Дагестанская сказка печке полено содержание. Дагестанская народная сказка « Печке - полено ». Чукотская народная сказка « Девушка и месяц». Алтайская народная сказка «Лиса и журавль». Печке полено дагестанская народная сказка читать. Требуется чудо. сказк

Сказка, как считается, ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Что за урок кроется в сказках, сказать затруднительно, рассказывают их много веков, но никто не стал ни умней, ни добрей, разве что всласть повеселился. А вот что за намеки, рассчитанные на добрых молодцев, догадаться нетрудно. Даже в самых, казалось бы, хрестоматийных сказках, где речь идет о любви и последующем браке, таких намеков предостаточно: с чего бы работника Балду поповские дети зовут тятей? А про насмешливые переделки известных сюжетов весьма фривольного содержания не…

Казахские народные сказки Undefined Undefined

Сказки - замечательный образец устного поэтического творчества казахского народа, страницы его истории, отражающие быт, обычаи, нравы и традиции степного кочевника, заключающие в себе драгоценные жемчужины народной мудрости, остроумия, находчивости, душевной щедрости. Мы узнаем из них о тяжелом и непосильном труде народа, о его вековой ненависти к своим угнетателям, о героической борьбе с чужеземными захватчиками. Во всех сказках высмеиваются тупость, алчность и беспредельная жадность баев, прославляются мудрость, героизм и простота бедняков.…

Лесные сказки. Небо на двоих Максим Мейстер

Есть вещи, о которых очень трудно говорить прямо. Свобода, настоящая дружба и любовь... Слишком дорогие понятия, а слова, которые их обозначают, от чрезмерного употребления стерлись и уже не вызывают доверия. «Небо на двоих» мало о чем говорит прямо, а сокровенное смущенно прячет за образами. Но каждая история цикла так или иначе посвящена именно самым важным вещам, о которых мы забываем, но к которым невольно стремится каждый человек... Конечно же, даже ребенок поймет, что в этих сказках нет никаких белочек, ежиков, синичек и других лесных зверушек,…

Диковины Григорий Диков

На юго-востоке от Москвы, в трех днях езды на перекладных, на границе хвойного леса и полынной степи стояли две деревни: Торбеево и Высоцкое. Сохранились ли эти деревни сегодня и кто там сейчас живет - Бог его знает, а еще лет сто лет назад и деревни стояли, и люди в них жили. Они сеяли хлеб, валили лее, рыбачили, по осени ходили на болото собирать клюкву. В черных от времени крытых дранкой избах рождались дети. Они росли, работали, женились, ссорились, сами рожали детей и старились. И в конце концов все возвращались в сырую теплую землю, на усыпанный…

Провинциальный роман-с Ефим Ярошевский

Одесса, 70-е... Все подлинное: город, настроения, люди... «Ночью на Костецкой лают собаки. В тумане мерещится им Бог знает что. Бог знает кто мерещится им. Весь месяц дождь не отпускает город. В три часа начинаются сумерки. В семь город пустеет. Все смотрят Штирлица (который уже давно под колпаком… у Мюллера На Молдаванке просыпаются фонари. Будем сумерничать, сумерничать. Будем собираться. Вытрем ноги о половички с водой, войдем в укутанную вещами комнату. Утонем в диванчике. Зажжем газовые печки Будем читать стихи. Смотреть на дождь. Греть над чаем…

Сказки о хоме и суслике Альберт Иванов

Для тех, кто еще не читал сказки писателя Альберта Иванова пришло время завести новых друзей - Хому и Суслика, которые уже 20 лет дружат со своими читателями. Хома - симпатичный хомяк, щеки со спины видны, шубейка из пушистого меха. У себя в норе он никого не боится, а в лесу к нему на помощь всегда придет друг. Осторожный Суслик тоже никого не боится, если рядом Хома. Друг без друга они - никуда, потому что дружбы, как и гороха, много не бывает.

ТРЕБУЕТСЯ ЧУДО. Сказки большого города Сергей Абрамов

Произведения Сергея Абрамова - это подлинные «городские сказки», в которых мир фантастического, мифического, ирреального причудливо переплетается с миром нашей повседневной реальности. Эти сказки местами веселы, временами - печально - лиричны, но оторваться от них, начав читать, уже невозможно…

Джентльмены чужих писем не читают Олег Горяйнов

Джентльмены чужих писем не читают? Еще и как читают, если эти джентльмены работают в разведке. А также забираются в чужие постели, прикармливают чужих террористов, заманивают носителей чужих секретов в «медовые ловушки». Идет Игра, в которой нет места морали и состраданию. Интересы Родины – превыше всего, а интересы корпорации под названием ГРУ – Главное разведуправление – еще выше. И жизнь в этом мире, превращенном в поле битвы между противоборствующими спецслужбами, была бы совсем невыносима, если бы не вмешательство неискоренимого «человеческого…

Польские народные сказки Польские народные сказки

Пер. с пол. Сост. А. Щербакова; Вступ. статья Я. Мацюсович; Оформ. худож. А. Гасникова. - Л.: Худож. лит., 1980. - 328 с. В книге представлены народные сказки, поверья, легенды, сказки-шутки, сказки-анекдоты разных регионов Польши: мазовецкие, силезские, кашубские, оравские и др. Книга лишь в незначительной степени повторяет предыдущее издание польских сказок и легенд (Л., 1965). Основана на подлинно фольклорных текстах сказок. Большинство переводов - новые.

Григорий Остер

Его книги одинаково интересны и родителям и детям. Хохочут все, только иногда - в разных местах!.. Именно Григорий Остер создал первый роман для детей младшего возраста - шедевр во всех отношениях. Называется он «Сказка с подробностями». Сегодня вам повезло - эта книга у вас в руках. Садитесь рядом со своим ребенком, читайте ему вслух и наслаждайтесь вместе. Замечательные рисунки худохника Эдуарда Назарова.

