Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) Предметный словарь у детей с нарушением речи

Бойко Мария Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 44"
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Формирование словаря у детей дошкольного возраста с ОНР"
Дата публикации: 14.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

Тема “Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи”.

1. Формирование словаря детей в дошкольном возрасте.

2. Особенности формирования словаря у детей с ОНР.

3. Использование игр в развитии словаря

Уважаемые родители! Мы сегодня поговорим с вами о развитии словаря у детей с ОНР.

Как вы понимаете слово лексика (словарь)? Какое значение он имеет?

Лексика – это совокупность слов, входящих в состав языка.

Словарный запас обозначается словом лексика.

Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек.

Это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и

признаки окружающей действительности.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития

личности.

важнейшая

языковой

огромное

общеобразовательное

практическое

значение.

Богатство

высокого

развития

Обогащение

словарного

является

необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает

задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка

к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь –

важнейшее

всестороннего

полноценного

развития

правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его

возможности

познании

окружающей

действительности,

полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется

психическое

развитие.

заботиться

своевременном

формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя

различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм

данного языка. Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является

одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Выделяют два этапа

формирования

грамматического

является

практического

овладения лексико-грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором

формируется

языковое

происходит

осознание

ребенком

языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений

по совершенствованию языковых навыков.

У детей с ОНР при обследовании выявлено следующее:

Ограниченность словарного запаса.

Резкое расхождение объема активного (употребление) и пассивного (понимание)

Неточное употребление слов.

Трудности актуализации словаря проявляются в искажениях звуковой структуры

Детям необходимо научиться не только понимать слова, но и употреблять их в речи.

Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте

дошкольном

возрасте

овладеть

словарем,

позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе,

понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным

запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Прежде всего, очень заметны количественные изменения в словаре ребенка. В 1

активный

увеличивается до 3–3,5 тысяч.

качественной

характеристике

постепенное

овладение

социально

закрепленным

отражающим

результат

познания.

результат

познания

закрепляется

благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

наглядно-действенного

наглядно-образного

характера

мышления

овладевает

названиями

наглядно

представленных

доступных

деятельности

предметов,

отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

объясняется

отсутствие

дошкольников

которые обозначают более абстрактные понятия или искажение их смысла.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым

сложилось, то и смысл слова, которым он овладевает, не может быть на определенном

возрастном этапе понятийным. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному

предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь

сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы

(например, для ребенка слово часы обозначает только те часы, которые висят на этой

дошкольник

осваивает

окружающую

действительность

предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем

или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но

эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, но

узким, либо чрезмерно широким. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не

только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл

этого слова. В другом случае слово мама он относит только к своей маме, братом

называет только своего брата, сужая смысл слова до чрезвычайно конкретного.

Это же явление на другом содержании прослеживается у более старших детей.

Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда,

например, капусту, огурец, помидор. В другом случае, расширяя значение слова, дети

включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что

«все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления,

овладевают

объективным

понятийным

значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития

познавательных возможностей ребенка.

Еще одна особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его

сравнению

словарем

взрослого,

познания

следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает

объему знаний взрослого человека.

Таким принципом прежде всего является опора при формировании словаря у

детей на активное и действенное познание ими окружающей действительности. В

структуре

программы

реализуется

словарной работы включено в разделы, посвященные разным видам деятельности

(труд, игра, занятия, бытовая деятельность).

Следующим

принципом

является

словарной

постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира.

словарной

усложняется

возрастной

группы к другой.

Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в

трех следующих направлениях:

Расширение

ознакомления

постепенно

увеличивающимся кругом предметов и явлений.

Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе

углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Введение

обозначающих

элементарные

различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах

и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями

природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

словарной

опирается

постепенное

расширение,

углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

По мере развития познавательных возможностей детей все большее место в

словарной работе занимает содержание, связанное с ознакомлением с жизнью людей,

их трудом и отношениями.

С младшего возраста дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на

этой основе вводится соответствующий словарь, обозначающий названия профессий,

трудовых действий и операций, результатов труда.

С возрастом углубляется содержание знаний о труде, в соответствие с этим

словарь пополняется названиями трудовых действий (повар режет, жарит, готовит

парикмахер

причесывает)

особенно

названиями

результатов труда (постриг, вылечил, приготовил обед и т.п.).

