Бой рейдера корморан и крейсера сидней. Рейдерский поход «Корморана». Австралийский поединок. Великая океанская дорога

HMAS Sydney - лёгкий крейсер типа «Чатам» Королевского австралийского военно-морского флота, известный победой в бою со знаменитым рейдером «Эмден».Заложен 11 февраля 1911 года на верфи фирмы London and Glasgow Engineering Company,

спущен на воду 29 августа 1912 года и в 1913 году вошёл в состав австралийского флота.
19 сентября «Сидней» прибыл в Австралию.

Основные характеристики:

Водоизмещение нормальное 5400 т, полное 6000 т.
Длина 139,6 м.
Ширина 14,9 м.
Осадка 4,9 м.
Бронирование пояс - 51 мм; палуба - 38-12,7 мм.
Двигатели 4 ПТ Parsons.
Мощность 25 000 л. с. (18,4 МВт).
Скорость хода 25,5 узлов (47,2 км/ч).
Экипаж 475 человек.

Вооружение:

Артиллерия 8 × 1 - 152-мм/45, 4 × 1 - 47-мм.
Минно-торпедное вооружение 2 × 1 533-мм ТА.
Авиационная группа 1 Sopwith Pup (с 1918 года).

С началом Первой мировой войны крейсер принял активное участие в захвате германских колоний в Тихом океане и защите морских коммуникаций Антанты. В октябре 1914 года «Сидней» занимался конвоированием транспортов с АНЗАК.

1 ноября 1914 года, во время сопровождения «Сиднеем» очередного конвоя совместно с крейсером «Мельбурн», командир отряда капитан 1 ранга М. Л. Силвер получил радиограмму с острова Дирекшен, находящегося в 55 милях к югу от курса конвоя, сообщающую о появлении подозрительного корабля на горизонте. Предполагая, что этим кораблём может быть германский рейдер, Силвер приказал «Сиднею» развести пары и полным ходом идти к Кокосовым островам.

Бой у Кокосовых островов

В 9:15 с «Сиднея» заметили впереди землю, а потом, почти сразу, дым, который оказался «Эмденом», идущим навстречу. В 9:40 противники открыли огонь с большой дистанции, причём слабейший «Эмден» накрыл австралийский корабль третьим залпом, который вывел из строя носовой дальномер и убил дальномерщика.
«Сидней» немного задержался с определением дистанции и пристрелкой, но на двадцатой минуте боя немецкий крейсер начал получать попадания, а к 10:20 потерял переднюю трубу; также были выведены из строя система управления огнём, рулевое управление и радиостанция, отсутствовало электроснабжение. Командир «Сиднея» капитан Глоссоп старался держать дистанцию, чтобы использовать преимущества своих более дальнобойных и тяжёлых орудий.
В 11 часов избитый «Эмден» прекратил огонь и начал движение к берегу. В это время на горизонте появился германский угольщик «Бьюреск», и «Сидней» пустился за ним в погоню.

После потопления угольщика, австралийский крейсер вернулся к сидящему на мели «Эмдену» и предложил сдаться; не получив ответа, капитан Глоссоп приказал открыть огонь, но через пять минут «Эмден» спустил флаг и капитулировал. Потери «Сиднея» в бою составили 3 убитых и 8 раненых.

Дальнейшая служба

В 1915 году «Сидней» был переведён на европейский театр военных действий и оставался там до окончания войны.

В 1922 году крейсер совершил ряд визитов в порты США. В 1929 году он был разобран на металл.


Фрегаттен-капитан Теодор Детмерс в раздумье опустил бинокль. Их враг – сильный, быстрый и смертельно опасный – неспешно вспарывал острым форштевнем тихоокеанские волны в каких-то полутора километрах от его корабля. Уверенный в своих силах, противник беспечно сблизился с тем, кого командир австралийского крейсера «Сидней» принял за безобидного голландского торгаша «Страат Малакка». Крейсер настойчиво и требовательно замигал прожектором: «Покажите ваш секретный позывной». Запас уловок и хитростей закончился. Слово было за пушками.


Из сухогруза в рейдеры

Потерявшей в результате Первой мировой войны и последовавшего за ней Версальского мирного договора почти весь торговый флот, Германии пришлось его отстраивать заново. К началу Второй мировой немецкий торговый флот достигал 4,5 млн. брутто-тонн и был относительно молодым – большое количество кораблей и судов было построено в 30-е годы. Благодаря широкому применению двигателей Дизеля, немцам удалось создать корабли с большой дальностью плаванья и автономностью. 15 сентября 1938 года в Киле со стапелей верфи «Германиенверфт», принадлежавшей концерну Круппа, на воду был спущен теплоход «Штирмарк». Он и однотипный «Остмарк» строились по заказу компании «HAPAG» для длительных коммерческих перевозок. «Штирмарк» был крупным судном водоизмещением в 19 тыс. тонн, оснащенным дизельными двигателями суммарной мощностью в 16 тыс. л.с.

Кораблю не удалось начать карьеру мирного сухогруза. Готовность достроенного «Штирмарка» совпала с обострением политической обстановки в Европе и началом войны. Военно-морское ведомство имело виды на вместительный корабль с большой дальностью плавания и мобилизовало его. Вначале его думали использовать как транспорт, но потом «Штирмарку» нашли более эффективное применение. Было принято решение переоборудовать его во вспомогательный крейсер, благо всеми данными для этой роли он обладал. Новейший сухогруз получил индекс «вспомогательное судно 41». Вскоре «судно 41» было переведено в Гамбург, на завод «Дойче верт», где заняло освободившееся место после вспомогательного крейсера «Тор». Во всей сопутствующей документации будущий рейдер стал обозначаться как «вспомогательный крейсер №8» или «HSK-8».


Теодор Детмерс, командир «Корморана»

17 июля 1940 года его командиром был назначен 37-летний корветтен-капитан Теодор Детмерс. Он был самым молодым командиром вспомогательных крейсеров. Поступил на флот в возрасте 19 лет – сначала служил на старых учебных кораблях. После получения офицерского чина лейтенанта ступил на палубу крейсера «Кельн». Дальнейший путь прошел на эсминцах. В 1935 году Детмерс получил под командование старый «G-11», в 1938 г. корветтен-капитан прибыл к новому месту службы, на новейший эсминец «Герман Шёман» (Z-7). Войну он встретил, командуя этим кораблем. Вскоре «Герман Шёман» встал на ремонт, а его командир получил новое назначение на готовящийся в поход вспомогательный крейсер. «HSK-8» готовили торопливо – он не получил некоторое планирующееся для установки вооружение и оборудование. В отличие от предшественников, рейдер должен был оснащаться радаром, но из-за трудностей технического характера (аппаратура часто ломалась) от монтажа отказались. Не были установлены новые 37-мм автоматические зенитки – взяли старые. В середине сентября были успешно проведены ходовые испытания. 9 октября 1940 г. вспомогательный крейсер под названием «Корморан» официально вступил в состав кригсмарине. Позже Детмерс вспоминал, что долго не мог определиться с названием для своего корабля. В этом неожиданно ему оказал помощь Гюнтер Гумприх, будущий командир вспомогательного крейсера «Тор». Еще когда «Корморан» стоял у стенки верфи, Детмерс встретился с Руктешелем, командиром только что вернувшегося из похода «Виддера», с которым обсудил планы прорыва в Атлантику. Было решено, что «Корморан» будет прорываться через самое опасное, но и самое короткое место – Дуврский канал. Зимой Датский пролив, по мнению немцев, был забит льдами. Однако вскоре пришла радиограмма от траулера «Заксен», разведчика погоды, находившегося в этих широтах. Траулер сообщил, что льда много, однако пройти через него можно. План прорыва был изменен в пользу прохода Датским проливом.

В ноябре 1940 года рейдер перешел в Готенхафен, где производилась окончательная доводка и дооборудование. 20 ноября корабль посетил гросс-адмирал Редер и остался доволен увиденным. «Корморан» в целом был готов к походу, правда, у механиков вызывала опасения полностью не протестированная силовая установка. Для окончательного завершения всех испытаний требовалось время, а Детмерс ждать не хотел. Окончательное вооружение «Корморана» составило шесть 150-мм орудий, два 37-мм орудия и четыре одноорудийные 20-мм зенитки. Были установлены два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. Дополнительное вооружение включало два гидросамолета «Арадо 196» и торпедный катер типа LS-3. Пользуясь крупными размерами «Корморана», на него погрузили 360 якорных мин и 30 магнитных мин для катера. Рейдеру предписывалось действовать в Индийском океане, в африканских и австралийских водах. Резервный район – Тихий океан. В качестве дополнительного задания на «Корморан» возлагалась миссия снабдить находящиеся в южных широтах немецкие подводные лодки новыми торпедами и другими средствами снабжения. Рейдер принял в трюм 28 торпед, большое количество снарядов, медикаменты и провизию, предназначенные для передачи на субмарины.

