить Барселону.

Каталонцы любят говорить, что создателем туристического «фасада» , т. е. самых ярких ее достопримечательностей, является Антонио Гауди. В современной Барселоне можно увидеть двенадцать работ эксцентричного архитектора, каждая из которых неповторима. Самые «примелькавшиеся» из них: расписной парк Гуэль, дом Мила и , монастырь Святой Тересы, дом Кальвет.

Наш собор Саграда Фамилия («Sagrada Familia» в переводе с испанского «Святое Семейство» ) в этом списке стоит особняком. Это жемчужина архитектурной коллекции города, самый масштабный проект, который до сих пор не удалось завершить - так и стоит высоченным недостроем. Но при этом не только не портит облик города, а даже придает ему очарования.

Очередь у парадных дверей собора Святого семейства никогда не заканчивается. Многие путешественники, оценив количество желающих попасть внутрь, обходят его стороной. Разве что селфи сделают на фоне фасада и пару снимков издалека.

Поэтому в этой статье уделим как можно больше внимания экскурсии по собору, его интерьерам и смотровой площадке. Чтобы убедить вас, что внутри он еще прекраснее, чем снаружи, и время на него тратить все-таки стоит.

Саграда Фамилия и история создания

Строительство сооружения началось в 1882 году и продолжается по сей день. Первым архитектором собора был Франсиско дель Вильяр, но уже через год на его место пришел Гауди, который, как ни странно, никогда не был особо религиозен. До сих пор для историков остаётся загадкой, почему строительство было доверено именно ему. Как бы там ни было, Антонио Гауди взялся за проект со всем рвением и сразу внёс изменения в первоначальный замысел. На целых 43 года собор Саграда Фамилия стал смыслом его жизни, архитектор посвящал ему все свое время - даже жил в нем.

К сожалению, увидеть мечту, воплощенную в жизнь, ему было не суждено. В 1926 году Гауди был сбит трамваем, и через несколько дней умер в больнице, оставив главное творение своей жизни незаконченным.

Строительство собора Святого Семейства продолжали его соратники - в наследство от архитектора им достались многочисленные чертежи и наброски. Во время гражданской войны в записи сильно пострадали в пожаре, некоторые из них впоследствии так и не удалось восстановить. И всё же основная идея великого творца сохранена в композиции Саграда Фалимия.

Идеи и замыслы Антонио Гауди

Масштабность проекта Гауди поражает. По его замыслу собор должен был быть возведён в форме креста и состоять из трёх фасадов: Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. При жизни архитектора был возведён только первый из них. Каждый из фасадов должен был символизировать важнейшие этапы в жизни Иисуса Христа:

  • Рождество - рождение и жизнь, начало начал;
  • Страсти Христовы - предательство и распятие;
  • Воскресение - самый грандиозный, воскресение из мёртвых.

Есть в архитектуре Саграда Фамилия и масса других символов. Так каждый фасад должно венчать по четыре башни, а всего двенадцать - как двенадцать апостолов.

В центральной части должны быть построены еще и четыре часовни, символизирующие евангелистов: Марка, Луку, Матфея и Иоанна. В самом центре предусмотрено место для возведения двух самых высоких шпилей: башни Иисуса Христа и колокольни Девы Марии.

Из-за огромного количества окон и ниш поверхность здания выглядит, как тонкое ажурное кружево. Кажется, что воплотить такое изящество в камне просто невозможно. В то же время облик собора массивен и величественен, а его «предыстория» завершает впечатление, производимое Саграда Фамилия на каждого, кто его увидел.

Экскурсия по залам собора Святого Семейства

Внутреннее убранство собора не уступает в фантастичности внешнему фасаду. Здесь особенно ярко проявляются природные мотивы в творчестве Гауди. Гигантские колонны, разветвляющиеся вверху, и украшенный необычной лепкой свод напоминают кроны деревьев, подпирающих небосвод. Резные витражи сходны с экзотическими цветами, а винтовые лестницы напоминают огромных улиток.

Акустика, над которой творец целенаправленно работал несколько лет, предполагает наличие большого хора. Кроме того, Гауди предусмотрел в соборе Саграда Фамилия места для тридцати тысяч молящихся. Пока эти идеи не претворены в жизнь, но, возможно, через пару десятков лет, храм все же будет достроен, и красота его приобретет, наконец, совершенный вид.

Билеты в Саграда Фамилия - цены 2019

Попасть на экскурсию в собор можно двумя способами: самостоятельно и с гидом. Оба хороши, но первый экономнее, а второй интереснее - понравится тем, кто любит структурированную информацию, С цифрами, датами, описанием каждого элемента и даже легендами.