В слове для детей объективируется и направленность труда – для кого предназначен

результат труда, чем он ценен.

На четвертом году расширение словаря детей обеспечивается ознакомлением с

профессиями

(воспитатель,

музыкальный

работник,

заведующая

продавец,

строитель)

т р уд о в ы м и

о п е р а ц и я м и

(воспитатель занимается с детьми, играет, читает им).

Кроме того, дошкольникам показывают отношения людей к технике, к труду и в

соответствующий

словарь: старательно,

слаженно,

бережно и т.п.

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий

обеспечивает

свободное

взрослыми и сверстниками и т.д.).

Использование дидактических игр:

Словесные игры;

Настольно-печатные игры.

Для ребенка игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Приучите

ежедневными,

длительностью 10-15 минут.

Предлагаем следующие игры:

Прогулки на даче и в огороде можно использовать для игр и бесед с ребенком:

покажите ребенку, где и как растут репка, морковка, капуста и другие овощи. Во

время прогулки, показывайте на тот или иной овощ, называя его и просите

повторять

название

несколько

Возвратившись

разложите овощи на столе и попросите ребенка назвать их самостоятельно.

Если вы гуляете в лесу или парке, максимально точно называйте цвета листьев,

сравните

окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная

разница. Вот тут-то и могут появится такие слова, как “светло-зеленый”, “темно-

зеленый”, “желто-зеленый”.

По дороге домой из детского сада, можно поиграть с ребенком в игру “Что на что

похоже и почему?” Вы обращаете внимание на тот или иной предмет и задаете

ребенку вопросы: “на что похоже?”, “Почему?”

обогащения

использовать

пословицы,

обязательно

объясняя

значение.

Например:

отказывается

выполнить поручения, следует сказать: “Без труда не вытянешь и рыбку из

пожнешь”.

находитесь

прогулке

ребенком, можно обогатить словарь такими пословицами, как: “Много снега –

много хлеба”, “Зимой солнце светит, да не греет”.

Также очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения,

например: “Круглое, румяное, с дерева упало, ко мне в рот попало”.

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами,

Поиграем вместе с вами. Игра “Ищем слова” с фишками. Какие слова можно

вынуть из кухонного шкафа? За один ответ – фишка. Кто больше фишек соберет,

тот выиграл.

Игра “Для чего нужен предмет?” (с мячом):

Для чего нужна кастрюля?

Стул? Зонт? Клей? Краски? Мыло? Шампунь?

ребенком

поиграть

холодильнике?”

Открываете

холодильник и предлагаете ребенку назвать “вкусные” слова, “кислые”, “горькие”

Словесные игры:

Обобщения – «Назови одним словом», «Подбери обобщающее слово»,

- «Назови лишнее слово»;

- «Чем отличаются предметы?» (стул и кресло; тарелка и миска; кофта и свитер; дерево

и куст и т.д.);

Игра «Назови части» (машина – кабина, колеса, кузов, руль, ….; дом - …)

- «Отгадай предмет по названию его частей» - ствол, ветки, кора, корни, листья…- это

(дерево); - дно, стенки, крышка, ручки …..(кастрюля) и т. д.

крякает и т.д.

- «Скажи наоборот» - слон большой, а комар – маленький; камень тяжелый, а пушинка

- ….; сахар сладкий, а перец … ; дерево высокое, а куст ….и т.д.

- «Подбери признак/ подбери действие» - береза – какая? Листья – что делают?

Настольно-печатные игры: «лото», «четвертый линий», «сравнения», «Что делают?»

Использование предметов природы, муляжей, игрушек.

Создание

книжек

малышек:

закрепление

словарного

пройденной

лексической теме – создание книжек –малышек (в конце недели) - совместное с

родителями изготовление.

На примере этих развивающих упражнений вы можете сами придумать аналогичные

игры для обогащения и активизации словарного запаса.

Спасибо за внимание!

Разделы: Логопедия

Словарь этих детей характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

На фоне относительно развёрнутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создаёт трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удаётся подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Словарный запас составляет примерно 2,5-3 тысячи слов. В нём отсутствуют или же наличествуют в искажённом виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

– частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива, вымя и т.п.);
– глаголов, выражающих уточнённость действий (лакает, лижет, грызёт, откусывает, жуёт – всё выражается словом «ест»),
– приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т.п.);
– антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый, глубокий – мелкий, густой – жидкий и т.п.);
– относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишнёвый, грушевый, земляничный и т.п.).