В Атлантику

На пути к Датскому проливу рейдер встретил плохую погоду. 8 декабря он прибыл в Ставангер. 9 декабря, в последний раз пополнив запасы, вышел в море. 11 числа «Корморан» был загримирован под советский теплоход «Вячеслав Молотов», однако опасения были излишними – рейдер никто не обнаружил. Выдержав жестокий шторм, во время которого 19-тысячный корабль сильно качало, 13 декабря вспомогательный крейсер выбрался в Атлантику. Шторм утих, видимость улучшилась – и 18 декабря был замечен первый дым неизвестного судна. Однако рейдер еще не достиг своего «охотничьего» района, и незнакомец ушел безнаказанно. Вскоре командование изменило свои предписания и разрешило Детмерсу действовать незамедлительно. Рейдер двигался на юг – по расчетам механиков собственных запасов топлива при рациональном использовании должно было бы хватить не менее чем на 7 месяцев похода. Первое время «Корморану» не везло с поисками добычи: с него заметили только одни испанский сухогруз и американское судно. 29 декабря была предпринята попытка поднять в воздух самолет-разведчик, но из-за качки поплавки «Арадо» получили повреждения.

Счет был открыт, наконец, 6 января 1941 года. В качестве почина был остановлен греческий пароход «Антонис», перевозивший уголь по британскому фрахту. После соответствующих процедур, сняв команду и 7 живых овец, а также несколько пулеметов и патронов к ним, «Антонис» потопили. В следующий раз удача улыбнулась немцам 18 января. Непосредственно перед наступлением темноты с рейдера был замечен неизвестный пароход, который двигался противолодочным зигзагом. Детмерс знал, что подобные действия предписывает гражданским судам Британское адмиралтейство, – подобная инструкция была недавно захвачена рейдером «Атлантис». Сблизившись на дистанцию 4 мили, немцы вначале выпустили осветительные ракеты, а потом, когда пароход, оказавшийся танкером, не отреагировал, – открыли огонь. Британец (а уже не было никаких сомнений, что это он) передал в эфир сигнал RRR. Третий залп накрыл цель, и радио замолчало. Когда «Корморан» подошел ближе, с танкера неожиданно загрохотала пушка, успевшая сделать четыре выстрела, после чего возобновивший огонь рейдер поджег корму своей жертве. С «Бритиш Юнион» – так назывался незадачливый танкер – начали спускать шлюпки. Уцелевшая часть экипажа была спасена, а корабль отправлен на дно. Детмерс спешил поскорее покинуть район – сигнал тревоги, поднятый «Бритиш Юнион», сулил неприятные встречи. К месту гибели танкера полным ходом шел австралийский вспомогательный крейсер «Аруа», ему удалось выловить из воды еще восьмерых англичан, которые и пролили свет на произошедшие здесь события. В британских документах неизвестный пока что большой рейдер получил наименование «Рейдер G».

Командование предписало устроившему переполох Детмерсу идти на юг для встречи с кораблем снабжения «Нордмарк», передать на него все торпеды и припасы для подводных лодок, а потом направляться в Индийский океан. «Нордмарк» был фактически кораблем комплексного снабжения – его кладовыми, топливными хранилищами и каютами пользовалось большое количество немецких кораблей и судов, действовавших или проходящих через южные широты: «карманный» линкор «Адмирал Шеер», вспомогательные крейсеры, подводные лодки, блокадопрорыватели и другие суда обеспечения.

Между островами Зеленого Мыса и экватором во второй половине дня 29 января с борта «Корморана» было замечено судно, напоминающее рефрижератор. Притворившись «мирным купцом», рейдер выждал, пока судно подойдет ближе, и поднял сигнал остановиться, одновременно Детмерс приказал дать полный ход. После того как незнакомец никак не отреагировал, немцы открыли прицельный огонь на поражение. Рефрижератор выдал в эфир сигнал тревоги и остановился. С него спустили шлюпки. Судно «Африк Стар» действительно перевозило 5700 тонн мороженого мяса из Аргентины в Великобританию. Его экипаж был принят на борт, а «Африк Стар» немцы были вынуждены затопить – в результате обстрела оно получило повреждения. Рефрижератор тонул медленно, и для ускорения процесса была пущена торпеда. Поскольку жертва рейдера подняла тревогу, «Корморан» на полной скорости покинул этот район. Уже ночью сигнальщики рассмотрели силуэт, в котором было опознано торговое судно. Полученный приказ остановиться был проигнорирован, и вспомогательный крейсер открыл огонь сначала осветительными, а потом и боевыми снарядами. Противник вначале отвечал из кормовой пушки, которая, впрочем, вскоре замолчала. Пароход застопорил машины – абордажная партия обнаружила, что это британское судно «Эврилох», направляющееся с 16 разобранными тяжелыми бомбардировщиками в Египет. «Эврилох» сбился с курса и держался подальше от берега. Вражеские радиостанции гудели в эфире разъяренным потревоженным ульем, и немцам опять пришлось расходовать столь ценную торпеду для быстрой расправы над добычей.

Взяв на борт экипаж «Эврилоха», «Корморан» двинулся на рандеву с «Нордмарком» в специальном районе под названием «Андалусия». 7 февраля встреча состоялась. Компанию «Нордмарку» составляло судно-рефрижератор «Дюкеза», трофей «Адмирала Шеера». На следующий день рейдер получил 1300 тонн дизельного топлива, а с рефрижератора было отгружено 100 говяжьих туш и более 200 тысяч яиц. На «Нордмарк» было отправлено 170 пленных и почта. 9 февраля перегрузка была завершена, и «Корморан» отправился, наконец, в Индийский океан. По пути к мысу Доброй Надежды Детмерс встретился с рейдером «Пингвин», который заботливо «пас» целую трофейную китобойную флотилию. Капитан цур зее Крюдер предложил в качестве разведчика на побегушках один из китобойцев, но его коллега отказался. Трофей был недостаточно, по его мнению, быстроходен.

Плохая погода не позволила выставить минную банку у Уолфиш-Бей (Намибия). 18 февраля произошла авария в машинном отделении. Из-за поломки подшипников вышли из строя дизеля №2 и №4. Детмерс отправил срочный запрос в Берлин просьбой отправить подводной лодкой или очередным блокадопрорывателем не менее 700 кг баббита для изготовления новых вкладышей в подшипники. Ему пообещали выполнить эту просьбу как можно быстрее, поход в Индийский океан был временно отменен. Рейдеру приказывалось пока действовать в Южной Атлантике и ждать «посылку». Пока в машинном отделении специалисты из наличных запасов изготавливали новые части подшипников, 24 февраля на связь с Детмерсом вышел «Пингвин» и предложил передать 200 кг баббита. 25 февраля оба рейдера встретились – состоялся обмен необходимыми материалами и кинофильмами для развлечения команды. «Корморан» тем временем продолжал страдать от постоянных поломок в машинном отделении. Выделенных «Пингвином» запасов должно было хватить на первое время. 15 марта состоялась встреча с одной из подопечных субмарин, U-105, на которую было отгружено несколько торпед, топливо и провизия. С охотой рейдеру пока не везло.


«Корморан» дозаправляет топливом подводную лодку

Длительный перерыв в поисках новой добычи закончился 22 марта. «Корморан» захватил небольшой английский танкер «Агнита», идущий в балласте. Судно находилось в весьма посредственном состоянии и было без сожаления потоплено. Самой ценной добычей являлась карта минных полей возле Фритауна с указанием безопасного прохода. Через три дня практически в этом же районе в 8 утра был замечен танкер, идущий в балласте в сторону Южной Америки. На требование остановиться он не отреагировал – был открыт огонь. Поскольку корабль производил впечатление нового, Детмерс приказал стрелять аккуратнее, чтобы не нанести сильных повреждений. После нескольких залпов беглец застопорил машины. Добычей рейдера стал крупный (11 тыс. тонн) танкер «Канадолайт». Корабль был почти новый, и было решено отправить его с призовой партией во Францию. Приз успешно дошел до устья Жиронды 13 апреля.

Расход топлива и провизии был достаточно обширным, и Детмерс пошел на новую встречу со снабженцем «Нордмарком». 28 марта корабли встретились, а на следующий день сюда же подтянулись две подводные лодки. Одна из них, U-105, передала на рейдер долгожданный баббит, которого, впрочем, оказалось не так много. В планах Детмерса было рандеву с еще одним судном обеспечения, «Рудольфом Альбрехтом», вышедшим 22 марта из Тенерифе. Пополнив топливо, «Корморан» 3 апреля встретился с новым снабженцем, но, к сожалению, баббита на нем не оказалось. «Рудольф Альбрехт» передал много свежих овощей, фруктов, газет-журналов, живую свинью и щенка. Попрощавшись с танкером, «Корморан» ушел на юго-восток.