Избавление от колдовства в волшебных сказках Мария-Луиза Франц

Волшебные сказки про заколдованных героев мы еще в детстве читали с замиранием сердца. Приключения, накал страстей, драматизм сюжетных поворотов… В этой книге мотив колдовства и избавления от него - на центральном месте. Автор ее, известный юнгианский аналитик М.-Л. фон Франц, как всегда, удивляет и увлекает неожиданными сравнениями и параллелями. Например, утверждая, что заколдованный принц - это человек во власти невроза. Он так же страдает от внутреннего конфликта, как герой, вынужденный носить звериную кожу. И порой действует себе во вред,…

А обещали сказку… Ольга Мяхар

Ольга Мяхар. А ОБЕЩАЛИ СКАЗКУ… Бойтесь своих желаний! Мало ли - сбудутся. И станете бегать от драконов, переживать из-за смены пола и объяснять любимому, что не вампир, а просто прикус временно неправильный. Да, кстати, если все же загадали и оно сбылось - не отпускайте фею! Советую вообще постоянно держать ее при себе, дабы иметь хоть какую-то надежду на хеппи-энд. И еще… Ни в коем случае не верьте первому встречному коту. Особенно на слово. Коты вообще должны молчать и радовать, а не колдовать и поучать. Ну… вроде бы все. Жаль только Марина всего…

Поле боя - Арктика. Георгий Савицкий

В ближайшем будущем Арктика станет новой «порохо­вой бочкой» - лишь ее колоссальные запасы полезных ис­копаемых могут спасти рушащуюся экономику Запада, а зна­чит, война за эти ресурсы неизбежна. И вот уже Американская Империя Зла бросает открытый вызов России. Северное и Баренцево моря, подводный хре­бет Ломоносова и остров Шпицберген становятся ареной ожесточенных сражений. Под прицелом крылатых ракет - Кольская АЭС и Мурманск Погибает, но не сдается атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», а его «собрат» «Петр Великий» обрушивает…

Пол Маккартни. Личность и миф Росс Бенсон

Книга английского журналиста написана в связи с пятидесятилетием Пола Маккартни, которое отмечалось в июне 1992 года. История о том, как нищий становится принцем, стара как мир, но до сих пор не потеряла своей притягательности. Мальчишка из простой семьи стал одним из самых богатых и знаменитых людей в мире. Бенсон, конечно, грешит тем же, что и все биографы, - он смешивает важное с тривиальным. Но, с другой стороны, тщательное описание им сложных отношений между Маккартни и Джоном Ленноном помогает лучше понять их песни и делает книгу более весомой…

(Быль-сказка)
В небольшом рабочем городке, на самой его окраине, в маленьком домике, с мамой и папой жила девочка. Были у неё ещё два старших брата, но они уже выросли и разлетелись, как птенцы из гнезда. Папа работал шахтёром и добывал из-под земли каменный уголь. А мама хлопотала по хозяйству и воспитывала дочку.
На кухне, в углу, стояла печка, которая топилась дровами и углём. Рано утром папа уходил на работу, а мама затапливала печь. Она доставала из уголка сухие поленья и накладывала их в топку, подносила спичку, и яркий шаловливый огонёк начинал жадно лизать дрова. И вот уже жаркое пламя пылало внутри печи, весело трещали поленья, а печка при этом томно вздыхала, наполняя комнату теплом. Мама ставила на плиту чайник и начинала готовить завтрак, не забывая при этом подкладывать в топку печи комки угля. Печка при этом благодарно гудела: «Ух, хорошо!».
А мама уже замешивала тесто на блины, при этом тихонько что-то напевая себе под нос. Но вот она замерла, услышав звонкое шлёпанье босых ножек по полу, это проснулась дочь! «С добрым утром, мамочка!» — кричала девочка, — «Доброе утро, доченька!». Мама целовала своё неумытое, косматое чудо: «Иди умывайся, чисти зубки, а я сейчас блинков напеку!»
Девочка умывалась, заплетала косички, надевала платьице и подходила к печи: «Здравствуй, боярыня-печка!» — она всегда здоровалась со своей любимицей. А потом брала книгу и, поставив маленькую табуреточку у печи и, засунув ножки в духовку,взяв на колени любимого кота Мурзика, начинала читать вслух. В школу она пока не ходила, но читать уже умела! Мама слушала девочку, иногда поправляя её, объясняя значение того или иного слова. Печка тоже внимательно слушала. Она очень любила эти утренние часы, когда маленькие ножки касались её тёплого бока, и тоненький голосок складно читал сказки! А кот, зажмурившись от умиления, громко мурчал, поэтому его так и назвали — Мурзик!
На сковородке выпекались румяные блины. «Ну, всё, заканчивай читать, — обращалась мама к дочери, — пора завтракать!». На столе стояла тарелка с целой горой вкусных блинов! Мама и дочка дружно садились за стол, мама кушала блины с маслом, а девочка – с клубничным вареньем! Ох, и вкусными же были те блины! Мурзик, сидя под столом, наслаждался тёплым молочком из блюдечка!
После завтрака девочка собиралась на улицу гулять, а мама занималась своими делами – стиркой, уборкой. Надев шубку, шапку, повязав зелёный шарфик и, надев коньки «снегурки», девочка убегала. Она очень любила кататься на коньках вместе со своим другом Серёжкой!
На какое-то время в доме наступала тишина. Тепло от печки расходилось по всему дому, оттаивали и начинали «плакать» окна. А печь тихонечко дремала, поджидая маленькую хозяюшку. Кот, свернувшись клубком у печки, громко урчал, иногда подрагивая лапой. Видно, снилась ему охота на мышей!
А девочка, накатавшись на коньках, вся в снегу, но весёлая и счастливая, с румяными щечками уже стучала в дверь! «Заходи скорее, — говорила ей мама, — раздевайся и марш к печке!». Девочка не заставляла себя ждать! Она сбрасывала одежду, а варежки всегда приносила к печи и клала их в духовку, чтобы они высохли. А сама прикладывала свои маленькие ручки к тёплому боку и грелась. «Ах, как хорошо!» — восклицала она. «Ах, как хорошо!» — вторила ей печка и ласково грела свою любимицу.»Мур, мур!» — соглашался с ними Мурзик.
Так они и жили. Зимой печка трудилась, даря людям тепло, а летом – отдыхала. Иногда ей надоедало просто так стоять, и она думала: «Скорее бы зима!».
Проходили года, зимы сменялись вёснами, девочка подрастала, мама с папой старились, старилась и печь. Но, как и прежде, девочка и печка дарили друг другу тепло и любовь!
Пришло время, когда, став совсем взрослой, девочка уехала из дома. И печка заболела. Она перестала топиться, огонь уже не плясал весело в топке, угли шипели, издавая едкий дым, который черными клубами через дверцу топки врывался в дом. «И что с тобой случилось? — вздыхала старенькая мама. — Совсем ты перестала топиться, что же мне делать?». Она брала совок, веник, длинный черемуховый прутик и чистила дымоход. Но печка не хотела больше греть. Она скучала по маленьким ручкам и ножкам, ей не хватало весёлого голоска девочки.
Домик продали, мама стала жить у своих взрослых детей. Новые хозяева дома сделали ремонт, подновили и печку. А вскоре в доме зазвучали детские голоса. И печка ожила! Она снова стала радостно трещать поленьями, подмигивать яркими огоньками, даря тепло и радость новым людям!