В грамматическом строе распространены ошибки:

– в употреблении предлогов В, К, С(СО), ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД («Платок лежит кармане», «Мама взяла книгу от полки», «Мальчик подошёл шкафу», «Кошка вылезла под кровати» и т.п.);
– согласовании различных частей речи («Подошёл к два коня», «Заботился о ёжика», «Наблюдали за обезьяны»).

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Её задачи и содержание определяются с учётом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уроке элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи.

В современной методике большое значение придаётся развитию умений выбирать подходящие слова для высказывания, употреблять многозначительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.

При общем недоразвитии речи выявляется несформированность речемыслительной деятельности, связанной с языковым материалом разного уровня. В числе прочих модальностей не сформирована и лексика, семантическая и морфологическая структура слова. У детей отмечается бедность и качественное своеобразие лексики, недостаточность развития процессов обобщения и абстракции, нарушение процесса тематического отбора и семантического выбора слов при поражении речевого высказывания. Пассивный запас слов значительно преобладает над активным и переводит в актив крайне медленно. Дети не используют имеющиеся у них инвентарь лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности упорядоченной структуры языковых средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности. Есть основания полагать, что происходит это в результате нарушения самой структуры языковых знаков.

У детей с недоразвитием речи страдает динамическая структурация значения слова, нет правильной группировки слов при их усвоении. Лексика таких детей неточна по значению. Выявляются функциональные замещения с расширением значения слов, с многочисленными взаимозаменами. Существенные нарушения лексической стороны затрагивают все признаки слов, лексический запас не формируется как система многомерных связей. Особенности вербального поведения выявляются на всех этапах развития таких детей. В основе этого лежит бедность слуховых и зрительных представлений ребёнка, затруднённость отвлечённого мышления, недостатки слухоречевой и двигательной памяти, сужение процессов анализа и синтеза. А бедность словаря, в свою очередь, не обеспечивает детям возможности полноценного общения и, следовательно, общего развития, ведь слово – важнейшее звено в структуре каждого психического процесса.

Природа несформированности словаря при общем недоразвитии речи различна. В одних случаях основным является дефект понимания, в других – затруднения повторения и невозможность самостоятельного высказывания. Низкий уровень языковой способности проявляться в слабой дифференциации лексических значений, в затруднениях при речевом выражении пространственных и временных представлений, неумении использовать синонимы, антонимы, обобщающую лексику. Отмечается задержка в формировании семантических полей лексической системы. Вербальные ассоциации носят немотивированный характер. Объём семантических полей невелик, количество семантических связей ограничено. Семантические поля – функционально-динамические структуры, которые характеризуются различными формами связей, линейными и иерархическими. По мере организации лексической системности уменьшается зависимость слов-реакций от окружающей обстановки, а характер реакций начинает определяться самой структурой семантического поля. Формирование семантического поля происходит в направлении всё большей дифференциации, с выделением ядра и периферии семантического значения слова. При общем недоразвитии ребёнок долгое время не чувствует разницы между ядром и периферией семантического значения слова и не может использовать слова адекватно. Процесс систематизации лексики и организации семантических полей при общем недоразвитии речи снижен, правильная группировка слов недоступна или значительно затруднена. Дети не могут объяснить значения слова. Найти общую часть в родственных словах. Эти и многие другие проявления сниженного уровня языковой компетенции в разной степени обнаруживаются у всех детей с общим недоразвитием речи и на всех стадиях речевой несформированности.

В вербальном поведении ребёнка с недоразвитием речи особенно заметно нарушение понимания и употребления глаголов. Глагол как важнейшая лексико-грамматическая группа в словаре несёт две функции – называние действий и организация предложения. При общем нарушении речи не формируется либо одна из них, либо другая. Дети испытывают затруднения при условии парадигматических и синтагматических связей. Выявляются многочисленные замены слов по значению и звучанию, трудности в усвоении единства значения и формы каждого слова. Отмечаются стойкие недочёты при усвоении абстрактной лексике, переносного смысла. Иногда дети употребляют неологизмы, значение которых объяснить не могут, псевдослова в автономном значении. Отмечается неадекватное употребление слов, затруднения в восприятии и воспроизведении сложных лексико-грамматических отношений, стоящих за словом, включённым в контекст. Ограничен круг нормативного использования в речи прилагательных. В определённой мере это объясняется тем, что прилагательные требуют для своего усвоения значения цвета, формы, величины. У детей должны быть сформированы эмоционально-оценочные категории, которые имеют определённые лексические выражения.