9 апреля с рейдера был замечен дым за кормой – какое-то судно двигалось одним курсом с ним. Дождавшись, когда расстояние сократится, немцы сбросили маскировку. И вновь англичане игнорировали приказ остановиться и не пользоваться радио. «Корморан» открыл огонь, добившись нескольких попаданий. Сухогруз «Крафтсмэн» остановился. На его корме вспыхнул сильный пожар. Абордажной партии не удалось сразу отправить англичанина на дно – тот не желал тонуть. Все дело было в его грузе – гигантской противолодочной сети для гавани Кейптауна. И только после попадания торпеды непокорный «Крафтсмэн» затонул. На следующий день радисты рейдера приняли радиограмму, принесшую приятную : Детмерсу присвоили звание фрегаттен-капитана. 12 апреля немцы перехватили греческое судно «Николаос Д.Л.», груженное строевым лесом. И вновь не обошлось без стрельбы. Забрав пленных, «Корморан» всадил в жертву несколько 150-мм снарядов под ватерлинию, не считая подорванных ранее зарядов. Грек тонул медленно, но Детмерс не стал расходовать на него торпеду, полагая, что тот потонет и так.

Пришло время вновь пополнить топливо, и «Корморан» в очередной раз пошел в точку встречи с «Нордмарком». 20 апреля в океане встретилась целая группа немецких судов. Кроме «Нордмарка» и «Корморана» здесь находился еще один вспомогательный крейсер – «Атлантис» – с кораблем снабжения «Альстеруфер». Корабль Детмерса получил 300 тонн дизельного топлива и двести 150-мм снарядов с «Альстеруфера». Работу дизелей удалось более-менее нормализовать, и рейдер, наконец, получил приказ следовать в Индийский океан, куда, попрощавшись с соотечественниками, он и направился 24 апреля.

В Индийском океане

В первых числах мая корабль обогнул мыс Доброй Надежды. Воды Индийского океана встретили «Корморан» крепким штормом, бушевавшим целых четверо суток. При следовании на север погода начала постепенно улучшаться – рейдер перекрасился, замаскировавшись под японское судно «Сакито Мару». 9 мая стало известно о гибели вспомогательного крейсера «Пингвин», после чего поступил приказ встретиться в условленном месте с кораблем снабжения «Альтсертор» и разведчиком «Пингвина» – бывшим китобойцем «Адъютант». Корабли встретились 14 мая, и к большому неудовольствию Детмерса по приказу командования ему пришлось перекачать 200 тонн топлива на «Альтсертор». Снабженец в свою очередь пополнил экипаж «Корморана» членами своей команды взамен тех, кто ушел во Францию на танкере «Канадолайт».

Затем потянулись однообразные будни. Почти месяц «Корморан» бороздил Индийский океан, не встречая целей на своем пути. 5 июня был вновь изменен камуфляж – теперь рейдер выглядел как опять же японский транспорт «Кинка Мару». Дважды отправлялся в разведывательный полет корабельный «Арадо», но оба раза безрезультатно. Один раз повстречалось ярко освященное судно, которое оказалось американским. В другой раз неизвестный пассажирский корабль вспугнули внезапно заработавшей установкой по производству дыма. Видя, что охота не идет, Детмерс решил попытать счастья в минной войне – 360 мин все еще ждали своего часа и были опасным и обременительным грузом. 19 июня «Корморан» вошел в воды Бенгальского залива, берега которого изобиловали крупными портами. На выходе из них немцы и планировали выставить свои мины. В первую очередь это касалось Рангуна, Мадраса и Калькутты. Однако и тут рейдеру не повезло. Когда до Мадраса оставалось не более двухсот миль, на горизонте сначала показался дым, а потом начал вырисовываться силуэт крупного корабля, похожего на английский вспомогательный крейсер. Такого рода встреча не входила в планы Детмерса, и он начал уходить на полной скорости. В течение часа неизвестный преследовал рейдер, потом постепенно отстал, скрывшись за горизонтом. Немцам действительно повезло – это был британский вспомогательный крейсер «Кантон», принявший их за японцев. Минная постановка у Калькутты также была отменена – в этом районе свирепствовал ураган.

Длительная полоса невезения наконец-то окончилась ночью 26 июня, когда вахтенные заметили какое-то судно. Традиционно немцы потребовали остановиться и не пользоваться радио. Однако обнаруженный корабль продолжал следовать как ни в чем не бывало, не пытаясь, впрочем, выходить в эфир. Отстучав несколько раз подряд сигнальным прожектором оставшиеся без внимания приказы, рейдер открыл огонь, добившись за семь минут почти 30 попаданий. Судно начало интенсивно гореть, с него спустили шлюпку. Немцы прекратили обстрел. Когда моряков со шлюпки подняли на борт, оказалось, что незнакомец является югославским сухогрузом «Велебит», шедшим в балласте. В момент контакта капитан находился в машинном отделении, а вахтенный офицер не знал(!) азбуки Морзе и не мог понять, чего от него хочет какой-то корабль. Югослав интенсивно горел, поэтому Детмерс не стал добивать изувеченное судно и отправился далее. Через несколько часов, уже в полдень, вновь был замечен дым. Какой-то корабль шел в сторону Цейлона. Под прикрытием дождевого шквала «Корморан» подкрался к своей жертве на расстояние 5 миль. Вновь немцы потребовали остановки и не выходить в эфир. Однако австралийский «Мариба», перевозивший почти 5 тыс. тонн сахара, и не подумал подчиняться, а тут же передал по радио сигнал тревоги. Загрохотали орудия рейдера, и вскоре австралиец уже тонул, спуская шлюпки. Подобрав 48 человек экипажа и добив жертву, «Корморан» спешно покинул этот район. Рейдер ушел на юг, в пустынные и малопосещаемые воды, где пробыл до 17 июля. Был произведен профилактический ремонт дизелей и электрооборудования. Потерявший актуальность, японский грим был сменен. Выдавать себя за нейтрала-японца было уже слишком подозрительно, да и опасно – ночью приходилось бы идти с включенными огнями. Кроме того, нейтральному судну не надо было резко менять курс, уходя от сближения с любым подозрительным кораблем, которым мог оказаться британский крейсер.

Вспомогательный крейсер замаскировали под голландского купца «Страат Малакка». Для пущего реализма на корме был установлен деревянный макет орудия. В новом образе «Корморан» двинулся в сторону острова Суматра. Плавание в тропиках вносило определенные трудности в хранение провианта. Почти десять дней экипаж, сменяя друг друга, занимался просеиванием корабельных запасов муки, в которых оказалось много жучков и личинок. Запасы крупы оказались вообще непригодными к употреблению. В противовес этому, продукты длительного хранения в многочисленных холодильных камерах сохранились хорошо. Продолжая двигаться на юго-восток, 13 августа в 200 милях севернее Карнарвона (Австралия) произошел визуальный контакт с неизвестным судном, но Детмерс, опасаясь присутствия рядом военных кораблей, приказал не преследовать незнакомца. Рейдер двинулся в обратный путь, в направлении Цейлона.

28 августа 1941 года немцы впервые после выхода из Норвегии увидели землю – это была верхушка горы Боа-Боа на острове Энгано, который расположен у юго-западного побережья Суматры. Индийский океан был пустынным – даже полеты гидросамолета не приносили результатов. Только 23 сентября вечером вахтенные к большой радости изнывающего от однообразия экипажа обнаружили ходовые огни идущего в балласте судна. Хоть это и были признаки нейтрала, Детмерс решил осмотреть его. Остановленное судно оказалось греческим «Стаматиос Г. Эмбирикос», идущим с грузом в Коломбо. Экипаж вел себя послушно и в эфир не выходил. Вначале Детмерс хотел его использовать в качестве вспомогательного минного заградителя, однако малое количество угля в бункерах «Стаматиоса» делало это проблематичным. После наступления темноты грек был потоплен подрывными зарядами.

Рейдер крейсировал в западной части Индийского океана до 29 сентября. Необходимость пополнения запасов вынуждало «Корморан» к встрече с очередным кораблем снабжения. Это был «Кульмерланд», вышедший 3 сентября из Кобэ. Рандеву должно было состояться в секретной точке «Мариус». Прибыв туда 16 октября, рейдер встретился с поджидающим его снабженцем. Вспомогательный крейсер получил почти 4 тыс. тонн дизельного топлива, 225 тонн смазочного масла, большое количество баббита и провизию, рассчитанную на 6 месяцев плавания. В обратную сторону последовали пленные, пятеро больных членов экипажа и почта. «Кульмерланд» расстался с рейдером 25 октября, а «Корморан» занялся очередным ремонтом двигателей. Когда механики доложили Детмерсу, что машины приведены в относительный порядок, фрегаттен-капитан вновь отправился к Австралийскому побережью, чтобы выставить минные банки у Перта и в заливе Шарк. Однако немецкое командование передало, что из Перта выходит большой конвой под охраной тяжелого крейсера «Корнуолл», и «Корморан» двинулся в сторону залива Шарк.