Информация для тех, кто намерен идти в собор самостоятельно:

Цена базового входного билета в Саграда Фамилия - 18 евро (15 евро при заказе на сайте http://www.sagradafamilia.org). А вот дальше стоимость начинает плясать в зависимости от услуг, входящих в пакет:

  • цена базового билета + аудиогид - 22 евро (на сайте);
  • цена базового билета + посещение дома-музея, где жил в свое время Гауди + аудиогид - 24 евро (на сайте);
  • цена базового билета + местный экскурсовод - 24 евро (на сайте). В этом случае без уверенного знания английского не обойтись;
  • цена базового билета + подъем на башни + аудиогид - 29 евро (на сайте).

Цены указаны на одного взрослого. Чтобы прикинуть стоимость билетов в собор Святого Семейства в оффлайн кассе, прибавьте к ценам сайта 3-5 евро.

Часы работы собора:

  • с апреля по сентябрь - с 9-00 до 20-00;
  • октябрь - с 9-00 до 19-00;
  • с ноября по февраль - с 9-00 до 18-00;
  • 25-26 декабря и 1-6 января - с 9-00 до 14-00;
  • март - с 9-00 до 19-00.

Касса прекращает работу за полчаса до закрытия собора. В общегосударственные праздники и важные для музея даты вход бывает свободным для всех. Уточнять информацию можно на официальном сайте.

Собор Святого Семейства — как добраться

Проще всего добраться к собору Саграда Фамилия на метро — благо в Барселоне оно удобное и недорогое. Ближайшая станция так и называется «Sagrada Família», фиолетовая ветка L2 и синяя ветка L5.

Между собором и парком есть одноименная автобусная остановка. Добраться можно экскурсионным автобусом BCTE, отходящим от площади Каталонии каждые полчаса.

Экскурсии по Барселоне и окрестностям

Самые интересные экскурсии — это маршруты от местных жителей. Создают их люди творческие, готовые показать вам Барселону современную, Барселону Гауди, Барселону гастрономическую и не только. Всего на Трипстере около 100 (!) прогулок.

Подведем итоги

После посещения храма Святого Семейства остается ощущение нераскрытой тайны. Будто приподнялся занавес, ещё чуть-чуть и всё станет понятным и очевидным… но нет. Самое главное остается за гранью, до конца понять замысел Гауди (читай - увидеть гармоничную картину) трудно. Тем более, каким получился бы собор, доживи архитектор до его завершения, никто все равно не узнает.

Да и состоится ли вообще когда-нибудь это «завершение», будет видно ближе к 2026 году. Именно эту дату анонсируют в качестве окончания строительства.

План проведения работ с 2015 по 2026 год. Презентация проекта — до и после.

Саграда Фамилия на карте Барселоны

Точный адрес: Carrer de Mallorca, 401, 08013 Barcelona.

В Барселоне есть здание, которое с незначительными перерывами возводят уже без малого 128 лет, но ведь всё когда-нибудь кончается, не так ли?) Это Саграда Фамилия, величественный собор Святого Семейства

Заложенный в 1882 году грандиозный Собор Святого Семейства - по-испански Саграда Фамилия - мало-помалу приобретает вид завершенного творения. Того, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века Антонио Гауди… В настоящий момент это самая выдающаяся достопримечательность Барселоны


“То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы”, - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия. Самый знаменитый храм Испании действительно поражает. Он возвышается над Барселоной, словно огромная пещера с колокольнями в виде сталактитов и глубокими гротами, увлекающими внутрь таинственного храма

Вид на башни собора с другой стороны

19 марта 1882 г. на окраине Барселоны в скромном квартале Баррио-дель-Поблет собрались все самые именитые люди города. Епископ Барселоны в праздничном облачении говорил медленно и торжественно. "…Да проснуться спящие сердца, да будет превознесена вера, да восторжествует милосердие, да помилует бог эту страну…" С этими словами он заложил первый камень в основание будущего Искупительного Храма, посвященного почитанию и прославлению Святого Семейства

Первоначальный проект принадлежал Франческо дель Вильяру. Но уже через год его сменил Антонио Гауди, совершенно изменивший проект собора, который уже начали строить. Дель Вильяр задумал возвести церковь в неоготическом стиле, но успел построить только крипту под апсидой

“Традиционная готическая система - мертвая система. Ее можно сравнить с человеческим существом, скелет которого, вместо того чтобы гармонично удерживать различные части тела, был раздавлен плотью, которую он поддерживал, и нуждался в подпорках любого рода”, - писал Гауди. В результате привычные готические стрельчатые арки в творении Гауди стали параболическими, контрфорсы сменились внутренними уступами, выполняющими ту же функцию, но более изящными, а наклонные колонны ветвились, как крона дерева, - так лучше распределяется нагрузка. Чтобы еще больше подчеркнуть легкость и вертикальную устремленность храма, внутренним колоннам Гауди придал спиральную форму, заставив их “стремиться все выше, испытывать желание жить собственной жизнью”. “Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды”, - писал архитектор

Замысел Антонио Гауди был грандиозен. Высота готового собора - 170 метров - всего лишь на метр будет меньше высоты самой высокой горы Барселоны. Так Гауди хотел подчеркнуть, что творение человека не может быть выше созданного Богом. Основные двери фасада Страстей воспроизводят слова из Библии на разных языках, включая Каталонский