В системном проявлении речевого недоразвития важное место занимают нарушения форм и процессов речи: понимания, повторения, активизация имеющегося лексического запаса, недоразвитие всех сторон речи: фонетико-фонематического и лексико-грамматической при преимущественном недоразвитии последней. Отмечается несформированность всех видов речи: самостоятельного называния, построения собственного высказывания, речевой репродукции. Трудности поиска слова и его воспроизведения объясняются снижением семантического и грамматического компонентов языковой системы, несформированность модели речевого действия, основными операциями которого являются выбор и сочетаемость лексических единиц. Формирование синтагматических связей предполагает точное употребление слова в речевом потоке.

Обобщая материал об особенностях лексического развития детей с общим недоразвитием речи, можно отметить несформированность и неустойчивость речемыслительной деятельности, снижения уровня абстракции и обобщения, затруднения всех звеньев в структуре порождения речевого высказывания, бедность логических операций, недостаточность мыслительных процессов, требующих участия речи. При недоразвитии речи детей в неодинаковой степени овладевают каждым новым видом речевой деятельности, что связано с разным уровнем развития речевых предпосылок – специальных способностей, языковой компетентности. Языковая компетентность неотделима от других интеллектуальных способностей человека. Понимание лексического значения слова, противопоставление его другим словам, которые находятся в смысловой зависимости от данного, введения слова в систему семантических полей, умение правильно строить из слов предложение отражают уровень языковой способности ребёнка и степень сформированности его логического мышления.

Литература:

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. – 320с.
  2. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. Факультета педвуза /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской . – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 680с.
  3. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно - методическое пособие / Под общ. ред. Т.В.Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002. – 256с.
  4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 11

Влияние комплексных занятий на развитие речи детей дошкольного возраста

Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря дошкольника

Как уже отмечалось, правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение...

Игрушка как средство развития активного словаря детей третьего года жизни

Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 82 г. Ангарска В исследовании принимало участие 38 детей - две группы: экспериментальная и контрольная. Изучить уровень развития словаря детей третьего года жизни...

Изучение особенностей формирования словаря детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст- период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания...

Методика развития речи у детей

Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов...

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого развития словаря...

Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Проблема развития лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи и по сей день не утрачивает своей актуальности. К тому же в настоящее время ей дан новый импульс, обусловленный вхождением в орбиту логопедии ряда смежных наук...

Психолого-педагогические проблемы развития словаря детей дошкольного возраста

Развитие активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка...

Развитие активного словаря прилагательных средствами дидактических игр у детей с ОНР

1.1 Проблема изучения речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д., одна из насущных проблем...

Развитие словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром

Целью контрольного эксперимента выявить уровень обогащения и развития словаря у детей 5 - 6 лет. Для этого был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Он проводился 25 января 2016 года...

В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда называют теоретическим)...

Развитие словаря детей дошкольного возраста

Формирование словаря детей с помощью дидактических игр

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д...

Формирование словаря у детей раннего возраста с помощью дидактических игр и упражнений

На третьем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения...

Работа над словарем детей происходит постоянно, путем объяснения всех действий ребенка, при ответе на вопросы ребенка, при задавании вопросов, рассказе о чем – либо во всех видах детской деятельности:

· бытовая деятельность – при воспитании культурно-гигиенических навыков, такие слова как одежда, обувь, туалетные принадлежности, их качества, действия с ними;

· трудовая деятельность – ручной труд на занятиях, во вторую половину дня, дежурства, труд на прогулке, уборки в группе. Слова – орудия труда, инструменты, действия, качества предметов;

· игровая деятельность позволяет в естественной форме отработать все направления содержания словарной работы;

· НОД. Словарь отрабатывается на специальных речевых занятиях и на других видах непосредственно образовательной деятельности (математика, ознакомление с окружающим, экология, продуктивные виды деятельности, физическая культура и т.д.).

Освещены задачи, этапы, направления в работе с детьми по формированию словаря в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.И. Шаклеина, воспитатель

МДОУ№15 «Золотая рыбка»,

г.Оленегорск, Мурманская область.

Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа. Речь является основным средством и формой самовыражения и коммуникации детей, она служит способом регуляции его поведения. С помощью речи, слов ребёнок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. Л.С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребёнка является функция сообщения, установление контакта с окружающим миром. В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним является неречевая, предметная деятельность самого ребёнка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащение словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком. Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л.С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путём, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребёнка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения» (Выготский Л.С. Развитие устной речи // Детская речь. 1996. ч.1.с. 51).

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта у детей обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Развитие лексики обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. По мере развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах. Поэтому в словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Особенностью словарной работы является то, что она связана со всей образовательной работой с детьми в ДОУ. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, в повседневной жизни, в общении. Работа над словарем детей происходит постоянно, путем объяснения всех действий ребенка, при ответе на вопросы ребенка, при задавании вопросов, рассказе о чем – либо во всех видах детской деятельности:

  • бытовая деятельность – при воспитании культурно-гигиенических навыков, такие слова как одежда, обувь, туалетные принадлежности, их качества, действия с ними;
  • трудовая деятельность – ручной труд на занятиях, во вторую половину дня, дежурства, труд на прогулке, уборки в группе. Слова – орудия труда, инструменты, действия, качества предметов;
  • игровая деятельность позволяет в естественной форме отработать все направления содержания словарной работы;
  • НОД. Словарь отрабатывается на специальных речевых занятиях и на других видах непосредственно образовательной деятельности (математика, ознакомление с окружающим, экология, продуктивные виды деятельности, физическая культура и т.д.).

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании в формировании активного словаря. Нарушения формирования лексики детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов. Задача воспитателя состоит в том, чтобы активизировать пассивный словарь. А.М. Бородич и В.И. Яншина дают следующие определения понятий об активном и пассивном словаре:

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.

Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет в речи. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту.

Работа по обогащению и активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи включает в себя следующие направления:

  • ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;
  • раскрытие многозначности слова;
  • расширение запаса синонимов и антонимов;
  • формирование правильного употребления слова в связной речи.

Дошкольники с ОНР понимают значения многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме, однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие затруднения. У детей с ОНР процесс поиска слова происходит медленно, недостаточно автоматизированно. Нарушение актуализации словаря проявляется в искаженном виде (мяукает - мяучит). Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдается при актуализации предикативного словаря. У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании прилагательных, употребляющихся в речи. В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. Трудно усваиваются слова обобщающего значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки.

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Бедность словаря проявляется в том, что дошкольники с ОНР даже 6-летнего возраста, не знают названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела.

Словарный запас детей с ОНР:

1-й уровень – резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены.

2-й уровень – значительно отстает от нормы; не знает названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов; ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества.

3-й уровень – словарь значительно увеличивается, пользуется всеми частями речи, заметно преобладание в речи существительных; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.

Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. И это закономерно. Слово – основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.

Задачи словарной работы:

1. Обогащение словаря тематическими группами слов.

2. Закрепление представлений об обобщающих понятиях.

3. Развитие представлений о смысловой стороне слова:

  • работа над правильным пониманием значений многозначности слов;
  • раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи);
  • формирование умений отбора слов и точность словоупотребления.

Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи.

Этапы словарной работы в ДОУ:

Введение в словарь детей новых слов, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Закрепление и уточнение словаря. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

Активизация словаря. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз. Активизация познавательных процессов можно решить путем классификации, обобщения, сериации, сравнения. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети, умываясь, говорят: «Какое мыло душистое», но, нюхая распустившуюся лилию в группе, редко кто скажет: «Какой душистый цветок». Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи.

Устранение из речи детей нелитературных слов. Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Эффективные техники словарной работы

Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего изучения их, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов. Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря включает в себя рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место занимают дидактические игры – распространенный метод словарной работы, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. В дошкольной педагогике и методике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно – печатные, словесные.

Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, он упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении слов, обозначающих предметы, в выделении свойств и качеств, в классификации предметов или явлений по общим признакам.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети. В качестве примеров можно назвать игры «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Назови одним словом» «Ничего не забудь», «Продолжи сам», «Каждую картинку на свое место». Например, диких и домашних животных, животных юга и севера, зимующих и перелетных птиц необходимо сгруппировать по группам. Помня, что основой группировки и классификации является сравнение, в работе с детьми необходимо использовать игры типа «Похожи – не похожи» (апельсин и лимон, корова и лошадь, береза и дуб). При формировании умения сравнивать особое внимание обращают на выделение признаков сходства и обобщающего понятия: это фрукты, это животные, это деревья.