Тот самый бой

19 ноября 1941 года стояла отличная погода, видимость была великолепной. Около 4 часов пополудни вестовой доложил Детмерсу, находившемуся в кают-компании, что на горизонте замечен дым. Поднявшийся на мостик фрегаттен-капитан вскоре определил, что это военный корабль, идущий рейдеру на встречу. Австралийский легкий крейсер «Сидней» возвращался домой после эскортирования лайнера «Зеландия», перевозившего войска в Сингапур. «Сидней» уже отличился в боевых действиях на Средиземном море, потопив в бою у мыса Спада итальянский легкий крейсер «Бартоломео Коллеони». Однако в мае 1941 г. командира легкого крейсера капитана 1 ранга Джона Коллинза, имевшего обширный боевой опыт, сменил ранее служивший на берегу капитан 1 ранга Джозеф Барнетт. Во многом это, наверное, и решило исход будущей схватки.


Австралийский легкий крейсер «Сидней»

«Сидней» был полноценным боевым кораблем, водоизмещением почти 9 тыс. тонн и вооруженным восемью 152-мм орудиями, четырьмя 102-мм орудиями, двенадцатью зенитными пулеметами. Торпедное вооружение составляло восемь 533-мм торпедных аппаратов. На борту имелся гидросамолет. Детмерс не потерял присутствие духа и приказал повернуть на юго-запад, чтобы солнце светило австралийцам прямо в глаза. Одновременно «Корморан» дал полный ход, однако вскоре дизель №4 начал барахлить, и скорость снизилась до 14 узлов. Примерно через час после обнаружения рейдера крейсер приблизился на расстояние 7 миль по правому борту и прожектором приказал опознать себя. «Корморан» передал правильный позывной «Страат Малакка» «RKQI», но при этом его подняли между трубой и фок-мачтой, чтобы с подходящего с кормы крейсера его практически не видели. Затем «Сидней» потребовал указать место назначения. Немцы ответили: «В Батавию», – что выглядело совсем правдоподобно. Чтобы сбить преследователей с толку, радисты рейдера начали передавать в эфир сигналы бедствия о том, что голландское судно атаковано «неизвестным военным кораблем». Тем временем крейсер приближался – его носовые башни были нацелены на псевдокупца. Австралийцы периодически передавали сигнал «IK», что по международному своду сигналов означало «приготовиться к урагану». На самом деле настоящей «Страат Малакке» следовало бы ответить «IIKP» согласно секретному своду сигналов. Немцы предпочитали игнорировать повторяющиеся запросы.

Наконец «Сиднею» эта затянувшаяся комедия стала надоедать, и с него просигналили: «Укажите свой секретный позывной. Дальнейшее молчание может только ухудшить ситуацию». Игра закончилась. Каждое торговое судно союзников имело свой индивидуальный секретный код. Австралийский крейсер уже практически догнал «Корморан» и находился почти на его траверсе, на расстоянии чуть более километра. В ответ на запрос в 17 ч. 30 мин. рейдер спустил голландский флаг и поднял боевой флаг кригсмарине. За рекордные сроки в шесть секунд упали маскировочные щиты. Первый выстрел лег с недолетом, а второй залп из трех 150-мм и одного 37-мм орудия угодил в мостик «Сиднея», уничтожив его систему управления огнем. Одновременно со вторым залпом немцы разрядили свои торпедные аппараты. Начал отвечать главный калибр крейсера, но солнце светило наводчикам в глаза, и он лег с перелетом. Заработали 20-мм зенитки и крупнокалиберные пулеметы, мешающие команде крейсера занять места согласно боевому расписанию. На такой дистанции было трудно промахнуться, и немцы всаживали в «Сидней» снаряд за снарядом. Был уничтожен гидросамолет, потом «Корморан» перевел огонь на носовые башни главного калибра – вскоре они были выведены из строя. Выпущенная торпеда поразила нос крейсера впереди носовой башни. Носовая часть «Сиднея» сильно осела в воду. Огонь по рейдеру вели кормовые башни, которые перешли на самостоятельную наводку. Австралийцы мазали – тем не менее три снаряда попало в «Корморан». Первый пробил трубу, второй повредил вспомогательный котел и вывел из строя пожарную магистраль. В машинном отделении начался пожар. Третий снаряд разрушил трансформаторы главных дизелей. Ход рейдера резко снизился.


Одно из 150-мм орудий «Корморана»

«Сиднею» пришлось намного хуже – крейсер внезапно повернул на обратный курс. Было видно, что крышку башни B сбросило в море. Австралиец прошел в каких-то ста метрах за кормой рейдера – он был весь охвачен пожарами. Очевидно, рулевое управление на нем было сильно повреждено или выведено из строя. Противники обменялись безрезультатными торпедными залпами, и «Сидней» начал удаляться 10-узловым ходом, двигаясь на юг. «Корморан» вел по нему огонь, пока позволяла дистанция. В 18.25 бой прекратился. Положение рейдера было критическим – пожар разрастался. Персонал машинного отделения боролся с огнем, пока не погиб практически весь, кроме одного матроса. Огонь подбирался к минному трюму, где лежали почти четыре сотни мин, которых «Корморан» таскал с собой на протяжении всего похода, но так и не смог от них избавиться.

Фрегаттен-капитан понял, что корабль уже не спасти, и приказал поставить подрывные патроны у топливных цистерн. На воду начали спускать спасательные плоты и шлюпки. Первый спущенный плот перевернулся, в результате чего утонули почти 40 человек. В 24 часа, забрав флаг корабля, Детмерс последним покинул обреченный «Корморан». Через 10 минут сработали подрывные патроны, произошла детонация мин – мощный взрыв уничтожил корму рейдера, и в 0 ч. 35 мин. вспомогательный крейсер затонул. На воде оказалось более 300 офицеров и матросов. 80 человек погибли в бою и утонули после опрокидывания плота. Погода ухудшилась, и спасательные средства разметало по воде. Вскоре каботажный пароход подобрал одну шлюпку и сообщил об этом командованию австралийских ВМС, которые немедленно начали спасательную операцию. Вскоре все немцы были найдены, хотя некоторым пришлось проболтаться на плотиках около 6 суток.


Башня главного калибра «Сиднея». Фото сделаны австралийской экспедицией, обнаружившей останки кораблей

О судьбе «Сиднея» никаких известий не было, кроме выброшенной спустя две недели на берег разбитой спасательной шлюпки. Поиски, длившееся почти 10 дней, результатов не дали, и крейсер «Сидней» был объявлен 30 ноября 1941 года погибшим. Долгие годы тайна его гибели оставалась неразгаданной. Пленные немцы, которых тщательно допросили уже на берегу, рассказывали о зареве пожара, которое они наблюдали в том месте, куда ушел объятый пламенем крейсер. Лишь в марте 2008 года специальная экспедиция австралийских ВМС обнаружила вначале «Корморан», а потом и «Сидней» примерно в 200 милях к юго-западу от Карнарвона. Бывшие противники лежат недалеко друг от друга – в 20 милях. Слой воды в 2,5 километра надежно укрыл своим покровом погибших моряков. Какие события произошли в охваченных пламенем отсеках и палубах австралийского крейсера, как закончилась драма, упокоившая этот корабль на дне Тихого океана, мы очевидно никогда не узнаем.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Sydney-class light cruisers

Лёгкий крейсер «Хобарт»
Проект
Страна
Основные характеристики
Водоизмещение 6830…7105 (стандартное),
8815…9090 т (полное)
Длина 161,5/171,4 м
Ширина 17,3 м
Осадка 5,6-5,8 м
Бронирование Пояс - 76 мм;
траверзы - 32 мм;
палуба - 32 мм;
погреба - до 89 мм;
башни - 25 мм;
барбеты - 25 мм
Двигатели 4 ТЗА Parsons
Мощность 72 500 л. с. (53,3 МВт)
Скорость хода 32,5 узла (60,19 км/ч)
Дальность плавания 7000 морских миль на скорости 15 узлов
Экипаж 570 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 - 152-мм/50,
4 × 2 - 102-мм/45
(«Сидней» - 4 × 1)
Зенитная артиллерия 3 × 4 - 12,7-мм пулемёта
Минно-торпедное вооружение Два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа 1 катапульта,
1 гидросамолёт (На «Перте» авиационного вооружения не было)

Лёгкие крейсера типа «Сидней» - тип лёгких крейсеров Военно-морских сил Австралии времён Второй мировой войны. Всего построено 3 корабля: «Сидней » (Sydney ), «Хобарт» (Hobart ), «Перт» (Perth ). Являлись усовершенствованной версией британских лёгких крейсеров типа «Линдер ». В процессе постройки «Фаэтон» был передан Королевскому Австралийскому флоту и переименован в «Сидней». В отличие от систершипов, он строился на частном предприятии и был укомплектован первым, благодаря чему корабли проекта «Улучшенный „Линдер“» называют типом «Сидней».

Единственные современные лёгкие крейсера австралийского флота во Второй мировой войне.