На шедевры природы Гауди ориентировался в своих проектах и раньше. Так и Саграда Фамилия стремится быть похожей на систему пиков и гротов. Внутри здания свод поддерживают очень необычные колонны. Они состоят из многоугольников, меняющих кверху свою форму, и больше всего напоминают деревья. “Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды”, - так видел Гауди внутреннее убранство собора

Потолок собора с другого ракурса

Очень нетрадиционно для храмовой архитектуры. Сходство с католическим храмом исчерпывается тем, что в плане он имеет крест. Остальное - плод фантазии эксцентричного архитектора, который стремился создать зрительный образ веры, “Библию в камне”. Весь облик собора и каждая его деталь поэтому символичны. Над зданием собора должно вознестись 18 башен. 12 из них символизируют апостолов, 4 более высоких - четырех евангелистов, самая высокая - Иисуса Христа. Статуи, резьба, надписи на латыни - все служит сложной католической символике собора

Каждый из трех фасадов собора Святого Семейства посвящен одному из трех центральных сюжетов земной жизни Христа: “Рождество”, “Страсти Христовы” и “Воскресение”


Скульптурные группы фасада “Рождество” изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа

Второй фасад - “Страсти Христовы” - был выполнен испанским скульптором и художником - Иосифом Марией Субирачесем, и отличается своенравными измождёнными фигурами людей, в том числе и скульптурами, изображающими бичевание и распятие Христа


Здесь виден кусочек третьего, ещё не построенного, фасада - Воскресение. В постройке собора вообще огромное количество всякой символики. В частности, гроздья винограда, которые видны на маленьких башнях слева, символизируют Святое Причастие


В оформлении фасадов часто присутствует символика чисел, например здесь сумма по строкам, столбцам и диагоналям даёт число 33 - число лет жизни Христа


Впечатляют не только размеры задуманного собора, но и усложненная деталировка. Гауди был готов рассчитать вес каждого камня собора. Несколько лет Антонио Гауди посвятил только изучению акустики, с тем чтобы создать совершенную систему колоколов. Они должны приводиться в движение ветром. Внутри здания акустика с эффектом эха предполагает большой хор. На фото - “желудок” одной из башен собора)


По своему обыкновению архитектор не расписал подробного проекта здания, оставив простор для импровизации. Целиком посвятив себя собору, Гауди многие годы жил на его строительной площадке, постоянно контролируя строительство, вновь и вновь воплощая свежие идеи в стройку. Увлеченный, полностью погруженный в работу архитектор неизбежно казался странным

Внутри собора есть помещение музея, где выставлены чертежи и задумки Гауди и разные макеты (то, что сохранилось; многое было уничтожено во время Гражданской войны в Испании)


Проект люстры собора, созданный Гауди. То, что у Гауди рождалось из головы и воплощалось в небольших чертежах и макетах, сейчас удаётся воспроизвести только с помощью компьютерного моделирования и долгого обсчёта всех нюансов


Постоянным препятствием строительства был недостаток средств: столь грандиозный проект строился исключительно на пожертвования жителей Барселоны. В первую очередь из-за нехватки средств собор и стал долгостроем. Только совсем недавно к строительству привлечены средства инвесторов, в том числе иностранных. Гауди, однако на вопросы о сроках строительства невозмутимо отвечал: “Мой заказчик не торопится”

Так стройка пережила архитектора. Уже 74-летним стариком Антонио Гауди погиб под колесами трамвая неподалеку от строящегося собора

После смерти Гауди строительство продолжили его ученики, потом ученики учеников. Во время гражданской войны в Испании анархисты уничтожили чертежи Гауди. После этого стройку снова приостановили, и даже были споры, а стоит ли ее продолжать? В итоге знаменитая плавность линий Гауди уступила место рубленым и грубым формам нашего современника Субиракса, который сегодня возглавляет работы над Храмом. Это несоответствие стилей явно не добавляет гармонии всему комплексу в целом. Саграда Фамилия и так вызывает противоречивые чувства, а события, произошедшие 28 ноября 2000 года, добавили загадочности барселонскому долгострою. В этот день намечалась церемония освящения рождающегося Храма. Но торжественное мероприятие было омрачено. Рано утром того же дня в городе начался ураган, и на площадку Храма Святого Семейства с жутким грохотом свалилось навершие, венчающее одну из арок оконного проема. Возможно, в любом другом городе это было бы воспринято как дурной знак, но не в Барселоне. Освящение все-таки состоялось. И каталонцы, на чьи деньги началось и продолжается строительство Саграда Фамилия, ждут не дождутся, когда Храм будет закончен. Сейчас снова привычно окружена подъемными кранами, но открыта для посещений. А завершение планируется к 2026 году.

В продолжение, посетите подборку 15 , откуда узнаете немало интересного.