«Жихарка» (русская народная сказка)

Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек - Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:
- Эта простая ложка - котова, эта простая ложка - Петина, а это не простая - точеная, ручка золоченая, - это Жихаркина. Никому ее не отдам.

Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.

Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери. Все запирал, а один раз и забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит:
- Эта простая ложка - котова, эта простая ложка - Петина, а эта не простая - точеная, ручка золоченая, - Жихаркина. Никому ее не отдам.

Только хотел её на стол положить, а по лестнице - топ-топ-топ.

Лиса идет!

Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил - и поднимать некогда, - да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда - нет Жихарки.

«Постой же, - думает лиса, - ты мне сам скажешь, где сидишь».

Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
- Эта ложка простая - Петина, эта ложка простая - котова, а эта ложка не простая - точеная, ручка золоченая, - эту я себе возьму.
А Жихарка-то под печкой во весь голос:
- Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!
- Вот ты где, Жихарка!

Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула - да в лес.

Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.
- Садись, - говорит, - Жихарка.

А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил - в печку-то и нейдет.

Не так сидишь, - говорит лиса.
Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил - в печку-то и нейдет.
- Да не так, - лиса говорит.
- А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
- Экой ты недогадливый!

Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка ее толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.

А дома-то кот да петух плачут, рыдают:
- Вот ложка простая - котова, вот ложка простая - Петина, а нет ложки точеной, ручки золоченой, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!..

Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает.

Вдруг по лестнице - тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит:
- А вот и я! А лиса в печке сжарилась!

Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.

СКАЗКА ПРО РУССКУЮ ПЕЧКУ
Любовь Шевякова

У нас в селе Вознесенье много чего случалось, всего-то и не упомнишь, говорят, был ещё и такой случай!
Жили у нас в селе как-то дед с бабкой. Стояла у них в избе большая русская печка, красавица да помощница! Дед эту печь когда-то сам сложил! Кирпич самолучший для неё выбирал! Хорошая печь получилась, большая да справная, даже спать на ней можно было!
Каждое утро бабка растапливала печь сухими дровишками и ставила в печь чугуны, в одном она грела воду, в другом варила вкусные густые наваристые щи, в третьем готовила рассыпчатую кашу с маслом! А по праздникам бабулька пекла сдобные калачи, пышные пироги с ягодами, шаньги с картошкой, кулебяки с рыбой! В холодную пору дед с бабкой забирались на печку и грели свои старые косточки!
Любили дед с бабкой свою печечку, ухаживали за ней! Дед каждое лето ремонтировал её, чистил от сажи, а бабуля всегда белила её, меняла
занавесочки. Печь платила им тем же – исправно топилась и грела избу.
Однажды приехали к деду с бабкой в гости внуки из города. Подарили старикам красивую чудо-печь. Печку эту не надо было дровами топить, только подключи к электричеству, да на кнопочки нажимай. Называлась эта красивая чудо-печь – микроволновка!
Уехали внуки, а бабка нарадоваться никак не может! Страсть, как разохотилась в эдакой чудо-печке щи да кашу варить! Пироги, шаньги, кулебяки в ней печёт! Да так эту печь расхваливает, что микроволновка совсем уж тут загордилась, стоит на столе, да и хвастается перед русской печью: «Вот, я какая красивая, полезная, чистенькая, умная! Дровами меня топить не надо, не копчу, не дымлю, от сажи не надо меня чистить! Как еда приготовится, я сразу хозяйке сигнал подаю! Дверца у меня с окошечком, через неё всё видно, ничего во мне не пригорает! Места мало занимаю, не то, что ты – всю кухню загромоздила!» А русская печь стоит на кухне, да грустно так вздыхает: «Да, что-то совсем про меня бабка с дедом забыли, за мной не ухаживают за мной, как раньше! Дед меня не ремонтирует – кирпичики из меня выпадать начали, бабуля давно уже меня не белила, занавесочки не меняла! А ведь, сколько лет я им служила верой-правдой! Дед в прошлую зиму сильно простудился, я его вылечила своим теплом! Внуки их, когда маленькие были, приезжали зимой к бабке с дедом на каникулы! После прогулок на улице приходили домой, забирались на меня и грелись, а я им сушила одежду, варежки, носки, валенки! Бабуля угощала их пареным, во мне, молоком! Да теперь, видно, не нужна им стала!» Стоит печечка, переживает, а кирпичи из неё от этих переживаний стали ещё больше вываливаться!
Тут старикам ещё и отопление провели, обогревательных батарей наставили в кухне, в комнатах! Обрадовались они, посмотрели на русскую печь, да решили её разобрать! Обиделась на них печка и ушла ночью из дома! Дед с бабкой не стали сильно горевать, а потом и вовсе забыли про свою добрую помощницу! Долго не вспоминали, да потом всё равно вспомнить пришлось!
Наступили дни лихие! Стали часто в селе электричество отключать! Очень худо пришлось старикам! Электричества нет, батареи не греют, чудо-печь не работает! В избе стало холодно, старику и старухе голодно! Захворали они, загоревали они! Вот тогда и вспомнили про свою печечку-голубушку! Стали искать они свою кормилицу да помощницу и звать её обратно: «Приди к нам печечка, приди! Худо нам без тебя! Негде погреться, негде щи да кашу нам сварить, негде пирогов испечь! Прости нас, приди к нам, мы тебя обиходим да отремонтируем! Побелим, занавесочки красивые повесим, станешь ты у нас ещё лучше и краше прежнего!»
Пожалела стариков печка, вернулась в избу! Дед русскую печку отремонтировал, кирпичики новые кое-где поставил, бабуля её побелила, занавесочки новые повесила! Стала русская печь лучше прежнего! Бабка нарадоваться не может уже русской печечке, щи да каша ещё вкуснее, пироги ещё пышнее стали получаться, а дед теперь на печи спит, свои старые косточки греет! Истопят старички свою печечку с утра и целый день в избе тепло и уютно! А русская печь стоит на кухне и радуется, что и она бабке с дедом тоже пригодилась!
Микроволновку на комод поставили, салфеткой прикрыли, чтоб не пылилась и не пачкалась, подарок всё-таки! Вещь-то хорошая, да когда не бывает электричества – бесполезная! Еду в ней ни приготовить, ни разогреть! Так и стоит она у бабки с дедом без дела! Народ не зря говорит, что лучше русской печки ничего и придумать нельзя! Ей всё равно – есть в доме электричество или нет, истопишь её дровишками, она тебя и накормит, и напоит, и согреет, и вылечит!
Не один век русская печь людям служила, и ещё не один век послужит!