История создания

По предложению главного механика флота было внедрено эшелонное расположение силовой установки. Чередование машинных и котельных отделений позволяло избавиться от опасности одновременного выхода из строя всех машин или всех котлов при затоплении смежных отсеков, что автоматически лишало корабль хода. Такая компоновка внедрялась в большинстве зарубежных флотов. Её применили на крейсерах типа «Аретьюза», и в начале 1932 г. Адмиралтейство распорядилось переработать соответствующим образом проект «Линдера».

Конструкция

Лёгкий крейсер «Сидней»

Проект являлся переработкой проекта «Линдера». Эскиз был готов в июле 1932 года. При тех же основных параметрах (вооружении, бронировании, скорости и дальности плавания) водоизмещение возросло до 7250 т. Главные были в составе и размещении силовой установки. Число, тип и мощность турбин не изменились, но вместо шести котлов осталось четыре повышенной паропроизводительности. Они располагались в двух котельных отделениях а результату новые корабли стали двухтрубными. В носовом КО котлы стояли побортно, а в кормовом - тандемом, чтобы освободить пространство под коридоры внешних гребных валов. Каждая группа котлов работала на свои турбины. По сравнению с «Линдером», энергетическая установка стала на 110 т легче, а благодаря усовершенствованной конструкции крейсерских турбин улучшилась экономичность, запас топлива тоже увеличился - всё это дало прирост дальности плавания.

Как и у «линдеров», стандартное водоизмещение всех крейсеров оказалось меньше проектного («Эмфайон» - 7040 т, «Аполло» - 7003 т, «Сидней» - 7198 т).

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка состояла из четырёх турбозубчатых агрегатов Парсонса и четырёх трёхколлекторных паровых котлов Адмиралтейского типа. Все котлы имели пароперегреватели, подогреватели топлива и воздуха. Схема - эшелонная; котлы расположены попарно в двух котельных отделениях, в носовом котельном отделении котлы располагались побортно, в кормовом тандемом, чтобы освободить пространство под коридоры внешних гребных валов, ТЗА - в двух машинных. Рабочее давление пара в котлах - 24,61 кг/см² (24,29 атм.), температура - 343°С . Каждая группа котлов работала на свои турбины. По сравнению с «Линдером», энергетическая установка стала на 110 т легче. Общая длина машинно-котельных отделений возросла на 2,7 м и достигла 57,3 м. Как следствие, на 2,36 м выросли длина корпуса между перпендикулярами и наибольшая длина. В июле 1935 года «Сидней» вышел на испытания. На предварительных пробах он показал 32,137 узла при водоизмещении 8138 т, а затем на мерной миле у мыса Сент-Эббс развил 33,05 уз. при водоизмещении 7105 т и мощности машин 72 340 л. с.

Представители

Модернизации

«Сидней». Вплоть до своей гибели крейсер не проходил никаких серьезных модернизаций.

«Хобарт». В октябре 1942 года демонтировали катапульту; установлены два четырёхствольных «пом-пома», одиннадцать одинарных «эрликонов», радары типов 279, 272, 282, 283, 284 и 285.

Во время ремонта боевых повреждений (август 1943 - январь 1945 года) сняли девять одинарных «эрликонов» (два оставшиеся переставили на новое место) и их заменили на три спаренных 40-мм установки «Хаземайер/Бофорс» Mk.IV (два на носовой надстройке и один на юте), пять 40-мм «бофорсов» в одинарных установках Mk.HI и два спаренных «эрликона». В общей сложности легкое зенитное вооружение состояло из восьми 40-мм/40, одиннадцати 40-мм/56 и четырёх 20-мм/65 автоматов. Передние 102-мм башни перенесены с кормовой надстройки на срез полубака. Вместо прежнего зенитного директора установлено два новых на нижнем ярусе носовой надстройки. Радары типов 279, 272 и 284 сняты, установлены новые типов 281 В, 276, 277 и американские SG-1 и FC-1. Для сохранения остойчивости в мае 1943 года в трюм уложили 175 т балласта, из которых позже было оставлено всего 75 т.

После войны с крейсера сняли башню «X», смонтировав на её месте два счетверённых 40-мм «бофорса». Между 1953 и 1956 годами «Хобарт» прошёл переоборудование в учебный корабль.

«Перт». В апреле 1940 г. во время ремонта в Сиднее установлена 53-футовая катапульта, которую в феврале 1941 г. в Александрии сняли, смонтировав на её месте четырёхствольный 40-мм «пом-пом» с поврежденного крейсера «Ливерпуль». Тогда же, или чуть позже на топе грот мачты появилась антенна РЛС типа 286.

19 июля 1941 г., перед возвращением корабля в Австралию, «пом-пом» демонтировали, а вместо него переставили 53-футовую катапульту с «Эйджекса». Тогда же установили четыре 20-мм «эрликона» (два на башнях «В» и «X», ещё двумя заменили зенитные пулемёты на носовой надстройке, тогда как кормовой пулемёт сохранился).

Примечания

Литература

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910-2005. - Минск, Харвест, 2007.
  • Патянин С. В. Дашьян А. В. и др . Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922-1946.- Annapolis, Maryland, U.S.A. : Naval Institute Press, 1996.
  • M. J. Whitley. Cruisers of World War Two. An international encyclopedia. - London, Arms & Armour, 1995.
  • Smithn P.C. Dominy J.R . Cruisers in Action 1939-1945. - London: William Kimber, 1981.

Ссылки

19 ноября 1941 года в Тихом океане встретились замаскированный под торговое судно немецкий рейдер «Корморан» и австралийский крейсер «Сидней». Корабли вступили в бой, и в результате полученных повреждений оба затонули. Немцам повезло гораздо больше, так как большая часть экипажа сумела спастись на шлюпках, а вот из 645 австралийцев не выжил никто, часть из них погибла во время боя, другие утонули вместе с судном. Долгое время гибель крейсера, имевшего колоссальные преимущества, оставалась загадкой, однако, морские археологи сумели найти ответ на этот вопрос.

Орудие «Линда». Под стволом можно различить изображения черепа со скрещенными костями.

«Сидней» был одним из легких крейсеров Королевского австралийского флота (RAN). Длина - 171,4 метра, водоизмещение - девять тысяч тонн. Вооружение: восемь 152-миллиметровых орудий, четыре 102-миллиметровые зенитки, пулеметы и восемь торпедных аппаратов.
В 1940 году «Сидней» отправили на Средиземное море, где он утопил два военных итальянских корабля и несколько торговых судов, участвовал в конвойных операциях и береговых бомбардировках. К берегам Австралии крейсер отозвали из-за возросшей активности немецких рейдеров в Индийском океане в 1941 году. Командиром судна был назначен Джозеф Барнет.

«Сидней» в Сиднейской бухте

Экспедицию 2015 года организовал Университет Кертина вместе с Музеем Западной Австралии. Стоимость проекта превысила два миллиона долларов. Подводный управляемый аппарат смог получить яркие снимки пробоины в области капитанского мостика «Сиднея»: снаряд, попавший туда после одного из первых залпов «Корморана», скорее всего, убил большинство офицеров и парализовал управление кораблем. Возможности австралийцев отвечать на огонь «Корморана» существенно сузились.

Подводный аппарат с дистанционным управлением приближается к обломкам

Из-за ограничений, наложенных на габариты военных кораблей Версальским договором, немцы решили опираться (в будущей войне) на переделанные из гражданских судов крейсеры. «Штейермарк», переименованный в «Корморан», стал новейшим и самым большим из девяти рейдеров Handelsstörkreuzer (крейсеров подрыва торговли). Водоизмещение - 8876 тонн, шесть одиночных 150-миллиметровых орудий, зенитные пушки и торпедные аппараты. Главные орудия были замаскированы за фальшивыми листами корпуса и грузовыми люками, которые открывались после приказа о сбросе маскировки. Командиром судна был Теодор Дитмерс.

Рейдер «Корморан»

19 ноября 1941 года, около 16:00 по местному времени, «Корморан» находился в 280 километрах от побережья западной Австралии. Увидев на горизонте мачты военного корабля, капитан приказал уходить. Но «Сидней» также заметил рейдер и двинулся на перехват.

20-миллиметровая зенитная автоматическая пушка «Корморана» и маскировочная откидная створка

Приблизившись, австралийский крейсер потребовал, чтобы «Корморан» опознал себя. «Корморан» показал сигнал - название торгового судна Straat Malakka - и поднял голландский флаг. «Сидней» задал вопрос «Куда идете?», на что рейдер ответил: «Батавия». В ходе обмена сообщениями «Сидней» шел параллельным курсом по правому борту рейдера. Главные орудия нацелились на «Корморан», гидросамолет был готов к взлету, что побудило Дитмерса отдать приказ команде готовиться к бою.

Разрушенный нос «Сиднея», на котором выросли анемоны

«Сидней» подал секретный сигнал, ответ на который знала только команда настоящего Straat Malakka. Рейдер промолчал. «Сидней» дополнительно показал прожектором: «Продемонстрируйте ваш секретный сигнал». Дитмерс понял, что «Корморан» сейчас разоблачат, и приказал сбросить маскировку, поднять вместо голландского флага флаг Кригсмарине и открыть огонь из всех орудий и торпедных аппаратов.