Игры-небылицы «Что не так?», «Что перепутал художник?» помогают уточнить и активизировать словарь в шутливой форме, усвоение словаря при этом происходит легче. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно – дидактические игры и игры – инсценировки. В сюжетно – дидактических играх дети выполняют определённые роли, например продавца или покупателя и т. д. Игры – инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.

Другим видом дидактических игр являются настольно – печатные игры, которые разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. К данному виду относятся различные типы лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и т. п.

В процессе словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего. С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми старшего дошкольного возраста. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор. Е.С. Слепович отмечает, что для пополнения и активизации словарного запаса эффективны словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению. Словесные дидактические упражнения: «Кто скажет точнее?», «Кто заметит больше различий?», «Кто расскажет подробнее?», «Кто скажет иначе?» (упражнение на подбор синонимов), «Скажи наоборот». Положительные результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок. Дидактическая игра «Отгадай загадку». При этом воспитатель не только загадывает детям загадки, но и побуждает их, ориентируясь на предмет, картинку, придумывать свои. Таким образом, в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

Работая над словом, надо учитывать, что любое речевое действие, высказывание представляет собой процесс постановки и решения своеобразной мыслительной задачи.

С детьми старшего дошкольного проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово» средствами художественной литературы, в которой слову принадлежит большая роль: «Волшебное слово» В. Осеевой, «Игра в слова» А. Барто, «Подскажи словечко» Е. Серовой, «О словах разнообразных, одинаковых и разных» Я. Козловского. Представление о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие). В формулировках заданий к упражнениям воспитатель употребляет слово: «Подбери слово, близкое по значению. Скажи слово, противоположное по смыслу» и др.

В словарной работе главное внимание уделяется накоплению и обогащению, активизации и актуализации словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активному применению разных частей речи – не только существительных, но и прилагательных, глаголов, наречий. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, и не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями, поэтому образовательный процесс учитывает интересы и возможности каждого ребенка.

Вывод. Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира. Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями. Х орошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует развитие у него речевых навыков.
Значительное место в обучении речи занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные игры и игровые упражнения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.
  2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях.- М, 2003. - с.27-43.
  3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.-270 с.
  4. Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 1995. – №9. – с. 36–38.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. – 96 с.
  7. Бородич А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
  8. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996. -415 с.
  9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 2006. – 320 с.
  11. Иваненко А.П. Словарная работа в детском саду. – Запорожье, 1975.
  12. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников «Союз» С.-Петербург,1999.- 158 с.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.

1.3 Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Исследования Р.Е. Левиной , В.А. Ковшикова , Т.Б.Филичевой , Г. В. Чиркиной показали, что развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР проходит с существенными отклонениями от возрастных нормативов.

Ограниченность словарного запаса, его своеобразие - проявляются как в импрессивной, так и в и экспрессивной речи. Для дошкольников с речевым недоразвитием овладение лексикой представляет особую сложность. Изучая речь дошкольников с моторной алалией, Б.Н. Гришпун, В.К. Воробьева, В. А. Ковшиков отмечали несформированность номинативной и предикативной функции речи, отмечали стойкие нарушения в усвоении лексики Как показали результаты исследований З.А. Репиной, Г. В. Чиркиной, Р.А. Юровой. Предикативная сторона лексики оказалась наиболее сформированной у дошкольников с ОНР, обусловленной ринолалией, поскольку у детей с расщелинами неба в большинстве случаев не отмечается органического поражения центральной нервной системы, а познавательная сфера соответствует возрастным нормативам. Процесс формирования атрибутивного словаря у старших дошкольников осуществляется с учетом не только этиологического разнообразия форм речевых нарушений и возраста ребенка, но и онтогенетических этапов развития предикативной лексики, уровней общего недоразвития речи и базируется на теории о многообразии форм и значений предиката .

В работах многих авторов (В. К. Воробьевой , Б. М. Гриншпуна , Н. С. Жуковой , В. Н.Ереминой , В. А. Ковшикова , И.Ю.Кондратенко, Е. М. Мастюковой, Н.В.Серебряковой , Т. Б. Филичевой , С.Н.Шаховской и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия, задержка речевого развития и др.).

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации атрибутивного словаря. У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.).