Березовое полено (русская сказка)

На самом краю деревни жил одинокий молчаливый Старик. Все у него в хозяйстве было ветхим: дом слегка присел, изгородь покачнулась и только поленница дров стояла во дворе на удивление ровная и прямехонькая. Это школьники постарались, они частенько к нему в гости забегают, помогают.
Так вот, стояла поленница и разные в ней дрова были: осиновые, сосновые, березовые, еловые. Всех выше лежало Березовое полено. Вес время оно хвасталось перед другими. Мол, я всех белей и ровней, красивей да и вообще без единого сучка. Сначала поленья возмущались. А потом привыкли и перестали слушать зазнайку. Каждое утро старик топил печку, и поленница понемножку убывала. Настал день - и хвастливое Березовое полено тоже попало в охапку. Бросил Старик дрова у печки. И тут приглянулось ему ровненькое да гладенькое Березовое полено. В самый раз на лучину высушить. И положил полено на печку.
Лежит полено на печи и пуще прежнего бахвалится перед своими братцами. Не верили, мол, а я и впрямь полено-то особенное. Завтра вас всех сожжет старикашка, а я греться на печи буду.
Так и грелось Березовое полено на печи недели две. Однажды утром снял его Старик и начал лучину щепать. Ох, и больно стало хвастунишке! Закрутилось полено, вырваться хочет. Тут Старик руку себе и занозил. Рассердился, да и швырнул полено в печку.
Разжег огонь берестой, затрещали дрова, нагреваться стало в избе.
Поленья все равно узнали в печи хвастунишку. «Погрейся теперь тут», - сказали. Когда в печи остались только алые, сияющие угли, Старик поворошил их кочергой и неожиданно выволок здоровенную головешку. Остается головешка - значит, гости будут. Верная примета.
Улыбнулся Старик. Стал поджидать гостей. А головню загреб в совок и выбросил за огород в сугроб. Зашипела головешка, задымила...
Лучше уж сгореть ярким пламенем, чем остаться черной головешкой!
Вот и сказке Березовое полено конец, а кто слушал - огурец!

КАК СТАРИК ПЕЧКУ ГРЕЛ

Собиралась старуха к зятю погостить, наказывала старику: - Смотри без меня избу не выстуди. Печь-то прота¬пливай, пока она еще не совсем остыла. А я ночки две у них ночую, погощу маленько. И ушла. На третьи сутки воротилась старуха домой. В из¬бе - холодище! А старик на печи под шубой лежит. Старуха спрашивает: - Ты чего же, старый, наделал? Чего же ты печку-то не топил? - То и не топил, что тепло было. А когда в избе нахолодало, побоялся я с печи слезть: пока за дровами ходишь, она и вовсе остынет.

***
Расскажу я вам про печку
Татьяна Сивова

Наступает вечерок,
Внуки сразу, под бочок,
Что же мне им рассказать
Чем внучат побаловать.
Расскажу я им про печку
Так мила она сердечку
Вспомнишь, сразу так тепло,
Буд то детство в дом вошло.
В доме главная она
Раньше деточки была,
Уж как мы её любили
Всегда к празднику белили
И стояла как невеста,
В доме, главное ей место.
Ну а как же, ей почёт
Она и греет и печёт,
А уж коли заболеешь
Хворь на печке одолеешь.
Да, волшебное местечко
Для нас ребятки была печка,
Сказки мы там сочиняли,
А потом в театр играли.
Наряжались, кто кем мог
И туда, под потолок
Открывали занавеску,
Вот,пожалуйте на пьеску.
Зритель, бабушка была
Ох,и радовалась она
Хлопала, смеялась
На нас всё потешалась.
Вот она, какая печка
Вспомнишь, тепленько сердечку
Жаль прошли те времена,
Нынче в сказках лишь она.
***

Хочу на печку
Комиссар Катар

Ради истины вам я замечу,
Что бы с чувством могли осознать
Вы понятие «русская печка»
Сердцем добрым сумели понять.

Что, какие то, в мире кровати?
Так! Ну, разве немножко прилечь
А вот старые печки полати,
Вас, пожалуй, сумеют увлечь.

Зимним вечером доброю сказкой
Нас с мороза на печку влекло
И с родительской щедрою лаской
Печка нам отдавала тепло.

Дед столетний кряхтел на полатях
И рассказывал сказки мальцам.
Рты раскрыли и сестры и братья,
Озирались, по тёмным углам.

Там былинные виделись люди.
Богатырские силы росли.
Эти сказки вовек не забудем
Они в русскую душу вросли.

Печь родная семью полюбила
Накормить, обогреть, обласкать,
А бывало, от хворей лечила.
И бывало, могла покатать.

Вкусный дух шел из печки ночами
Щи томились, в ней силу набрав.
А как радостно дети кричали
Пироги от нее увидав?

Ну а если попариться нужно
Снова, братец, ты к печке взывай
В раскалено-копченое нутро,
Голым, с веником смело ныряй!

Мой прадед был казак из Сибири,
А, другому, лишь Волга родней.
Оба печку как мамку любили
И сидели подолгу на ней.

Сед как лунь с бородою волною,
Худ, как жердь, и колени остры
Прадед с печки мне машет рукою,
Не сжигая меж нами мосты.

Нам читатель понятно с тобою!
Что не прадед махал мне родной.
Это к печке прижавшись спиною
Мне привет посылал Домовой.

Он – хранитель семьи и заветов,
Взялся с миром по жизни беречь
Россов славных наследие это
Чудо дивное, русскую печь.