Одно из 150-миллиметровых орудий «Корморана»

Обувь моряков на морском дне

Оба корабля, скорее всего, открыли огонь почти одновременно. Первые выстрелы восьми орудий «Сиднея» не нанесли особого урона германскому кораблю. Близкая дистанция (около 1300 метров) позволила команде рейдера пустить в ход зенитки и защитные орудия ближнего действия, не позволив «Сиднею» воспользоваться дополнительным вооружением. Немцы вторым залпом разрушили мостик крейсера, повредили верхние надстройки, включая башню управления огнем, радиорубки и фок-мачту. К восьмому или девятому залпу торпеда «Корморана» пробила дыру в борту «Сиднея», и крейсер начал заваливаться на нос.

Оторванная носовая часть «Сиднея»

Первая часть боя завершилась: «Сидней» пошел на юг с замедлением хода, «Корморан» не изменил ни курс, ни скорость. Основное вооружение «Сиднея» было полностью выведено из строя (передние башни были повреждены или уничтожены, кормовые заклинило у левого борта). Крейсер окутало дымом пожаров в машинном отделении и передних надстройках, а также вокруг авиационной катапульты. Торпеды «Сиднея» не попали в цель. Но машины «Корморана» из-за боевых повреждений отказали. Остановившись, «Корморан», продолжил интенсивный огонь. К концу 30-минутного боя оба корабля были сильно повреждены. Они находились примерно в десяти километрах друг от друга.

Торпедный аппарат «Сиднея» с неиспользованными торпедами

Анемоны на обломках «Корморана»

На протяжении четырех часов «Сидней» сохранял плавучесть, но потом его нос оторвался и встал почти вертикально под весом якорей и цепей. Корабль быстро затонул. Не выжил никто.

Спасательный плот системы Карли (с «Сиднея»)

«Корморан» после боя не мог двигаться. Дитмерс приказал покинуть корабль: противопожарная система вышла из строя, а пожар в нефтяном танке подбирался к минному погребу. Немцы разместились в пяти шлюпках и на двух плотах. Поздно ночью минный погреб взорвался, и «Корморан» пошел ко дну.

Якорь «Корморана» лежит на обшивке судна

Экипаж рейдера явно гордился своими достижениями. Список воинских побед начинается с греческого грузового судна «Антонис» (потоплен 6 января 1941 года) и завершается другим греческим кораблем, «Стаматиос Г. Эмбирикос» (потоплен 26 сентября 1941 года).

Список из 11 кораблей, захваченных или потопленных «Кормораном»

В двадцатых числах ноября британские и австралийские суда подобрали все немецкие шлюпки (из 399 человек из команды «Корморана» выжило 318). Поиски «Сиднея» не принесли успеха. Выживших не обнаружили. Лишь 27 ноября корабль «Вираллах» обнаружил надувной спасательный круг с крейсера. Позже, в 1942 году, нашли еще два спасательных плота системы Карли.

Шлюпка и баркас «Сиднея»

Гибель «Сиднея» со всем экипажем нанесла сильный удар по боевому духу австралийцев - это была самая большая потеря австралийского флота в истории, составившая 35 процентов от общих потерь личного состава австралийского флота в годы Второй мировой войны.

Экипаж «Сиднея»

Из-за размеров района, где мог происходить бой между «Сиднеем» и «Кормораном», поиски долгое время не приносили успеха. Только в марте 2008 года американский охотник за обломками судов Дэвид Мирн обнаружил немецкий корабль. Вскоре нашли и «Сидней» - в 21,1 километра от «Корморана». 14 марта 2011 года корабли были включены в список национального наследия Австралии.

Орудие «Корморана»

Расследование подтвердило показания капитана Дитмерса и опровергло конспирологические версии событий (например, о тайной помощи японской подлодки немцам). Мощный австралийский крейсер погиб прежде всего потому, что капитан Барнет подошел слишком близко к рейдеру и лишился преимуществ дальнобойной артиллерии. Снаряды же «Корморана» с легкостью пробивали броню «Сиднея».

Корма «Сиднея»

Одни историки обвиняют Барнета в безрассудстве: он не заподозрил подвоха, не поднял для разведки гидросамолет и не навел в эфире справки о чужом корабле.

Часть каюты капитана «Сиднея»

Другие полагают, что Барнета сбили с толку противоречивые инструкции начальства. Рейдеры полагалось расстреливать на расстоянии, а торговые суда, захваченные противником, требовалось брать на абордаж и затем пополнять ими флот союзников. Видимо, Барнет пытался захватить «Корморан», приняв его за «приз» (торговое судно).

Оставшиеся неповрежденными орудия «Сиднея»

Однако, загадочной эта история была только для обывателя, ибо и в английской и в германской военно-исторической литературе подробности этого инцидента были приведены еще в 1950-е годы. Мало того, эти книги вскоре были переведены на русский язык, но практически не известны широкому читателю.

Поэтому, хотя и был ряд публикаций в популярных изданиях, возьму на себя смелость на основание анализа нескольких таких источников и последних данных, полученных при обследовании затонувшего крейсера, попробовать поподробнее осветить этот поистине уникальный случай.

Для нарушения британского судоходства немецкое морское командование на начальном этапе Второй мировой войны широко использовало вспомогательные крейсеры. Эти корабли, выходя на задание, маскировались либо под торговое судно нейтральной страны, либо даже под судно противника. На них скрытно размещалась артиллерия среднего калибра, а иногда рейдеры вооружались даже торпедными аппаратами и разведывательными самолетами. Все свободное место занималось запасами, необходимыми для многомесячного беспрерывного плавания. На должность командиров подбирались наиболее смелые и находчивые офицеры, а экипажи комплектовались, как правило, только из добровольцев.

Вспомогательный крейсер «Корморан» перед выходом в рейд

Одним из таких рейдеров стал вспомогательный крейсер «Корморан» (HSK-8 «Kormoran»). В мирное время судно называлось «Штейермарк» («Steiermark») и принадлежало кампании «Гапаг». Это был совсем новый дизель-электроход водоизмещением 9500 т, который обладал максимальной скоростью в 18 узлов и мог пройти 70 000 миль 10-узловым ходом. После своего превращения во вспомогательный крейсер, он был вооружен шестью современными 150-мм и одним 75-мм морскими орудиями, четырьмя 40-мм, двумя 37-мм и пятью 20-мм зенитками и шестью торпедными аппаратами.

В трюмах помимо запасов хранилось 280 якорных и 40 донных мин, а также два самолета-разведчика «Arado» Ar-196 (в разобранном виде). Экипаж насчитывал 18 офицеров и 391 матросов и старшин.

3 декабря 1940 года под командованием капитана 2 ранга Теодора Антона Детмерса (Theodor Anton Detmers; 1902-1976) «Корморан» вышел из Киля в море для борьбы с торговым флотом противника в центральной части Атлантического и южной части Индийского океанов.

После того как ему посчастливилось прорваться через Датский пролив, рейдер направился в центральную часть Атлантики, где 6 января 1941 года и встретил свою первую жертву - греческое судно «Антонисом» («Antonis»; 3729 брт, 1915 г.) компании «Лемос». Сблизившись до трех километров, немцы потребовали остановиться и не пользоваться радио. Абордажная команда установила, что пароход вез 4800 т угля из Кардиффа в Розарио (Уругвай) по британскому фрахту. С угольщика перевезли на вспомогательный крейсер 29 человек, 7 овец, запасы продовольствия и несколько найденных на борту пулеметов с боеприпасами к ним. Затем «Антонис» пустили на дно подрывными зарядами.

Через 12 дней ночью он потопил крупный английский танкер «Бритиш Юнион» («British Union»; 6987 брт, 1927 г.). Капитан танкера Л. Эттхилл вступил в бои и стал передавать сигналы бедствия. Тогда немцы открыли огонь на поражение. Англичане сумели в ответ произвести всего четыре выстрела из единственной пушки. Горькая правда заключалась в том, что все вооружение танкера было гораздо старше самого судна и обслуживалось членами экипажа, которые имели опыт обращения с подобным оружием лишь в рамках однодневного курса, спешно проведенного во время стоянки в порту, поэтому «бой» закончился быстро. Когда команда стала спускать шлюпки, рейдер прекратил стрельбу, принял англичан на борт и добил судно торпедой. Находившийся совсем неподалеку британский вспомогательный крейсер «Арава» («Arava») заметил орудийные вспышки и поспешил к месту боя, но немцам удалось уйти. 29 января «Карморан» потопил английские суда «Африк Стар» («Afric Star»; 11 900 брт, 1926 г.), и «Юрилокус» («Eurylochus»; 5723 брт, 1912 г.). Последнее имело на борту ценнейший военный груз - боевые самолеты, с которыми шло в Такаради. Оба потопленных судна успели дать радиограммы о нападении. Командующий морскими силами во Фритауне немедленно выслал для обследования района тяжелые крейсера «Норфолк» (HMS «Norfolk») и «Девоншир» (HMS «Devonshire»). Однако рейдер и на этот раз сумел ускользнуть и направился в Южную Атлантику для рандеву с танкером «Нордмарк» («Nordmark»). С него рейдер перекачал 1339 т топлива, в обратном направлении на танкер проследовали 170 пленных.