В глагольном словаре дошкольников с ОНР II уровня преобладают слова, обозначающие действия которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать есть, пить, убирать и др.).

Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и втрудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР. является неточность употребления слов, которые выражается в вербальных парафазиях. Проявление неточности или неправильного употребления в речи-детей с ОНР многообразны.

В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других - проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст, при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.

Среди многочисленных вербальных парафазии, у этих детей, наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий - длинный, низкий - маленький, узкий - маленький, узкий - тонкий, короткий -маленький, пушистый - мягкий. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:

Использование словосочетаний в процессе поиска слова:

кровать - чтобы спать, щетка - зубы чистить, паровоз - поезд без окон, плита - газ горит, клумба - копают землю, юла - игрушка крутится;

Замены слов, обозначающих действия или предметы, словами- существительными:открывать - дверь,играть - кукла,

или наоборот, замена существительных глаголом:

лекарство - болеть, кровать - спать, самолет – летать.

Случаи смысловых замен отмечаются у детей с ОНР и в школьном возрасте.

Особенно стойкими являются замены глаголов:

кует - молотит,гладит утюгом - проводит утюгом, косит траву - подрезает траву, стирает белье - моет белье, вяжет - шьет, купает - моет.

Характерной для детей с ОНР является вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова.

У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизирование. У детей с ОНР, в отличие от нормы, этот процесс осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизирование. При реализации этого процесса отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного характера (смысловые, звуковые).

Вербальные парафазии обусловлены также недостаточной сформированностью семантических полей, структуры данного семантического поля, выделения его ядра и периферии.

Нарушения актуализации словаря у дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры слова.

Как и в норме, у детей 7-8 лет с ОНР также происходят качественные изменения всоотношений синтагматических и парадигматических реакции. Если в 5-6 лет количество синтагматических ассоциаций значительно превышает количество парадигматических, то в 7 лет парадигматические ассоциации преобладают над синтагматическими. Однако это преобладание у детей с ОНР не являются столь значительным, как у детей с нормальным речевым развитием. В 7 лет у детей с нормальным речевым развитием парадигматические ассоциации встречаются почти в 3 раза чаще, чем синтагматические, а у детей с речевой патологией лишь в 1,5 раза чаще. Важным является то, что в норме к7 годам парадигматические ассоциации становятся доминирующими среди всех других типов ассоциаций. У детей с ОНР к 7-8 годам парадигматические ассоциации не становятся доминирующими и составляют лишь 25 % всех ассоциаций. Это свидетельствует о том, что процесс выделения ядра (центра) и периферии семантического поля у детей с речевой патологией значительно задерживается.

О несформированности семантического поля у детей с нарушениями речи говорит и количественная динамика случайных ассоциаций. Даже к 7- 8 годам у детей с речевой патологией случайные ассоциации являются очень распространенными,

доминирующими, хотя с возрастом их количество уменьшается. У детей же с нормальным речевым развитием к 7 - 8 годам случайные ассоциации оказываются единичными.

У детей с ОНР имеются особенности и в динамике синтагматических ассоциаций. У детей с нормальным речевым развитием резкое увеличение синтагматических реакций происходит к 6 годам. К 7 годам наблюдается такое же резкое снижение их количества. У детей с нарушениями речи резкое увеличение синтагматических реакций наблюдается к 7 годам, что, вероятно, связано с задержкой формирования грамматического строя речи.

Итак, у детей 5-8 лет с ОНР происходит как бы параллельное увеличение синтагматических и парадигматических ассоциаций, в то время как у детей с нормальным речевым развитием отмечается противоположная закономерность после 6 лет: резкое увеличение парадигматических и значительное уменьшение синтагматических ассоциаций.

У детей 5-6 лет все парадигматические ассоциации носят характер аналогии, сходства (кошка - собака, стол - стул). К 7 годам парадигматические ассоциации у всех групп детей становятся более разнообразными. Они возникают, на основе значений противопоставления (высоко - низко, хороший - плохой, говорит - молчит) и на основе родовидовых отношений (дерево - береза, посуда - чашка). У детей с ОНР, однако, преобладающими остаются ассоциации по аналогии (75 %), в то время как у детей с нормальным речевым развитием к 7 годам начинают преобладать отношения противопоставления. Следовательно, дифференциация отношений внутри семантического поля у детей с речевой патологией имеет определенные особенности.