БЕССТРАШНЫЙ ПЕЧНИК

В нашем или не в нашем селе, может быть в каком-ни¬будь другом, жил печник. Из близких сёл, где он печи клал, он всегда по ночам ходил. Однажды в субботу кончил он работу, когда совсем уже темно стало, и пошёл домой. Идёт он полем, а сапоги у него по дороге постукивают: топ-топ, топ-топ, топ-топ. Сначала он ничего не заметил, а потом слышит - позади кто-то тоже так топает. «Идёт кто-то, - думает печник, - надо подождать его, вместе ве¬селее будет. Не зря люди говорят: с попутчиком дорога короче». Остановился он. Ждёт - пождёт, никто его не догоняет. И шагов не слышно. Постоял, постоял, пошёл дальше. И слышит - опять позади: топ-топ, топ-топ... Печник опять остановился. И опять позади стало тихо, будто нет никого на дороге. Пошёл и опять слышит - идёт за ним кто-то. Он остановится, и тот остановится. Он пойдёт, и тот опять топает. «Что такое? - думает печник, - добрые люди так не делают». Пошёл он побыстрее, и тот позади тоже шагу 9\ прибавил. Тут, конечно, ясно - хорошего ожидать нечего... А ночь тёмная, ничего не видать... Печник идёт и идёт, осталось ему кладбище миновать, а там уже и село близко. И вот вспомнилось ему, что лю¬ди говорили: «Если ночью на кладбище зайдёшь, никто там тебя не тронет». Своротил он с дороги и спрятался за могилу. Лежит и слушает: идёт кто или нет. Всё тихо. Ничего ка дороге не слышно. «Значит, опять остановил¬ся, - думает печник, - ждёт, наверно, когда я на дорогу выйду. Ну, нет, не дождёшься! До белого дня пролежу, а не выйду». Долго ли, не долго ли лежал - надоело это печнику. Да и зябнуть стал, хоть за могилой ветром не берёт, а от земли холодно - дело-то было не летом, а поздней осенью... «Ну, - думает, - будь, что будет». Выскочил он и помчал¬ся что есть духу. Тут уж и не слушал, гонится за ним кто или нет... Так добежал он до своей избы. А домашние ещё не спали. Сел печник на лавку, отдышался немного и говорит: - Ну, больше по ночам ходить не буду! Привязался ко мне какой-то негодяй, всю дорогу за мной гнался. Хотел он показать, как дело было, встал с лавки и по¬ шёл по избе: он по полу сапогами тук-тук, и за ним тоже: тук-тук... И тут все увидели: у него сзади к сапогам ко¬ мочки глины на соломинах присохли, это они и постукивали печнику по голенищам. Смеху тут, конечно, было! Печник и сам-то не меньше других насмеялся. С тех пор он совсем бояться не стал и опять после ра¬боты по ночам домой ходил.
***

Сказка Гуси-лебеди

Жили муж с женой; у них была дочка да сынок маленький.
- Дочка, дочка! - говорила мать. - Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.
Пришла девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся!
Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять. Бежала, бежала, стоит печка.
- Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?
- Съешь моего ржаного пирожка, - скажу.
- О, у моего батюшки пшеничные не едятся!
Печь не сказала.
Побежала дальше, стоит яблонь.
- Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели?
- Съешь моего лесного яблока, - скажу.
- О, у моего батюшки и садовые не едятся!
Побежала дальше, стоит молочная речка, кисельные берега.
- Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?
- Съешь моего простого киселика с молоком, - скажу.
- О, у моего батюшки и сливочки не едятся!
И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался еж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:
- Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?
- Вон туда-то! - указал.
Побежала - стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега.
- Речка-матушка, спрячь меня!
- Съешь моего киселика!
Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели. Вышла она, сказала: “Спасибо!” - и опять бежит с братцем; а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблонь.
- Яблонь, яблонь - матушка, спрячь меня!
- Съешь мое лесное яблочко!
Поскорей съела. Яблонь ее заслонила веточками, прикрыла листиками; гуси пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидели - да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди - из рук вырвут! К счастью, на дороге печка.
- Сударыня печка, спрячь меня!
- Съешь моего ржаного пирожка!
Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устьецо. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.
А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

***
Баба Яга и Жихарь (русская народная сказка)
Жили кот, воробей да Жихарько третей. Кот да воробей пошли дрова рубить и говорят Жихарьку: «Домовничай да смотри: ежели придет Яга-баба да станет считать ложки, ты ничего не говори, молчи!»-«Ладно»,-ответил Жихарь. Кот да воробей ушли, а Жихарь сел на печь за трубу. Вдруг является Яга-баба, берет ложки и считат: «Это - котова ложка, это - Воробьева ложка, третья - Жихарькова». Жихарь не мог стерпеть, закричал: «Не тронь, Яга-баба, мою ложку». Яга-баба схватила Жихаря, села
в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понужат, а помелом следы заметат. Жихарь заревел: «Кот, беги! Воробей, лети!» Те услышали, прибежали. Кот начал царапать Ягу-бабу, а воробей клевать; отняли Жихаря.
На другой день стали опять собираться в лес дрова рубить, заказывают Жихарю: «Смотри, ежели будет яга-баба, ничего не говори; мы теперь далеко уйдем». Жихарь только сел за трубу на печь, Яга-баба опять явилась, начала считать ложки: «Это - котова ложка, это - Воробьева ложка, это - жихарькова». Жихарько не мог утерпеть, заревел: «Не тронь, Яга-баба, мою ложку». Яга-баба схватила Жихаря, потащила, а Жихарь ревет: «Кот, беги! Воробей, лети!» Те услышали, прибежали; кот царапать, воробей клевать Ягу-бабу! Отняли Жихаря, ушли домой.
На третий день собрались в лес дрова рубить, говорят Жихарю: «Смотри, ежели придет Яга-баба - молчи; мы теперь далеко уйдем». Кот да воробей ушли, а Жихарь третей уселся за трубу на печь; вдруг опять Яга-баба берет ложки и считат: «Это - котова ложка, это - Воробьева ложка, третья - жихарькова». Жихарь молчит. Яга-баба вдругорядь считат: «Это - котова ложка, это - Воробьева, это - жихарькова». Жихарь молчит. Яга-баба в третий раз считат: «Это - котова ложка, это- Воробьева ложка, третья - жихарькова». Жихарько не мог стерпеть, забазлал: «Не тронь мою ложку». Яга-баба схватила жихаря, потащила. Жихарь кричит: «Кот, беги! Воробей, лети!» Братья его не слышат.
Притащила Яга-баба Жихаря домой, посадила в голбец, сама затопила печку, говорит большой дочери: «Девка! Я пойду в Русь; ты изжарь к обеду мне Жихарька».- «Ладно!» - та говорит. Печка истопилась, девка велит выходить Жихарю. Жихарь вышел. «Ложись на ладку!»- говорит опять девка. Жихарь лег, уставил одну ногу в потолок, другу в наволок. Девка говорит: «Не так, не так!» Жихарь бает: «А как? Ну-ка поучи». Девка легла в ладку. Жихарь не оробел, схватил ухват да и пихнул в печь ладку с ягишниной дочерью, сам ушел опять в голбец, сидит - дожидатся Ягой-бабы. Вдруг Яга-баба прибежала и говорит: «Покататься было, поваляться было на жихарьковых косточках!» А Жихарь ей в ответ: «Покатайся, поваляйся на дочерниных косточках!»
Яга-баба спохватилась, посмотрела: дочь ее изжарена, и заревела: «А ты, мошенник, постой! Не увернешься!»
Приказыват середней дочери изжарить Жихарька, сама уехала. Середня дочь истопила печку, велит выходить Жихарьку. Жихарь вышел, лег в ладку, одну ногу уставил в потолок, другу в наволок. Девка говорит: «Не так, не так!» - «А поучи: как?» Девка легла в ладку. Жихарь взял да и пихнул ее в печь, сам ушел в голбец, сидит там. Вдруг Яга-баба: «Покататься было, поваляться было на жихарьковых косточках!» Он в ответ: «Поваляйся, покатайся на дочерниных косточках!» Ягишна взбесилась: «Э, постой, говорит, не увернешься!» Приказыват молодой дочери изжарить его. Не тут-то было, Жихарь и эту изжарил!
Яга-баба пуще рассердилась: «Погоди, говорит, у меня не увернешься!» Истопила печь, кричит: «Выходи, Жихарько! Ложись вот на ладку». Жихарь лег, уставил одну ногу в потолок, другу в наволок, не уходит в чело. Яга-баба говорит: «Не так, не так!» А Жихарь будто не знат, «Я, говорит, не знаю, поучи сама!» Яга-баба тотчас поджалась и легла в ладку. Жихарь не оробел, взял да ее и пихнул в печь; сам ступай домой, прибежал, сказывает братьям: «Вот чего я сделал с Ягой-бабой!»
***
Большая печка Сказки Толстого Льва Николаевича