Командир «Корморана» Теодор Антон Детмерс, фото сделано в плену, он уже с погонами капитана 1 ранга и с Рыцарским крестом

25 февраля 1941 года в Южной Атлантике «Карморан» встретился с двумя немецкими подводными лодками U-37 и U-65, которым передал горючее и продовольствие. 15 марта состоялось длительное рандеву с U-124, командир капитан-лейтенант Георг-Вильгельм Шульц (Georg-Wilhelm Schulz; 1906-1986), на лодку передали торпеды, припасы и топливо. Подводники, уже более 30 дней запертые в стальной «коробке», в это время смогли в полной мере ощутить комфорт на борту крупного корабля, не только приняв душ, но и искупавшись в бассейне, сооруженном на палубе «Корморана», а после насладиться обедом из свежих продуктов, пивом и просмотром кинофильмов.

«Корморан», снимок сделан с подводной лодки U-124

22 марта рейдер потопил небольшой английский танкер «Агнита» («Agnita»; 3552 брт, 1931 г.), а еще три дня спустя, захватил крупнотоннажный танкер «Кэнадолит» («Canadolite»; 11 309 брт, 1926 г.) с грузом бензина, который отправил в Бордо в качестве призового судна. Под командой лейтенанта Х. Бло (Henrik Blo) танкер благополучно достиг устья Жиронды 13 апреля.

В начале апреля рейдер встретился с двумя вспомогательными судами снабжения, пополнил запасы, передал пленных и вновь возвратился в прежний район. Здесь 9 и 12 апреля 1941 года ему попались еще две жертвы. Британский сухогруз «Крафтсмэн» («Craftsman»; 8022 брт, 1922 г.) и греческий лесовоз «Николаос Д. Л.» («Nicolaos D.L.»; 5486 брт, 1939 г.). Однако по-настоящему «зашевелились» и союзники. Поэтому, напуганный усилившейся активностью английских кораблей, Детмерс попросил решение закончить боевые действия в Северной Атлантике, продолжавшиеся четыре с половиной месяца в течение которых он уничтожил или захватил 8 судов общим тоннажем 58 708 т, и направиться на юг.

Через шесть дней рейдер прибыл в свой новый район. Но удача отвернулась от немцев, первые четыре недели поисков не принесли им успеха. 24 июня 1941 года «Корморан» находился в 200 милях к юго-востоку от Мадраса, перед входом в порт которого он намеревался выставить мины. Показавшийся на горизонте военный корабль, заставил отказаться от этого намерения и поспешно ретироваться. А так как в районе Калькутты, выбранной в качестве второй цели, в тот момент свирепствовал ураган, то Детмерс решил временно отказаться от поставки заграждений и направился на юго-восток, уходя из Бенгальского залива. Мины остались на борту, сыграв впоследствии роковую роль в судьбе корабля.

Через два дня немцам удалось потопить еще два судна (югославское и английское) «Велебит» («Velebit»; 4135 брт, 1911 г.) и «Мариба» («Mareeba»; 3472 брт, 1921 г.), доведя общий тоннаж своих жертв до 64 333 т. Предпринятый рейд к островам Ява и Суматра не дал результатов. Поэтому командир «Карморана» направился в район восточнее Мадагаскара, где за три месяца до этого другой немецкий рейдер обнаружил много заманчивых целей.

После недельного патрулирования в указанном районе немцы, наконец, смогли настигнуть одно греческое судно «Стаматиос Г. Эмбирикос» («Stamatios G. Embiricos»; 3941 брт, 1936 г.). Всего за 5 месяцев плавания в Индийском океане рейдер потопил только 3 корабля общим водоизмещением 11 566 т. В конце сентября 1941 года он встретился с судном снабжения «Кульмерланд» («Kulmerland»), доставившим из Японии продовольствие и топливо.

Пополнив запасы и сдав пленных, немцы пошли к берегам Западной Австралии. Командир вспомогательного крейсера, естественно, не знал, что английское адмиралтейство ввело в действие систему опознавания путем нанесения на планшет местонахождения всех дружественных торговых судов и обеспечения их индивидуальными секретными опознавательными сигналами.

Рейд в австралийских водах первые дни не принес результатов. Наконец, 19 ноября 1941 года в 16 ч. 00 мин. вахтенные сигнальщики доложили о появлении на горизонте верхушек мачт и легкого дымка. Море было спокойным, дул небольшой ветерок, небо ясное, видимость просто изумительная. «Карморан» пошел на сближение, тоже сделало и встречное судно. Через несколько минут командир сумел в бинокль разглядеть характерный силуэт двухтрубного военного корабля. Детмарс заглянул в справочник-определитель и похолодел: к его судну приближался австралийский легкий крейсер «Сидней» (HMAS «Sydney»).

Перед самой войной, в 1937 году, в составе британского флота появились крейсера «Фаэтон» («Phaeton»), «Амфион» («Аmphion») и «Апполо» («Appolo»), вскоре переведенные в состав австралийского флота и переименованные соответственно в «Сидней» («Sydney»), «Перт» («Perthes») и «Хобарт» («Khobart»). Это были довольно крупные корабли длиной 170 м и водоизмещением 6985 т. Четыре паровых турбины суммарной мощностью 72 000 л. с. позволяли развивать скорость до 32,5 узла. Вооружение состояло из восьми 152-мм орудий в четырех башнях, четырех 102-мм универсальных пушек в палубных установках и также восьми 40-мм зениток. Броневой пояс имел толщину 102-52 мм, палуба прикрывалась 51-мм броней, а башни 25-мм.

Из приведенных технических характеристик видно, что крейсер «Сидней» являлся не только полноценным, но и весьма достойным представителем своего класса. Поэтому совершенно непонятно, почему, вообще-то достаточно объективный, известный английский военно-морской историк Стефен Уэнтворт Роскилл (Roskill Stephen Wentworth; 1903-1982) в своем капитальном 3-томном труде «Флот и война» скромно именует «Сидней» эскортным кораблем (т. 1 стр. 537).

Детмарс хорошо понимал, что в открытом бою с современным крейсером его судно будет мгновенно потоплено, поэтому решил использовать маленький шанс - попробовать обмануть противника. Орудия и другие предметы военного назначения были тщательно замаскированы. После каждого нападения немцы с помощью специальных щитов меняли очертания надстроек, колер окраски и даже иногда ставили фальшивую трубу. Первоклассная радиоаппаратура самого современного типа позволяла не только держать надежную связь с Германией, но и вести прослушивание вражеских переговоров, вследствие чего командир «Корморана» прекрасно знал, какие суда союзников находятся в этом районе, и выбирал наиболее правдоподобную легенду прикрытия. В данный момент он выдавал себя за голландское торговое судно «Страат Малакка» («Straat Malakka»). Австралийские воды были еще практически не тронуты войной, а вдруг крейсер куда-нибудь спешит, поэтому обойдется только поверхностным опросом и не станет тратить время на полный досмотр.

Боевой корабль вместе с тем неумолимо приближался, в 16 ч. 30 мин. с него была принята первая команда: «Подать свой опознавательный сигнал». Немцы выполнили приказ, продолжая следовать прежним маршрутом. Сблизившись на 1800 м, «Сидней» лег на параллельный курс, пытаясь установить истинную национальную принадлежность обнаруженного судна. Командир австралийского крейсера капитан 1 ранга Джозеф Бернет (Captain Joseph Burnett; 1899-1941) неоднократно пытался запросить у «торгового судна» его опознавательные знаки, но немецкий капитан всячески тянул время. Бдительность австралийской команды была низкой, похоже командир «Сиднея» верил, что перед ним голландский «Страат Малакка» и просто формально выполнял приказ о досмотре всех судов.

Тогда немцы, продолжая игру, заполнили эфир призывами о помощи: «Мирный корабль преследуется вражеским рейдером! Помогите, кто может!». Однако это не произвело никакого впечатления, и последовала команда: «Застопорить машины». Детмерс выполнил и этот приказ, поскольку четко понимал, что в случае боя лучше иметь дело с неподвижным врагом, ибо только тогда появится шанс отличиться у его торпедистов.

Корабли остановились, и в этот момент австралийцы потребовали поднять секретный опознавательный сигнал. На рейдере поняли, что игра проиграна, но Детмерс максимально тянул время, ибо его высокобортное судно под действием ветра дрейфовало в сторону приземистого боевого корабля, что сокращало и так небольшую дистанцию между ними. Наконец, на крейсере стали терять терпение, и приказ принял вид ультиматума. Суда сблизились уже на 1100 метров и немцы решили, что пора переходить к делу.

