Ч д спилберг ю н ханин. “Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера” (адаптация, модификация Ю.Л. Ханина)

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)

В психодиагностике разработано немало методов оценки уровня тревожности. Эти методы применяются, главным образом в консультативной и клинической практике, при работе с детьми.

Тревога – эмоциональное состояние , чувство сильного волнения, беспокойства, нередко без всякого внешнего повода. Состояние тревоги часто возникает и в норме. О патологической тревоге можно говорить, тогда, когда она дезорганизует всю жизнедеятельность человека.

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Различают ситуативную тревожность (связанную с конкретной внешней ситуацией) и личностную тревожность (которая является стабильным свойством личности).

Наиболее известными и широко применяемыми методами диагностики уровня тревожности являются тесты Ч.Д.Спилберга и Ханина, а также методика Тейлора.

Кроме этого разработаны и адаптированы тесты оценки депрессивных состояний (Зунге, В.А. Жмурова), методики диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмса и Раге), уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассермана), уровня субъективного контроля (Дж. Роттера) и др.

Для наиболее полного представления об особенностях эмоциональной сферы и психических состояний индивида используется комплекс психодиагностических методов: как основанные на самооценки состояний, так и проективные методики.

Методики Ч.Спилберга

Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности.

При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Шкала ситуативной тревожности состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченность, а 10 – отсутствие тревожности).

Результаты подсчитываются по ключу.

Обработка и интерпретация результатов:

до 30 – низкая тревожность;

31-45 – умеренная тревожность;

46 и более – высокая тревожность.

Испытуемому необходимо оценить свое самочувствие в данный момент. Предлагаются, например, такие утверждения: «Я спокоен», «Мне ничто не угрожает», «Я расстроен» и т.д.

В методике есть нормативы, указывающие на высокий уровень тревожности, средний и низкий. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению тревоги в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Также разработана шкала для оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), которая также состоит из 20 высказываний.

Испытуемый должен оценить, как он себя обычно чувствует. Здесь предлагаются, например, утверждения:

«Я испытываю удовольствие»,

«Я очень быстро устаю»,

«Я вполне счастлив» и др.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкалы ситуативной и личностной тревожности можно использовать в консультативной практике, при оценке результатов коррекции эмоциональных состояний, оценке динамики эмоциональных состояний у работников и т.д.

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

Бланк суждений

Суждение

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

Я спокоен

Мне ни что не угрожает

Я нахожусь в напряжении

Я внутренне скован

Я чувствую себя свободно

Я расстроен

Меня волнуют возможные неудачи

Я ощущаю душевный покой

Я встревожен

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

Я уверен в себе

Я нервничаю

Я не нахожу себе места

Я взвинчен

Я не чувствую скованности, напряжения

Я доволен

Я озабочен

Я слишком возбуждён, мне не по себе

Мне радостно

Мне приятно

У меня бывает приподнятое настроение

Я бываю раздражительным

Я легко могу расстроиться

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

Я чувствую прилив сил, желание работать

Я спокоен, хладнокровен и собран

Меня тревожат возможные трудности

Я слишком переживаю из-за пустяков

Я бываю вполне счастлив

Я всё принимаю близко к сердцу

Мне не хватает уверенности в себе

Я чувствую себя беззащитным

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

У меня бывает хандра

Я бываю доволен

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

Бывает, что я чувствую себя неудачником

Я уравновешенный человек

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Ключ к методике оценки ситуационно и личностной тревожности

Номер суждения

Ситуационная тревожность

(ответы)

Номер суждения

Личностная тревожность

(ответы)

Цель : дифференцированное измерение тревожности как состояния (ситуационная тревожность - СТ) и как личностного свойства (личностная тревожность - ЛТ). Полное описание методики, процедура диагностики и обработки результатов представлены в приложении А.

Описание : опросник по исследованию тревожности состоит из 40 утверждений: 20 предназначены для оценки СТ и 20 для оценки ЛТ. Соответственно эти утверждения представлены в 2-х бланках с разными инструкциями.

Процедура проведения : Исследование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предлагается сначала бланк с вопросами направленными на изучение ситуативной тревожности, а затем бланк с вопросами направленными на изучение личностной тревожности. В опроснике нужно оценить каждое утверждение относительно того, в какой степени они соответствуют представленному состоянию. Возможны 4 варианта выбора, в зависимости от степени выраженности.

Инструкция : Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент (обычно). Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Обработка результатов : подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой шкале. Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20.По некоторым пунктам баллы начисляются в обратном порядке, это пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11. 15, 16, 19, 20, 21, 26, 27, 30, 36, 39. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности.

3,5 – 4,0 балла – очень высокая тревожность;

3,0 – 3,4 – высокая тревожность;

2,0 – 2,9 – средняя тревожность;

1,5 – 1,9 – низкая тревожность;

0,0 – 1,4 – очень низкая тревожность.