У одного человека был большой дом, а в доме была большая печь; а семья у этого человека была небольшая: только сам да жена.
Когда пришла зима, стал человек топить печь и сжёг в один месяц все свои дрова. Нечем стало топить, а холодно.
Тогда человек стал ломать двор и топить лесом из разломанного двора. Когда он сжёг весь двор, в доме без защиты стало ещё холоднее, а топить нечем. Тогда он влез, разломал крышу и стал топить крышей; в доме стало ещё холоднее, а дров нету. Тогда человек стал разбирать потолок из дома, чтобы топить им.
Сосед увидал, как он потолок разворачивает, и говорит ему:
- Что ты, сосед, или с ума сошёл? Зимой потолок раскрываешь! Ты и себя и жену заморозишь! А человек говорит:
- Нет, брат, я ведь затем и потолок поднимаю, чтобы мне печку топить. У нас печь такая, что чем больше топлю, то холоднее становится.
Сосед засмеялся и говорит:
- Ну, а как потолок сожжёшь, тогда дом разбирать будешь? Жить негде будет, останется одна печь, да и та остынет.
- Такое мое несчастие, - сказал человек. - У всех соседей дров на всю зиму хватило, а я двор и половину дома сжег, - и то недостало.
Сосед сказал:
- Тебе надо только печку переделать.
А человек сказал:
- Знаю я, что ты моему дому и моей печке завидуешь за то, что она больше твоей, затем и не велишь ломать, - и не послушался соседа и сжёг потолок, и сжёг дом и пошёл жить к чужим людям.
***


Жил в одном ауле маленький бедняк Куйжий. Не было у него ни семьи, ни еды. Однажды вечером он долго ходил по аулу, но никто его не накормил. Голодный вернулся он домой. Дома он не нашел ничего съестного. Ему очень хотелось есть, и он вышел посмотреть, не горит ли у кого-нибудь свет. «Если у кого-нибудь горит свет, пойду попрошу накормить меня», – решил он. Посмотрев по сторонам, Куйжий заметил, что в одном доме еще светится окно. Он пошел туда – оказалось, девушки устроили там посиделки. Он не осмелился войти в дом, а остановился под навесом и слушал, о чем говорили собравшиеся. А они говорили о том, кто за кого хочет выйти замуж. Каждая девушка сказала, какого бы ей хотелось мужа, и только две – те, что собирали посиделки, – промолчали. Обиделись тогда собравшиеся, стали настаивать, чтобы и они сказали, о ком мечтают, иначе все разойдутся по домам.

– Ну, если нельзя не сказать, скажем, садитесь, – произнесла старшая. – Я никогда не видела Фижымыко Нарыча, но слышала о нем много. Если бы он стал моим мужем, я была бы ему достойной женой.

– Я тоже не видела Нарычыко Щорэ, только слышала о нем. Если бы он стал моим мужем, я была бы ему достойной женой.

Едва произнесла она эти слова, Куйжий вошел в дом. Девушка смутилась:

– Вот почему я не хотела называть имя того, за кого хочу выйти замуж.

– Я бедняк, у меня нет ни коня, ни оружия, ни одежды, а то я испытал бы мужество тех, о ком вы здесь говорили, дал бы вам возможность увидеть их, – сказал Куйжий.

– Ты уверен, что сможешь туда поехать, если у тебя будет и конь, и оружие, и одежда? – спросила старшая.

– Уверен, – ответил Куйжий.

Девушки вскипятили котел воды. Куйжию налили воды для мытья, потом приготовили ему дорожную провизию. Утром они дали ему хорошего коня, одежду и оружие.

– Жив буду, привезу вам хабар о ваших женихах, – сказал Куйжий. С этими словами он сел на коня и уехал.

Долго ехал Куйжий. Давно пересек он границы своего края, закончились у него съестные припасы. Но он продолжал путь, никуда не заезжал, нигде не останавливался. Наконец, решил он отдохнуть и заехал в один двор.

Хозяин встретил его приветливо, выполнил все, что положено по обычаю. Утром Куйжий собрался ехать дальше, и хозяин велел седлать его коня. Когда приблизился Куйжий к коню и уже занес ногу в стремя, подошел к нему сын хозяина:

– Наш гость, я не решаюсь это говорить, но я хочу попросить тебя – возьми меня с собой, буду тебе хагреем.