Опытный морской офицер (на флоте с 1921 года) командир рейдера в последний раз оценил обстановку. Вид вражеского корабля внушил ему некоторую надежду на то, что его положение не так уж безнадежно. На боевых постах было немноголюдно, и хотя две носовые башни главного калибра «на всякий случай» были нацелены на обследуемое судно, другие артиллерийские расчеты отсутствовали на своих местах, а на палубе было много «праздношатающейся публики». Судя по всему, даже не была сыграна «боевая тревога». Детмарс лихорадочно размышлял, куда направить первый залп, попробовать уничтожить носовые башни, или дезорганизовать управление кораблем, сбив командирский мостик, где хорошо просматривалась большая группа офицеров? За откидными, маскировочными щитами в страшном напряжении застыли орудийные расчеты. Цели они не видели, но приборы управления огнем выдавали все необходимые для стрельбы данные.

Наконец, решение принято: взвыли сирены, упали маскировочные щиты, на мачте взвился нацистский флаг. Первый залп принес немцам большой успех: на крейсере был практически разрушен командирский мостик с постом управления огнем артиллерии. Расчеты Детмерса полностью оправдались, ответный залп австралийцев дал большой перелет (это с 1100 м!). Зато немцы своим вторым залпом буквально снесли у крейсера носовые башни. Почти одновременно одна из выпущенных «Кормораном» торпед образовала пробоину в районе мостика вражеского корабля, и «Сидней» резко осел на нос. Судя по всему, торпеда сильно повредила двигательную установку. Еще один залп немцев уничтожил бортовой самолет и все судовые шлюпки, крейсер вспыхнул как факел. Близкая дистанция позволила команде рейдера пустить в ход автоматические зенитки, тем самым не позволив «Сиднею» воспользоваться открыто установленным на надстройках вооружением.

Замешательство австралийцев было не слишком долгим. «Сидней», наконец, собрался и ответил по-настоящему: два шестидюймовых снаряда, выпущенные из кормовой башни снесли баковое орудие «Карморана» вместе с расчетом. В 17 ч. 45 мин. немецкий рейдер лишился хода, крупный снаряд поразил машину, начался сильный пожар. Однако положение австралийцев было еще хуже: практически вся артиллерия правого борта была уничтожена, носовые башни ГК были разбиты, кормовые заклинило у левого борта, на корабле бушевали многочисленные пожары. Не смотря на это, крейсер сделал слабую попытку развернуться, чтобы ввести в дело уцелевшие 102-мм орудия левого борта, но «Карморан» снова накрыл его беглым огнем из всех оставшихся пушек. Немцы стреляли с великолепной скоростью, сказывались долгие часы тренировок их артиллеристов. Тогда австралийцы решили выйти из боя, и объятый пламенем «Сидней» начал медленно удаляться. Его орудия уже не отвечали, мачты отсутствовали, палубные надстройки были уничтожены. Немцы осыпали беспомощный крейсер снарядами до тех пор, пока он в 18 ч. 30 мин. не скрылся за горизонтом. К этому времени почти совсем стемнело. Яркая вспышка, озарившая ночное небо в 22 ч. 00 мин. в направлении, куда ушел подбитый корабль, была вызвана, очевидно, его взрывом. Подробности последних часов несчастного крейсера неизвестны, так как с «Сиднея» не удалось спастись ни одному человеку. По другой версии на протяжении четырех часов «Сидней» сохранял плавучесть, но потом его нос оторвался. Корабль быстро затонул.

Положение «Корморана» тоже было очень тяжелым. Помимо того, что выбыло из строя 46 человек из состава экипажа и была разбита машина, продолжались сильные пожары, а на борту находилось большое количество мин. Если бы не этот злополучный груз, экипажу, уже в некоторой степени локализовавшему огонь, наверняка удалось бы справиться с пожаром, а наличие на судне прекрасной мастерской и квалифицированных механиков, давали надежду и на починку двигателя.

Но все усилия оказались тщетны: когда температура в «минных трюмах» стала приближаться к критической, командир приказал оставить корабль, и вскоре после полуночи он со страшным грохотом взлетел на воздух. Целая флотилия из спасательных шлюпок под парусами двинулась к Австралийскому побережью. Вскоре к мэру небольшого городка на западе Австралии поступило тревожное известие: на побережье высаживаются немцы. Притом, не пара десятков человек с потопленной подводной лодки, а сотни военных моряков. В городе началась паника. Однако немцы, сохраняя идеальную дисциплину, безропотно сдались в плен, не проявив ни малейшего желания завоевывать Австралию. Еще часть экипажа была выловлена в море со спасательных плотов австралийскими кораблями.

Это были 315 моряков и 3 китайца-прачки из более 400, вышедших почти год назад на «Корморане» с другого конца Земного шара в трудный и опасный рейд, для нарушения британского торгового судоходства. Домой на захваченном танкере вернулись только 16 человек из состава призовой партии. Погибло 80 человек - 2 офицера и 78 матросов (из них 34 на перевернувшемся спасательном плоту), остальные надолго попали в плен. 4 декабря 1941 года Т. Детмерс, находясь в плену, стал кавалером Рыцарского креста, а 1 апреля 1943 года получил чин капитана 1 ранга. Освободили команду рейдера только в самом начале 1947 года. За время нахождения в лагере, не смотря на более чем сносные условия содержания, один из моряков умер от болезни, остальные благополучно вернулись домой.

Что касается причин, по которым произошел этот совершенно уникальный в военно-морской истории случай, то вина за поражение, конечно, целиком и полностью лежит на командире австралийского крейсера. Те несколько секунд, на которые рейдер упредил его в открытии огня, а самое главное сумел в упор пустить торпеды, оказались решающими. Проявив преступную беспечность и полнейшее пренебрежение элементарными мерами безопасности при встрече в море с незнакомым судном, командир фактически погубил могучий боевой корабль и 645 человеческих жизней. Самое удивительное, что «Сидней» получал дважды в день сообщения о положении всех торговых судов дружественных стран, и должен был знать, что ни одного из них не было в районе ближе 200 миль. Некоторые историки полагают, что Барнета сбили с толку противоречивые инструкции начальства. Ибо рейдеры полагалось расстреливать с расстояния, а торговые суда противника требовалось брать на абордаж и затем пополнять ими флот союзников. Впрочем, надо отдать должное и капитану 2 ранга Детмерсу, все ошибки своего оппонента он использовал на 100 %.

Для Австралии гибель «Сиднея» стала подлинной национальной трагедией - все 645 членов его экипажа погибли, что является самой большой потерей австралийского флота в его истории, составившей 35% от общих потерь личного состава австралийского флота за все годы Второй мировой войны. Мало того, крейсер стал также самым большим союзным кораблем, погибшим во время Второй мировой войны со всей командой.

Долгое время место гибели обоих кораблей было известно лишь приблизительно. Найти крейсера удалось только в марте 2008 года после того, как правительство Австралии выделило средства для программы их поиска. Они были обнаружены на глубине двух с половиной километров примерно в 100 морских милях от западного побережья Австралии. Интересно, что «Сидней» нашли спустя менее суток после того, как в том же районе был найден затонувший «Корморан», с которым и вели бой австралийские моряки в ноябре 1941 года. Обнаружение обломков позволило экспертам исследовать повреждения, нанесенные обоим кораблям, и сверить их с официальными записями и свидетельствами, взятыми у выживших членов экипажа «Корморана», благодаря чему стало возможным определить, что случилось с крейсером «Сидней». Всего за время часового боя «Корморан» расстрелял около 550 150-мм снарядов и добился, по немецким данным, более пятидесяти попаданий (подводные исследования показали, по крайней мере, 87 попаданий 150-мм снарядов). Реконструкция боя позволила получить доказательства того, что от снарядов и торпеды сразу погибли 70% команды «Сиднея». Многие члены экипажа были ранены или блокированы в отсеках судна, задымленных продуктами горения и токсичными веществами. Те, кто не пострадали и смогли выбраться на палубу, не имели шансов выжить в открытом море без спасательных лодок.

Руководивший исследованием эксперт Теренс Коул (Terence Cole) в своем докладе объемом в полторы тысячи страниц тоже сделал вывод, что капитан 1 ранга Джозеф Бернетт допустил непростительную ошибку, не отдав приказа своему экипажу заступить на боевые посты при приближении к незнакомому кораблю, оказавшемуся немецким вспомогательном крейсером. В результате, как утверждает эксперт, «Сидней» приблизился к «Корморану» на опасное расстояние, где все его тактические преимущества сводились на нет, а немецкий корабль получил возможность атаковать, используя эффект неожиданности.

Мне, конечно, искренне жалко австралийцев - и не только по-человечески, а и потому что они рука об руку с моими предками дрались против нашего общего врага. Но эта история должна лишний раз подчеркнуть мысль, которую любому военному человеку с первых дней службы повторяло и повторяло множество командиров всех степеней: «До последней буквы учи Устав, учи боевые наставления, учи инструкции, ибо их страницы писаны кровью далеких и неизвестных людей, учи, чтобы их смерть и увечья не пропали зря, учи!»

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}