Следует осторожно относиться к очень низкому уровню тревожности. Необходимо проанализировать отдельные пункты, характеристики.

Бланк ответов

Шкала ситуативной тревожности

Возраст_________________

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Суждение

это не так

Пожалуй так

Совершенно верно

Я спокоен

Мне ничто не угрожает

Я нахожусь в напряжении

Я внутренне скован

Я чувствую себя свободно

Я расстроен

Меня волнуют возможные неудачи

Я ощущаю душевный покой

Я встревожен

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

Я уверен в себе

Я нервничаю

Я не нахожу себе места

Я взвинчен

Я не чувствую скованности, напряжения

Я доволен

Я озабочен

Я слишком возбужден и мне не по себе

Мне радостно

Мне приятно

Бланк ответов

Шкала личностной тревожности

Ф.И.О.___________________________________.

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя обычно. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Суждение

это не так

Пожалуй, так

Совер-шенно верно

У меня бывает приподнятое настроение

Я бываю раздражительным

Я легко расстраиваюсь

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

Я чувствую прилив сил и желание работать

Я спокоен, хладнокровен и собран

Меня тревожат возможные трудности

Я слишком переживаю из-за пустяков

Я бываю вполне счастлив

Я все принимаю близко к сердцу

Мне не хватает уверенности в себе

Я чувствую себя беззащитным

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

У меня бывает хандра

Я бываю доволен

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

Бывает, что я чувствую себя неудачником

Я уравновешенный человек

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство , и как состояние .

Тестовый материал

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

  1. Я спокоен
  2. Мне ничто не угрожает
  3. Я нахожусь в напряжении
  4. Я внутренне скован
  5. Я чувствую себя свободно
  6. Я расстроен
  7. Меня волнуют возможные неудачи
  8. Я ощущаю душевный покой
  9. Я встревожен
  10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
  11. Я уверен в себе
  12. Я нервничаю
  13. Я не нахожу себе места
  14. Я взвинчен
  15. Необходимо зарегистрироваться

    Внимание!
    1. Никто не увидит Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время друзья не увидят

    Шкала личной тревожности (ЛТ)

    Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

    Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
    1 2 3 4
    1. У меня бывает приподнятое настроение
    2. Я бываю раздражительным
    3. Я легко расстраиваюсь
    4. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
    5. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
    6. Я чувствую прилив сил и желание работать
    7. Я спокоен, хладнокровен и собран
    8. Меня тревожат возможные трудности
    9. Я слишком переживаю из-за пустяков
    10. Я бываю вполне счастлив
    11. Я все принимаю близко к сердцу
    12. Мне не хватает уверенности в себе
    13. Я чувствую себя беззащитным
    14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
    15. Необходимо зарегистрироваться

      Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

      Внимание!
      1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
      2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
      3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
      4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

      Ключ к тесту
      СТ Ответы ЛТ Ответы
      №№ 1 2 3 4 №№ 1 2 3 4
      Ситуативная тревожность Личностная тревожность
      1 4 3 2 1 21 4 3 2 1
      2 4 3 2 1 22 1 2 3 4
      3 1 2 3 4 23 1 2 3 4
      4 1 2 3 4 24 1 2 3 4
      5 4 3 2 1 25 1 2 3 4
      6 1 2 3 4 26 4 3 2 1
      7 1 2 3 4 27 4 3 2 1
      8 4 3 2 1 28 1 2 3 4
      9 1 2 3 4 29 1 2 3 4
      10 4 3 2 1 30 4 3 2 1
      11 4 3 2 1 31 1 2 3 4
      12 1 2 3 4 32 1 2 3 4
      13 1 2 3 4 33 1 2 3 4
      14 1 2 3 4 34 1 2 3 4
      15 4 3 2 1 35 1 2 3 4
      16 4 3 2 1 36 4 3 2 1
      17 1 2 3 4 37 1 2 3 4
      18 1 2 3 4 38 1 2 3 4
      19 4 3 2 1 39 4 3 2 1
      20 4 3 2 1 40 1 2 3 4
      Обработка и анализ результатов теста

      При анализе результатов самооценки тревожности надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

      При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая,
  • 31 – 44 балла – умеренная;
  • 45 и более – высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных , склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Источники
  • Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.124-126.

Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки реактивной, то есть ситуативной, или личностной, то есть постоянной.

Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика также является развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» и «личностная».

По Ю.Л.Ханину, состояние тревоги (ситуативной тревожности), которое обозначается заглавными буквами СТ, появляется как реакция человека на разного рода социально-психологические стрессоры, такие как ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения и многое другое.

Личностная тревожность (постоянная тревожность), которая обозначается заглавными буквами ЛТ, как черта, свойство, диспозиция, наоборот, дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию тех или иных стрессоров.

Соответственно мы говорим об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему Я в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида, говорит о том, насколько часто ему приходилось испытывать состояние тревоги.

Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: – подшкала оценки ситуативной тревожности с главным вопросом о самочувствии на данный момент и подшкала оценки личностной тревожности с формулировкой о самочувствии обычно.

Ситуативная тревожность и личностноая тревожность имеют свои индексы. Результаты оцениваются следующим образом: до 30 баллов – низкая тревожность; 31-45 – средняя тревожность; 46 и выше – высокая тревожность. Это не мешает на шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

Инструкция к тесту (первая группа суждений)

самочувствием на данный момент : 1 – нет, это совсем не так; 2 – пожалуй так; 3 – верно; 4 – совершенно верно.

1 Вы спокойны 1 2 3 4
2 Вам ничто не угрожает 1 2 3 4
3 Вы находитесь в напряжении 1 2 3 4
4 Вы испытываете сожаление 1 2 3 4
5 Вы чувствуете себя свободно 1 2 3 4
6 Вы расстроены 1 2 3 4
7 Вас волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком 1 2 3 4
9 Вы встревожены 1 2 3 4
10 Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Вы уверены в себе 1 2 3 4
12 Вы нервничаете 1 2 3 4
13 Вы не находите себе места 1 2 3 4
14 Вы взвинчены 1 2 3 4
15 Вы не чувствуете скованности и напряжения 1 2 3 4
16 Вы довольны 1 2 3 4
17 Вы озабочены 1 2 3 4
18 Вы слишком возбуждены и Вам не по себе 1 2 3 4
19 Вам радостно 1 2 3 4
20 Вам приятно 1 2 3 4

Инструкция к тесту (вторая группа суждений)

Внимательно прочитав каждое приведенное ниже суждение, выберите подходящую для Вас цифру в соответствии с Вашим обычным самочувствием : 1 – почти никогда; 2 – иногда; 3 – часто; 4 – почти всегда.

1 Вы испытываете удовольствие 1 2 3 4
2 Вы быстро устаете 1 2 3 4
3 Вы легко можете заплакать 1 2 3 4
4 Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие 1 2 3 4
5 Бывает, что Вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения 1 2 3 4
6 Вы чувствуете себя бодрым человеком 1 2 3 4
7 Вы спокойны, хладнокровны и собраны 1 2 3 4
8 Ожидание трудностей очень тревожит Вас 1 2 3 4
9 Вы слишком переживаете из-за пустяков 1 2 3 4
10 Вы бываете вполне счастливы 1 2 3 4
11 Вы принимаете все слишком близко к сердцу 1 2 3 4
12 Вам не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
13 Вы чувствуете себя в безопасности 1 2 3 4
14 Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
15 У Вас бывает хандра, тоска 1 2 3 4
16 Вы бываете довольны 1 2 3 4
17 Всякие пустяки отвлекают и волнуют Вас 1 2 3 4
18 Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть 1 2 3 4
19 Вы уравновешенный человек 1 2 3 4
20 Вас охватывает сильное беспокойство, когда Вы думаете о своих делах и заботах 1 2 3 4

Ключи к тесту:

Ситуативная тревожность (CT) определяется по ключу к тесту:
СТ = (3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) – (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) + 50 =
Личностная тревожность (ЛТ) определяется по ключу к тесту:
ЛТ = (2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20) – (1,6,7,10,13,16, 19) + 35 =

Анализ теста и интерпретация результатов

Понятие ситуативной, то есть реактивной тревожности и понятие личностной тревожности, то есть активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. По нашему опыту, диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности.

Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, ч уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Суждения

Суждение

Нет, это не так

Пожалуй, так

Совершенно верно

Я спокоен

Мне ничто не угрожает

Я нахожусь в напряжении

Я внутренне скован

Я чувствую себя свободно

Я расстроен

Меня волнуют возможные неудачи

Я ощущаю душевный покой

Я встревожен

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

Я уверен в себе

Я нервничаю

Я не нахожу себе места

Я взвинчен

Я не чувствую скованности, напряжения

Я доволен

Я озабочен

Я слишком возбужден и мне не по себе

Мне радостно

Мне приятно

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Суждения

Суждение

Почти никогда

Почти всегда

У меня бывает приподнятое настроение

Я бываю раздражительным

Я легко расстраиваюсь

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

Я чувствую прилив сил и желание работать

Я спокоен, хладнокровен и собран

Меня тревожат возможные трудности

Я слишком переживаю из-за пустяков

Я бываю вполне счастлив

Я все принимаю близко к сердцу

Мне не хватает уверенности в себе

Я чувствую себя беззащитным

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

У меня бывает хандра

Я бываю доволен

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

Бывает, что я чувствую себя неудачником

Я уравновешенный человек

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Обработка результатов.

1) Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

2) На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

3) Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.

КЛЮЧ

Почти всегда

Почти никогда

Почти всегда

Почти никогда

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко и низкотревожные.