– Очень хорошо, поедем со мной, – сказал Куйжий и вернулся в дом.

Парень быстро собрался в дорогу, оседлал коня. У него было богатое снаряжение, гораздо лучше, чем у Куйжия. Прежде чем выехать в путь, парень сказал:

– Ты – бедняк, а я – тфокотль. Может быть, это тебе не по нраву и ты не возьмешь меня с собой?

– Мне это как раз кстати, – ответил Куйжий. – Я ведь бедный, вырос без отца и без матери, и даже имени моего никто не знает – все просто зовут меня Куйжий – «маленький плешивец». Теперь я еду, чтобы отыскать двух джигитов – Фижымыко Нарыча и Нарычыко Щорэ – и испытать их мужество.

Сели они на коней и отправились в путь. А куда ехать, не знают. Стали спрашивать тех, кого встречали в пути, и доехали так до края, где жили джигиты. Приехали в аул, узнали, где живут Фижымыко Нарыч и Нарычыко Щорэ, и въехали к ним во двор.

Спешились они, привязали коней к коновязи, огляделись – никто не вышел им навстречу, и они сами зашли в кунацкую. Сели они, стали разговаривать, удивляться тому, что никто не заходит к ним в кунацкую, хотя, по обычаю, хозяин должен быть при госте.

Вскоре они увидели, что во двор въехали два всадника и спешились. Из большого дома, где жили старики, вышла девушка – сестра хозяйки дома – и подошла к приехавшим.

– У вас гости, они сидят в кунацкой. Пойдите к ним, встретьте их любезно, они из далекого края прибыли к нам.

Джигиты зашли в дом, приветствовали гостей. Потом в кунацкую принесли анэ с угощением. После ужина гостям приготовили постели.

В это время гуаша – хозяйка дома – велела позвать старшего из гостей. Пошел к ней Куйжий.

– Наш гость, отдаюсь под твою защиту – помоги нам в одном трудном деле.

– Если это в наших силах, мы и не откажемся помочь и не поленимся.

– Тогда я скажу, какое у нас дело. Ты видел всадников, что недавно приехали. Это мои братья – старший и младший. Еще не прошел месяц, как женился мой младший брат, а иныжи похитили его жену и нашу мать. Ни один человек из нашего края не мог добраться до тех мест, где живут иныжи. Съедят все свои припасы, потом коней и возвращаются обратно.

– Мы освободим ваших женщин, – сказал Куйжий.

– Не спеши выезжать, – сказала гуаша. – Сегодня ночью отдохните, завтра выберете самых лучших альпов из нашего табуна – ваши кони не годятся – и тогда поедете.

Поехал Куйжий вместе со своим хагреем и привел двух альпов. Гуаша посмотрела на коней и дала джигитам последний совет:

– Теперь у вас хорошие кони, отправляйтесь в путь. Ехать придется долго, ваши съестные припасы скоро кончатся. «Наш гость, давай съедим твоего коня», – скажут твои спутники. В это время вы будете у зарослей камыша, где находится стадо зубров. Ты поймай одного зубра и накорми хагрея. Когда мясо будет почти готово, из камышей выйдет человек и попросит накормить его. Ни слова не говоря, дай ему немного мяса, а если он нападет на тебя, прояви мужество. Нелегкое дело у тебя впереди – мои братья никак не могут миновать это место. Но пусть сопутствует тебе удача!

Утром Куйжий и его хагрей оседлали коней и отправились в путь. Вместе с ними поехали и братья гуаши. Долго они ехали, кончились у них все припасы.

– Наш гость, давай съедим твоего коня! – предложили Куйжию его спутники.

В это время Куйжий проезжал заросли камыша, где находилось стадо зубров. Куйжий поймал одного зубра, освежевал его и поставил мясо вариться. Когда мясо было почти готово, из камышей вышея какой-то человек и попросил накормить его.

Куйжий достал огромный кусок мяса, Незнакомец съел его и сказал:

– Это слишком маленький кусочек, я не наелся, – И он стал выхватывать из котла куски мяса.

Тогда Куйжий схватил его и связал по рукам и ногам. Затем он накормил своих спутников, а остатки мяса сложил, чтобы захватить их с собой. После этого он развязал незнакомца и отпустил его.

Снова Куйжий со своими спутниками отправился в путь. Ехали они ехали и увидели дом иныжей. Остановились братья гуаши.

– Оставайтесь здесь, – согласился Куйжий, – а мы поедем дальше и узнаем, какие там хабары.

Куйжий с хагреем подъехали к ограде дома иныжей. Тут Куйжий отдал своего коня хагрею, сам встал на спину коня, перепрыгнул через забор и очутился лицом к лицу с иныжем.

– Зачем прибыл, наш гость? – спросил иныж Куйжия.

– За теми женщинами, которых ты похитил, – ответил Куйжий. – Если я ударю тебя, убью тут же. Если не думаешь отдавать мне женщин, приготовься к борьбе.

– Зачем нам бороться и убивать друг друга, я выполню твое требование, – сказал иныж.

– Тогда поклянись, что выведешь женщин и отдашь их тем, кому они принадлежат, – сказал Куйжий.

Иныж поклялся сдержать слово, и Куйжий вышел со двора. Иныж вывел женщин и отдал их Фижымыко Нарычу и Нарычыко Щорэ.

Отправились в обратный путь: впереди едут мужья с женами и мать-старушка, Куйжий с хагреем – сзади. Много уже проехали, как услышали позади конский топот. Оглянулись – увидели какого-то всадника. Он быстро приближался.

– Мы поставим его посередине, как положено по обычаю, а если он окажется врагом, ударим его с двух сторон, – решил Куйжий с хагреем.

Тут всадник подъехал совсем близко, и Куйжий узнал в нем иныжа, похитившего женщин.

– Счастливого вам пути!

– Пусть и твой путь будет счастливым, поехали с нами.

– Увозите женщин?

– Увозим.

– А я не дам вам увезти их. Я ведь поклялся отдать женщин, и я отдал их, но я не обещал вам дать их увезти и не дам.

И иныж хотел отобрать женщин, но Куйжий с хагреем налетели на него с двух сторон и убили его. Конь иныжа вырвался и убежал. Хагрей поскакал за ним и настиг его, когда конь уже хотел перескочить через забор. Тут хагрей ударил его мечом и перерубил пополам. Половина коня упала во двор. Старик, стоявший во дворе, взял эту половину и бросил ее в конюшню. Тут он увидел хагрея.