Таким образом, у детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой.трудности возникают у дошкольников с ОНР при группировке семантически близких прилагательных. Так, дети с ОНР часто допускают ошибки при выборе лишнего слова из серии: короткий, длинный, маленький (короткий); высокий, маленький, низкий (низкий); большой, низкий, маленький (маленький); круглый, большой, овальный (овальный); тяжелый, длинный, легкий (тяжелый или легкий).Указанные примеры свидетельствуют о неточном понимании значений слов короткий, длинный, высокий, низкий, о трудностях группировки на основе существенного признака. Это подтверждает несформированность семантических полей, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значению.

Подводя итог выше сказанному можно сделать следующие выводы: что атрибутивный словарь детей с ОНР обладает определенными особенностями, такими как:

недостаточный объем словаря,

(номинативный словарь преобладает над предикативным;

трудности в понимании и употреблении слов с лексико-грмматическим сходством;

трудности усвоения антонимии и синонимии.

ограниченность и однообразие в употреблении прилагательных так как их значение может быть раскрыто только в контексте, что достаточно сложно для детей с ОНР.

Вывод по первой главе

Общее недоразвитие речи - это сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Относящихся к смысловой и звуковой стороне.

В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы.

В качестве общих признаков ОНР отмечается:

Позднее начало речевого развития;

Скудный словарный запас;

Аграмматизмы;

Дефекты произношения;

Дефекты фонемообразования.

Предложенный Р. Е Левиной подход, позволил представить всю картину тотального развития речи. Структурно-динамическое изучение недоразвития речи, раскрывает также специфические закономерности, определяющие переход от более низкого уровня к более высокому. Эти уровни сами по себе не представляют ни чего - либо специфического, их своеобразие состоит в позднем начале этого пути . Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям. Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Коррекция речи детей с ОНР – длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

Для правильного понимания имеющегося нарушения и эффективного коррекционного воздействия, для выбора рациональных приемов и методов воздействия необходимо четко определить характер имеющегося у ребенка речевого недоразвития, его глубину и степень, уметь правильно анализировать, какие компоненты речи и в какой степени нарушены или не сформированы.


Глава II. Цель, задачи, организация и методика констатирующего эксперимента

2.1 Цель и задачи констатирующего эксперимента

Целью констатирующего эксперимента является выявление особенностей атрибутивного словаря у старших дошкольников с ОНР. В соответствии с целью, были определены следующие задачи:

1. Анализ литературных данных по проблеме исследования;

2. Определение методики исследования атрибутивного словаря.

3. Проведение констатирующего эксперимента.

4. Анализ и обобщение экспериментальных данных.

5. Выявление количественных и качественных особенностей атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

2.2 Методика исследования атрибутивной лексики у старших дошкольников

Исследование лексической стороны речи предполагает выявление состояния различных лексических значений слов т. е. денотативного, сигнификативного, структурного аспекта. При разработке данной методики были использованы некоторые приемы и методы описанные И.А. Смирновой , Р. И. Лалаевой , Н. В. Серебряковой , Г.А. Волковой..

Методика состоит из 5 заданий, задачами которых являются:

1. Выявление состояния денотативного аспекта лексических значений (понимания качественных прилагательных).

2. Исследование объема активного и пассивного словаря прилагательных.

3. Выявление состояния синтагматических связей

(составление словосочетаний существительное + прилагательное)

5 Выявление состояния парадигматических связей (подбор антонимов и синонимов к качественным прилагательным)

Исследование лексических операций.

1. Исследование объема активного словаря.

Цель: исследовать объем активного словаря.

Материал исследования: предметные картинки, слова.

Процедура и инструкция: Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду показывать картинку, а ты постарайся правильно назвать ее».задается вопрос «Это какой?». Предлагается показать среди названных картинок ту, которая подходит к данному определению.


Отмечает также преобладание у детей отрицательной оценки над положительной и активное употребление сравнительной степени прилагательных. 1.2 Особенности словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при который у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся...

Грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 2.1 Цель, задачи исследования Цель исследования – выявление нарушения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: Изучить лингвистическую, психолингвистическую и логопедическую литературу по проблеме исследования. Определить содержание методики исследования грамматического...

Упражнений, выбор бытовых ситуаций для использованья в целях развития практики общения детей. Таким образом, при правильном подходе к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста заклады­вается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического...

На уроке. В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого являлось разработка методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи. Эксперимент проводился на базе муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школе села Омми Амурского района. В...