– Молодец, ты поступил, как подобает мужчине, – похвалил он его.

Хагрей догнал Куйжия и рассказал ему все, как было.

– Теперь он погонится за нами, – сказал Куйжий. – Надо нам поскорее доехать до развилки дорог. Когда старик подъедет к нам, поставим его посередине, а сами скажем друг другу: «Ты поедешь сюда, а я – туда» – и начнем разъезжаться в разные стороны. Когда он погонится за одним из нас, другой ударит его сзади. Когда же он повернется к бьющему, другой начнет его бить. Только так убьем старика – иначе не одолеем его.

Вдруг Куйжий оглянулся и увидел на дороге, будто облако приближается. Это был старик иныж с трубкой в зубах. Трубка его была величиной с бочку, а кисетом служила свернутая конская шкура. Поравнявшись с Куйжием, иныж сказал:

– Пусть ваш путь будет счастливым!

– И тебе желаем удачи! – отвечал Куйжий. Поставили его посередине, и Куйжий сказал хагрею: «Ты поедешь туда, а я – сюда». И они стали разъезжаться в разныестороны. Тут иныж погнался за юношей, а Куйжий погнался за ним и нанес ему рану. Теперь иныж погнался за Куйжием. Тогда хагрей развернулся и изо всех сил ударил иныжа. Так и били они его до тех пор, пока он не свалился с коня.

– Я сам себя убил, – сказал иныж перед смертью. – Я мог убить вас сразу, но мне хотелось захватить вас живыми.

Покончив с иныжем, Куйжий с хагреем стали догонять своих спутников. Когда они их догнали, то увидели, что женщин с ними нет. Братья объяснили, что женщин у них отобрали какие-то джигиты, и показали, в какую сторону они поехали.

Быстро нагнал Куйжий похитителей, отнял у них женщин и второй раз вернул их братьям. А сам вместе с хагреем вернулся в дом иныжей, чтобы забрать их богатства.

Фижимыко Нарыч и Нарычыко Щорэ вернулись домой, и весь аул поздравлял их. Устроили им большое джегу. Гуаша стала беспокоиться, почему нет Куйжия и его хагрея. Когда она спросила своих братьев, где они, те ответили, что не видели и не знают о них ничего.

Куйжий и его хагрей забрали все богатства иныжей и поехали к аулу Нарыча и Щорэ, но не стали заезжать туда. Узнав об их приезде, гуаша выслала посланника с просьбой подождать ее немного.

Вскоре она подошла к Куйжию и его спутнику и сказала:

– Благодарю вас за ваши труды и испытания. Я хочу попросить тебя вот о чем. Если ты не против, возьми меня в жены.

– Если я тебе по душе, я согласен жениться на тебе, – сказал Куйжий, взял с собой гуашу и отправился домой.

Заехали они в аул к хагрею, устроили там джегу, отдохнули пятнадцать дней. Куйжий собрался в путь, а юноша дал много сопровождающих и сам поехал проводить Куйжия.

Приехав в свой аул, Куйжий заехал прямо к тем девушкам, которые отправляли его. Он рассказал, что с ним произошло, и закончил свой рассказ словами:

– Те двое, за которых вы хотели выйти замуж, недостойны вас. Поэтому я посоветовал бы вам обеим выйти замуж за моего хагрея. Он очень достойный юноша, да еще не женат.

– Как же мы тебя не послушаем? Если бы мы не считались с тобой, мы бы тебя туда не посылали. Мы согласны пойти за твоего хагрея, – ответили девушки.

Куйжий рассказал юноше о своем предложении и согласии девушек. Юноша тоже согласился.

Юноша взял в жены тех девушек. Куйжий устроил в честь своего друга семидневное джегу.

С той поры они стали большими друзьями, ездили друг к другу в гости, вместе боролись с врагами и жили, не признавая ни пши, ни ханов.

Высок, здоров, спортивен и красив наш герой. На полянке он как Буратино, только не длинным носом прославился, а двадцать первым пальцем, все время норовит или присунуть куда-нибудь, или всем показать.

Папа Карло из культурной столицы так уж свое полено обтесывал, так обтесывал, что Буратино наш себя первым красавцем возомнил и пришел полянских девиц покорять. Только папа Карло, в путь-дорогу сынка собиравший, Азбуку купить ему позабыл. Букварь на полянке вещь необходимая, герои наши не все буквы то помнят, а уж в слова их складывать и вовсе задача для них непосильная. Ибо для этого надо мозг напрягать (если он в голове имеется), а это дело сложное, проще пальцы ломать да мебель крушить. А с полена что взять?

Первую девицу покорял недолго, насколько сил хватило, чтоб с ужином не попрощаться, а потом к другой прикипел. Девица та худющая, бледнющая, как кошмар среди ночи, так его зацепила, как клея столярного меж ними налила. Ходят-бродят туда- сюда, то на волю, то на полянку, но от того клея столярного их не оторвать, а если какая чужая глаз на Буратино положит, то ей не сдобровать, кошмарище быстро волосенки повыдергает, руки-ноги пообламывает.

Решили силы волшебные их на волю отпустить, дескать, пусть зудят свое вечное «Бее, мее…» за воротцами, там кошмарную мать-кукушку дитя малое, неразумное, дожидается. Вдруг из Буратино отец получится, муж заботливый, а кукушка примерной женой станет. Даже в сказках такого не случается, не может ворона соловьем запеть, так и полено не может юным кленом обернуться, о поросли заботиться.

Потому и вернулся опять к божеству Халяве, на корма привольные и луга зеленые (а может, три сольдо закопал?). Девиц-кукушек прибавилось, Рыбка-прилипала от Чушка тоже сбежала, на полянку воротилася. Только Буратино наш начал жизнь сладкую, привольную, одну лобзает, другой клянется ждать ее, сколько велено, с третьей переписку ведет, если буквы найдет. Да вернулась тут красотка-кошмарище, дескать, мимо пробегала и к вам заглянула.

Дрогнуло сердце деревянное – и к этой хочу, и ту волшебничаю, и с третьей буквы вместе ищу, никак мозги из опилок в кучку не соберутся. Навалились все вместе: силы волшебные главной Куре в ухо поженить велят, кукушка сама не знает, нужен ли ей этот обрубок недозрелый и недоотесанный, а он папу Карло слушает, тот жениться велит.

А может склеится, видать, клей уж шибко хорош, или что они там нюхают…